В семье Васильевых из станицы Мишкинской растут четверо детей: девочки семи и пяти лет и мальчики трех и двух лет. В недалеком будущем семья переедет в большой дом. Недавно Васильевы получили свидетельство о предоставлении социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья.
Семья Васильевых.
/ ФОТО из семейного архива Васильевых
Накануне Международного дня отца мы решили расспросить Даниила, легко ли быть многодетным папой. Для начала прошу рассказать о семье, в которой он вырос. Поскольку разговор наш больше про отцовство, интересуюсь, чему главному научил в свою очередь его отец, что очень помогает во взрослой жизни. Выясняется, что Даниил – первенец у родителей:
– В нашей семье я – старший из детей. После меня еще родилось шесть братьев и семь сестер. Получается нас у мамы с папой – четырнадцать. Папа – пчеловод. С детства, сколько себя помню, вместе трудились на пасеке, постоянно что-то делали, вместе зарабатывали. Но самое главное – мой папа глубоко верующий человек, и он научил меня верить в Бога. Конечно, мне это пригодилось в жизни. Там, где бывает трудно, нелегко – не отчаиваться, прилагать старания, и тогда все получится.
После окончания музыкального колледжа в 19-летнем возрасте Даниила призвали в армию.
– Естественно, это был новый период в жизни, – продолжает мой собеседник, – довольно сложный и непростой. Неизведанная дорога – как и что на ней будет? Такая новая школа жизни. Конечно, я советовался с папой, спрашивал, как он в свое время два года отслужил в армии. Его советы пригодились – не унывать, не отчаиваться и строго держаться своих принципов, отстаивать их, несмотря ни на что. Так я и отслужил, мне это помогло.
– За какие черты в своем характере особенно благодарен родителям? И в большей степени – своему папе, может быть?
– У меня очень хорошие родители. Папа – спокойный, покладистый, с ним можно договориться. Я всегда видел много положительных моментов в его характере, жизни, поведении. Особенно запомнил – папа мог просить прощения, когда это было необходимо. Все мы люди, каждый со своим характером, настроением, разные бывали ситуации, иногда конфликтные. Очень ценно, что папа мог взять на себя ответственность, чтобы наладить отношения и хороший климат в семье. Это очень важно.
– Думал когда-нибудь о том, что в своей семье будет много детей? Когда первого ребенка ждали, вели разговоры с супругой, что обязательно еще будут дети?
– Так как моя жена тоже из многодетной семьи, мы рассчитывали на то, что у нас будет не один ребенок. Нам хотелось, чтобы у нас было много детей. Когда родился первый ребенок, конечно, ждали, что будет и второй, и третий. Вот сейчас уже четверо.
– Вы – музыкант. А кем бы хотел, чтобы дети стали? Не пожалел о выбранной когда-то профессии?
– Да, я играю на скрипке, жена – на фортепиано, оба заканчивали музыкальный колледж. Конечно, уже рассуждаем, кто из наших детей какой инструмент выберет. Уже «раздаем» инструменты, пока виртуально. Старшая дочь Эвелина предварительно пойдет учиться игре на скрипке, Даниэла – скорее всего на фортепиано, Марк – на гитаре или виолончели, младший Андрюшка – возможно на каком-то духовом инструменте.
Конечно, я не жалею, что выбрал профессию музыканта. У меня это больше не профессия, а призвание. Благодаря музыке, я познакомился со своей женой Эльвирой. Это сыграло в моей жизни очень большую роль. Конечно, я бы хотел, чтобы мои дети были связаны с музыкой.
– Есть «разделение труда» в воспитании детей? Например, мальчиков я воспитываю, девочек – супруга?
– Мы не разделяем, кто за кого ответственный. Бывает, я на работе, жена звонит, просит помощи и совета. Например, в моменты, когда трудновато ей совладать с детками, включаем видеосвязь и приходится наставлять, особенно маленького, который меня больше слушается даже на расстоянии. Конечно, совместно воспитываем детей.
– Сколько времени, на ваш взгляд, надо уделять детям?
