Календарь

Ноябрь 2024

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

   |  →

16:10, 28.06.2024

Фабрика обмана: в Аксайском районе с начала года более ста человек стали жертвами мошенников

Злоумышленники постоянно придумывают новые способы отъема денег у населения. Остапы Бендеры XXI века не гнушаются ничем. Они не только обманом забирают у людей сбережения, но и заставляют доверчивых граждан брать кредиты или сами оформляют денежные займы, используя персональные данные аксайчан.

И.И. Капустин ведет прием граждан. / ФОТО из архива МВД

Проблема серьезная. Пандемия мошенничества пришла в страну с развитием цифровых технологий. С тех пор преступниками было обмануто огромное количество людей. На смену устаревшим методам обмана приходят другие. На удочку попадаются и молодые, и пожилые люди, высокообразованные, занимающие серьезные должности, и представители рабочих профессий. Главный принцип, которым руководствуются мошенники, – ошеломить, ввести в состояние шока, и, пока жертва не пришла в себя, заставить ее отдать деньги. Мы не раз писали о том, что самый верный способ избежать обмана – не вступать в диалог с мошенником. Только как понять, что на том конце провода не представитель сотового оператора или сотрудник ФСБ, а преступник? Об этом мы говорили с заместителем начальника полиции по охране общественного порядка ОМВД России по Аксайскому району Е.В. Лыженковым.

«Профилактика имеет огромное значение. Для того, чтобы обезопасить аксайчан от действий мошенников, мы выезжаем на предприятия и рассказываем о том, как преступники обманывают граждан. Участковые уполномоченные вручают жителям района буклеты с информацией о том, как уберечься от обмана», – утверждает Е.В. Лыженков.

– Евгений Васильевич, как обманывают аксайчан?
– Буквально два-три месяца назад распространены были звонки с просьбой обезопасить свой счет. В этом случае мошенники представлялись сотрудниками службы безопасности банка и говорили, что со счета потенциальной жертвы кто-то пытается снять средства. Злоумышленники предлагали перевести деньги, чтобы до них никто не смог добраться. При этом они утверждали, что им необходимо понять, какой из сотрудников банка ворует деньги клиентов. Чтобы вывести его на чистую во- ду, нужно отследить передвижение средств. А для этих целей злоумышленники предлагали своим жертвам оформить кредит и перевести деньги на указанный счет. Под благовидным предлогом десятки и даже сотни тысяч рублей уходили в неизвестном направлении. Чтобы запутать следы, мошенники переправляли их со счета на счет или электронные кошельки. Люди понимали, что их обманули, когда мошенники переставали выходить на связь. Тогда они приходили в ОМВД, чтобы написать заявление. Сегодня таких звонков становится меньше. Как и контактных способов обмана. Эта старая схема, когда злоумышленники представляются сотрудниками полиции и утверждают, что их сын (брат, сестра, дочь и так далее) совершили преступление. Для того, чтобы избежать уголовного преследования, необходимо заплатить определенное количество денег. За ними, как правило, приезжает курьер. Такие преступления обычно раскрываются.

– Какие способы обмана актуальны сейчас?
– Те, что были несколько месяцев назад, постепенно уходят с арены. Сегодня на пике популярности взлом личного кабинета на портале Госуслуг. Методы, которые мошенники для этого применяют, разные. Первый выглядит так: мошенники присылают сообщение, в котором находится ссылка. Если на нее нажать, на телефон скачивается приложение, с помощью которого преступники получают полный доступ к телефону и всему, что там находится – файлам, приложениям. И используя Госуслуги, оформляют кредит в банке. Второй метод: звонок потенциальной жертве. Как правило, мошенники рассказывают легенду о том, что у вас заканчивается договор на обслуживание сим-карты. Они предлагают не тратить время на поход в офис и прямо здесь и сейчас в телефонном режиме решить эту проблему. Они просят продиктовать паспортные данные и назвать четыре цифры кода, которые пришли на телефон. Человек даже не подозревает, что называя число, они дают возможность злоумышленникам зайти в личный кабинет кабинета Госуслуг, получить доступ ко всем документам, оформить кредит или получить доверенность на совершение финансовых операций. Часто они просят положить телефон экраном вниз, чтобы хозяин телефона не видел, что мошенники удаленно заходят во все приложения и выполняют всевозможные операции. При этом они блокируют экран, и человек не может войти в смартфон.

