Волгодонск взрастил талант писателя, Санкт-Петербург его развил: как уроженец Ростовской области Никита Нефедов искал себя и нашел в жанре городское фэнтези.
Героем рубрики «Мы из Волгодонска» стал 26-летний писатель, книжный блогер и IT-специалист Никита Нефедов. Детство он провел в станице Красноярской Цимлянского района, после осваивал в Волгодонске в техникуме ВИТИ НИЯУ МИФИ специальность строителя зданий и сооружений.
С 2019 года Никита Нефедов живет в Санкт-Петербурге, работает в IT-сфере и пишет литературные произведения преимущественно в жанре городское фэнтези, в основе которого лежит городская мифология. В целом же, автору удалось опубликовать в различных форматах около 15 своих произведений, одним из наиболее успешных стал сборник «Дикие истории из Петербурга». «Когда-то Петербург призвал меня, чтобы я услышал истории, которые должны быть рассказаны», – указал Никита в аннотации к сборнику.
О том, что подвигло молодого студента-строителя начать писать и переехать из Волгодонска в Санкт-Петербург, в каких еще творческих направлениях он реализуется, что думает о литературном потенциале Волгодонска и в целом о городе, а также о многом другом Никита Нефедов рассказал «Блокноту» в интервью.
Где вы родились? Как оказались в Волгодонске?
Я родился в 1997 году в станице Красноярской Цимлянского района, там же учился в школе. В 2017 году, после девятого класса, поступил в техникум ВИТИ НИЯУ МИФИ, но продолжал жить в Красноярской – каждый день ездил на учебу в Волгодонск. А именно жил я в Волгодонске в 2019 году, когда работал в ДК имени Курчатова.
Расскажите о своем детстве. Каким ребенком вы были, чем увлекались?
Какое-то время посещал станичную школу искусств, занимался рисованием. Помню, что слепил из скульптурного пластилина крокодила и медведя. Медведь получился лучше. Но рисование быстро бросил, потому что оно пересекалось с плаванием – тренировался в Цимлянском СДЮСШОР. В итоге остались только школа и плавание.
![](/rostov/pictures/90129541/small_picname_1.jpg)
Насколько помню, я был тихим и спокойным. Ребенок-домосед. Школа и плавание были каждый день и друг за другом с разницей в час или два, а в конце дня нужно было делать домашку, поэтому мало и редко гулял. Больше нравилось дома быть – смотреть мультики, читать комиксы и конструировать что-нибудь из LEGO.
На кого вы учились в МИФИ? Служили ли вы армии?
В МИФИ осваивал специальность «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений». Мне в школе нравились русский, литература, но в педколледж не хотелось, а журфака или чего-то подобного тогда не было. Переезд в другой город не рассматривал.
![](/rostov/pictures/90129541/small_picname_2.jpg)
Выбирал вместе с родителями местные техникумы. МИФИ показался самым интересным. К тому же, там и папа учился, когда тот еще не был филиалом именно МИФИ. Кроме русского и литературы, нравились еще черчение и математика, поэтому рассматривал технические специальности. Почему-то хотелось быть архитектором, поэтому выбрал строительство, а дополнительно подавал документы на атомщика и автомеханика. Проходил я, кажется, на все три направления по баллам, но выбрал в итоге строительство. А в армии я не служил, списали по здоровью.
Работали ли вы по специальности? В каких еще сферах деятельности себя пробовали?
По специальности не работал. Нам дали очень хорошее представление о том, как выглядит работа, из чего она состоит, и я понял, что не мое, мне просто не интересен сам по себе процесс работы, хотя учиться было интересно. Косвенно, кстати, моя нынешняя работа связана со строительством – я работаю в IT-компании, которая разрабатывает программное обеспечение для автоматизации компании-застройщика.
![](/rostov/pictures/90129541/small_picname_3.jpg)
В основном мне интересно все, что так или иначе связано с текстом. То есть, мне очень интересно изучать процесс создания комикса, например, который включает не только текст. Очень хочу однажды попасть в киноиндустрию, в идеале как сценарист и режиссер. Мне кажется, очень интересно создавать кино. А если из более приземленного, то сейчас это IT-отрасль и немного маркетинг.
В Волгодонске я занимался культурно-массовыми мероприятиями, когда работал в ДК Курчатова, например. Либо помогал за кулисами, либо участвовал на сцене как аниматор или актер. У нас была классная студия, ею руководил Александр Новиков, мы пару раз снимали небольшие спектакли для конкурсов. Помню, что летом 2019 года мы делали интерактивный квест для детей, проводили его в Соленовском ДК для приходящих лагерей.