– Я бы сказал, максимально, насколько это возможно. Потому что детям точно нужно общение, с ними нужно разговаривать, обсуждать их вопросы, выезжать на природу, ездить на экскурсии, на море, в горы. Получается не часто, но мы стараемся находить моменты и время, чтобы больше быть с детьми. У меня получается уделить больше времени в выходные, не могу сказать точно – сколько. В будни, когда приезжаю с работы, есть возможность пообщаться с детьми, поиграть – хотя бы часик до их сна с ними побыть. Конечно, основная нагрузка ложится на жену.
– Спрашиваю у Эльвиры, представляла ли, какой он будет – отец ее детей? И оправдались ли ожидания?
– Не представляла, поэтому и ожиданий не было никаких. Но вот каким мой Даниил оказался отцом – с радостью расскажу. Даниил очень заботливый, ответственный, переживательный, я бы сказала. Наверное, сказывается, что он был старшим ребенком в семье. Если детки заболели, переживает не меньше, чем я. У него всегда есть время для детей. Именно на то, чтобы выслушать их. Эвелина у нас очень любит поговорить, например, начнет сон рассказывать, да так долго, у меня терпения уже и не хватает слушать. А муж выслушивает внимательно все ее рассказы от начала до конца.
Папа Даниил с сыновьями.
/ ФОТО из семейного архива Васильевых
– Может быть, заметили особый отцовско-педагогический талант у супруга?
– Это да, есть талант – как с детьми беседует. Насчет нравственности, поведения, чтобы сердечки их были добрыми. Особенно он их учит благодарности. Даниил сам очень благодарный человек и детей этому учит, напоминает говорить спасибо после еды и не только. Объясняет, что это значит – быть благодарным, помогает понимать, как другой человек проявил заботу или оказал помощь.
– Даниил, а главное в папе – это, на ваш взгляд, что? Именно в папе, а не в главе семьи. Другими словами, хороший отец – он какой?
– Я так понимаю, чтобы папа был настоящим и самым близким другом в семье. С которым можно проводить свободное время, просто общаться, советоваться, гулять, отдыхать, работать вместе. Я очень хочу, чтобы у меня были такие отношения с детьми. Иногда нужно быть и строгим. Но в большей степени быть другом. Чтобы ребенок всегда знал, что папа поможет и никогда не оставит в трудную минуту.
– Что в вашем отцовстве вас радует больше всего?
– Мне очень нравится, когда младший сыночек, он еще не очень разговаривает, но много и часто говорит просто «папа». И он это говорит с разной интонацией, какие-то выражает эмоции, это просто звучит прекрасно! Очень мне нравится, когда прихожу с работы, как дети встречают, слова говорят хорошие. Еще когда твой ребенок обнимает тебя, кладет головку тебе на плечо, радуюсь очень – чувствую доверие. Иметь такие отношения с детьми и знать, что кто-то во мне нуждается, я кому-то очень нужен – это очень приятно.
– Что самое трудное для вас в отцовстве? Может быть, запомнились какие-то моменты? Почему именно это? Как с этими трудностями справились или справляетесь?
– Трудно иногда сохранить самообладание. Детки разные, состояние у них разное, то настроения нет, то не выспался, то проголодался, то что-то натворил, машину поцарапал, например, или посуду разбил и так далее, в такие моменты иногда бывает сложно сохранить самообладание. И важно быть сдержанным и терпеливым, помнить, что все мы были детьми. Я сам был ребенком и точно так же шалил, что-то вытворял, что-то портил… Ущерб – дело наживное, не стоит на это сильно обращать внимание. Самое главное – добрые взаимоотношения. Поговорить с ребенком, стараться договариваться, если нужно даже просить прощения. Такое тоже бывает.
– Быть папой – как это?
– Помню, когда родилась первая доченька, в ту ночь я был возле роддома и ждал вестей, потом ехал домой и мне не верилось – неужели я стал отцом. Это было что-то непередаваемое. И с каждым ребенком я это осознаю все больше и больше, и радость от этого все больше. Каждый раз, когда ребенок обращается и называет меня «папа», это звучит как прекрасная музыка. Это хочется слушать и слушать.
Быть папой – это замечательно, превосходно. И я бы многим посоветовал не бояться ответственности, дети – это прекрасно. Пускай будет больше молодых пап, отцов, и рождается много деток в хороших и счастливых семьях.
Ольга БЛОТНИЦКАЯ