Бывает, что мошенники предлагают людям быстрый заработок. Они предлагают положить деньги на счет и с помощью финансовой биржи получить быструю прибыль. Поначалу они действительно могут переводить потенциальной жертве проценты от прибыли. Когда человек готов внести большую сумму и даже взять для этого кредит, мошенники становятся особенно настойчивыми. Они звонят до тех пор, пока не получают деньги. А потом пропадают со связи.

Способы обмана зависят от возраста человека, которому мошенники звонят. Пожилых людей, которые не владеют технологиями, они сопровождают до офиса банка, дают подробные инструкции, в какое приложение зайти, какую кнопку нажать.

Мошенники зачастую звонят через мессенджеры или используют аппаратуру для подмены номера. Нередко жертву обвиняют в госизмене за денежные переводы в пользу СВУ. Мошенники звонят клиенту и представляются сотрудниками полиции, Следственного комитета, прокуратуры или ФСБ. Они сообщают, что сотрудник банка, в котором обслуживается клиент, украл его персональные данные и осуществляет переводы с его счета в пользу армии Украины. Мошенники говорят, что ответственность за переводы лежит на владельце карты, поэтому клиент может быть обвинен в государственной измене, за что ему грозит до 20 лет лишения свободы.

Запомните, сотрудники правоохранительных структур никогда не будут звонить гражданам с предложением обезопасить их банковские счета! Не будут звонить и операторы сотовой связи с предложением продлить договор на оказание услуг.

– В Аксайском районе такие случаи были?
– В июне этого года к нам обратилась пожилая женщина. Оказалось, что ей пришло сообщение. Мошенники представились именем бывшего работодателя и сообщили, что в организации произошла утечка персональных данных и Федеральная служба безопасности будет проводить проверку. Тут же поступил звонок от человека, который представился сотрудником ФСБ и сказал, что женщина может быть привлечена к ответственности. Следом позвонил якобы работник банка и сообщил, что кто-то неизвестный пытается оформить на пенсионерку кредит. Для того, чтобы аннулировать операцию, необходимо выполнить ряд действий. Под руководством мошенников женщина зашла в приложение банка и получила займ. Потом злоумышленники попросили потерпевшую дойти до банкомата в обычном продуктовом магазине, снять наличные и положить купюры на определенный счет. Женщина заподозрила неладное, когда телефон преступников перестал отвечать. Они не просто так послали свою жертву в банкомат, который находится не в офисе финансовой организации. Сотрудники банков могут помешать мошенникам осуществить задуманное. В этом году было четыре случая, когда банковские работники поняли, что клиент берет кредит по просьбе мошенников. Специалисты предотвратили преступление и помогли аксайчанам избежать финансовых потерь. Финансовая организация пригласила нас на беседу с теми, кого хотели обмануть.

– Евгений Васильевич, заявления от тех, кому позвонили мошенники, часто поступают в отдел?
– Каждый день мы принимаем два-три заявления. Не все заявители успели перевести деньги. С начала этого года 101 человек отдал свои средства преступникам.

– Каким был самый большой и самый маленький ущерб?
– Самый значительный ущерб составил 20 млн рублей. Буквально вчера написал заявление мужчина, на которого через Госуслуги оформили кредиты на сумму шесть и девять тысяч рублей.

– Бывают случаи, когда потенциальная жертва мошенников успела соскочить с крючка и предотвратить финансовые потери?
– Разумеется. Одному из жителей района позвонил злоумышленник, представился сотрудником оператора мобильной связи, предложил продлить договор на оказание услуг. В ответ на это мужчина выразил уверенность, что ему звонят мошенники, и он не желает продолжать разговор. Голос на том конце провода ответил, что сейчас придет смс от компании и поступит звонок с телефона сотового оператора. Действительно, пришло сообщение от контакта, имя которого совпадало с названием компании, предоставляющей услуги связи. Мошенники попросили назвать код, который пришел на телефон. Когда четыре цифры были произнесены вслух, на смартфоне сами собой начали открываться приложения, а сенсер экрана не реагировал на прикосновения. В это же время стали поступать бесконечные звонки от всевозможных «служб», которые призывали спасти деньги. Мужчина понял, незамедлительно обратился в МФЦ, поменял код личного кабинета портала Госуслуг, он заблокировал все имеющиеся банковские карты, и мошенники не смогли перевести средства на свои счета.

Маргарита СЕРЕБРЯННИКОВА

Ключевые слова: Аксай, Гаджеты и телеком
Источник: Газета «Победа»
просмотров: 133

Аккредитация

Компания или частное лицо может получить аккредитацию для публикации новостей на нашем портале.