В 2016 году я примерял на себя роль журналиста. «Блокнот Волгодонск» открывал стажировку, журналистка и PR-менеджер из Москвы собрала маленькую группу, рассказывала о работе и давала нам задания от редакции. Помню, как резал видеорепортаж про топ пляжей в Волгодонске перед открытием купального сезона и как писал текст. Несколько статей было и поездка за репортажем в хутор Заветный. Классный и интересный опыт, первый заработанный текстами гонорар, очень воодушевляющие слова от нашего куратора. Насколько помню, я стажировался все лето или почти все, а к началу учебного года понял, что и физически не смогу везде успевать, и что роль журналиста мне не совсем подходит. После этого еще пробовал устроиться на местную радиостанцию копирайтером, но тестовое задание не удалось, и как-то все заглохло.
![](/rostov/pictures/90129541/small_picname_4.jpg)
В Петербурге пробовал себя копирайтером, в свободное время работал в независимом книжном издательстве «Чтиво», отвечал за связь с блогерами для рецензий, иногда писал посты и аннотации. Какое-то время побыл одним из ведущих проекта «Радио Овердрайв», мы вели эфиры в текстовом формате и прикладывали любимую музыку. Писал на заказ один из аудиогидов для московского застройщика как фрилансер студии «Аудиогиды.ру». В какой-то момент из копирайтера я вдруг стал арт-директором андеграундного бара «Парабеллум» - организовывал мероприятия, помогал в соцсетях. Очень нравилось устраивать кинопоказы, моя маленькая гордость – полный бар на показе «Майора Грома», где приглашенным гостем была блогер Вика Кисимяка. Классный вечер получился.
![](/rostov/pictures/90129541/small_picname_5.jpg)
Хозяйка бара еще и лесной фестиваль ежегодный организовывала, поэтому летом я еще побывал членом команды. Был кем-то вроде ассистента главного организатора – мы с еще одной девочкой носились по полигону и выполняли маленькие и важные поручения. И для этого же фестиваля я писал интерактивный текстовый квест, который мы предлагали фанатам фестиваля как мини-игру. С меня были текст и структура, организатор фестиваля предоставила материалы и некоторые идеи, и еще одна девочка собирала весь текст в бота, которым можно пользоваться. В квест до сих пор можно поиграть, про него не забыли. Так что в список интересов можно еще включить игры.
Когда вы уехали из Волгодонска? Почему выбрали Санкт-Петербург?
Уехал осенью 2019 года. Какой-то веской причины не было. В 2018 году я ездил поступать в Литературный институт в Москве, две недели пожил в столице. Баллов не хватило, не поступил. Но в каком-то смысле даже рад этому, наверное. Вернулся домой и до зимы проработал в магазине обоев кладовщиком.
![](/rostov/pictures/90129541/small_picname_6.jpg)
Еще до Москвы я ездил на форум «Таврида» и фестиваль «Русские рифмы», где познакомился с музыкантами, поэтами, писателями. Они очень много говорили про Петербург. А Катя Яшникова (наверняка слышали ее песни) как-то сказала, что мне очень нужно, если не пожить в Питере, то хотя бы его увидеть. И вот в конце 2018 года перед новогодними каникулами получилось съездить, благодаря родственникам моей одногруппницы – она, кстати, тоже сейчас в Петербурге живет, но в отличие от меня, работает по специальности.
![](/rostov/pictures/90129541/small_picname_7.jpg)
Кажется, я провел в Питере дней 10, очень понравился город. Под конец каникул даже мысль была – просто остаться, не возвращаться, но вернулся. Воодушевленный устроился во Дворец культуры и до осени 2019 года копил деньги на переезд и первое время. Такой, очень осознанный путь получился как будто.
Мне просто понравился город, и стало интересно, как я в нем обживусь,и что со мной будет. В этом плане очень помогло, что родители не пугали и не отговаривали. А когда переехал, все само собой закрутилось, что чужим я себя не чувствовал. Здесь интересно жить.
Когда вы увлеклись писательством? Что вас на это подвигло?
Если именно написание, то началось это в 2013 году, летом между выпускным в школе и зачислением в техникум. В девятом классе нужно было выбирать, куда будем поступать, кем хотим быть. Я тогда плотно сидел на книгах серии «Вселенная метро 2033», покупал каждую, как только она появлялась в магазинчике у «Универмага» в Цимлянске, а потом уже ходил за ними в «Читай-город» в Волгодонске.
В них разные авторы писали интересные истории о том, как люди выживают в разных городах после катастрофы. Почему-то меня это очень захватывало. Когда вышла книга про Ростов-на-Дону, я стал воображать, а как бы в этих условиях выживали в Цимлянске и Волгодонске и фоном придумывал разные детали. Пробовал писать несколько рассказов, которые потом читали одногруппники и хвалили. А мне еще и сам процесс написания понравился, так что я довольно быстро сел писать роман, чтобы его отправить в издательство и увидеть в серии.
![](/rostov/pictures/90129541/small_picname_8.jpg)
Но получилась в итоге небольшая повесть «Придонье». Я ее закончил в феврале 2014 года и отправил нескольким авторам, которые уже публиковались в серии - Денису Шаболову и Анне Калинкиной. Они сдержанно похвалили, отметили потенциал, но объяснили, что мне еще много работы предстоит. Посоветовали тренироваться, писать небольшие рассказы. И вот это одобрение, наверное, меня окончательно убедило, что я могу стать хорошим писателем. Так все и завертелось.
Но сочинял я и до этого, едва ли не все детство. Я очень любил конструкторы LEGO, часами что-то из них строил. Мне покупали набор, я собирал все по инструкции, играл немного, а потом разбирал, чтобы собрать что-то другое. За несколько лет у меня накопился целый мешок деталей, так что было, где развернуться. А играл я, как правило, под кино по телевизору. Вижу какой-нибудь фильм – «Назад в будущее» или «Маску Зорро», и строю из конструктора декорации для персонажей и играю ими в какие-то уже свои новые истории. Мне нравится думать, что мое писательство именно так зарождалось.
![](/rostov/pictures/90129541/small_picname_9.jpg)
Мне кажется, что как на автора, на меня больше влияло кино, чем книги. До девятого класса я довольно мало читал. Нравились былины про богатырей, рассказы про Холмса, серия «Мефодий Буслаев» и «Капитанская дочка». Потом увлекся «Вселенной метро», а когда интерес к ней поутих, уже начал читать гораздо больше и разнообразнее.
Мне кажется, на меня очень повлиял Нил Гейман с его мрачными сказками и «Вечера на хуторе» Гоголя, сформировали интерес к мистике и магии, а Конан Дойль, Эдгар Берроуз и Роберт Говард влюбили в беллетристику. А если говорить о стиле и работе с текстом, то почему-то в голову приходит, что большее влияние здесь было со стороны жанрового кино, комиксов и манги, чем книг.
Вы пишете в прозе? О чем пишете сейчас? Что вас вдохновляет на написание произведений? Кто чаще всего главный герой ваших произведений?
Я пишу только прозу. Со стихами у меня никогда не ладилось, я просто не умею с ними работать, хотя иногда очень хочется, пробую. С прозой легче, для меня в ней простора больше. В основном я пишу городское фэнтези про нечисть и злых людей. Но иногда пишу реалистичные рассказы и очерки. На одном жанре или направлении я не концентрируюсь, потому что в одном и том же быстро становится скучно. Например, сейчас я работаю над романом в рассказах про охотников на монстров, а прошлой осенью писал синопсис криминальной комедии про киллера, который сбежал из тюрьмы за день до освобождения.
![](/rostov/pictures/90129541/small_picname_10.jpg)
Вдохновляет все что угодно, на самом деле. Просмотренный фильм, воспоминание из детства, красивая фотография, заброшенный дом, подслушанный разговор – сложно обобщить, тут с каждой идеей нужно отдельно разбираться. В этом плане хорошо Стивен Кинг сказал: «Мы [писатели] не спрашиваем друг у друга, откуда берем идеи. Мы знаем, что не знаем». Один раз я вообще придумал рассказ из древнего мема.
Я бы сказал, что обобщенно мои главные герои – лишние люди. Те, у кого что-то не получается, кто не может обрести покой, гармонию, свое место. Мне почему-то так кажется. В каждом герое каждого рассказа есть что-то от меня, но это не целиком я. Персонажей я скорее конструирую. Когда понимаю, что он должен сделать в сюжете, нахожу внятное объяснение, почему именно он и именно это, а дальше уже рассказываю самому себе, какой путь этот персонаж прошел, чтобы обрести нужный мотив. В нем могут быть мои ценности, мои мысли и даже мои слова, но в то же время в нем будет многое, чего нет во мне, но есть в ком-то другом.
Сколько произведений вы написали? Какими особенно гордитесь?
Написанных – целиком несколько десятков, наверное. Опубликованных из них, наверное, около 15. Не очень много, если вдуматься. А вот тех, что существуют только как идея или заметка – около 500 было, когда в последний раз проверял. В одних написано пара абзацев, в других пара страниц, в-третьих пара глав. Очень много переключаюсь между разными идеями, в этом мой самый большой минус как писателя. Но сейчас потихоньку исправляюсь, более дисциплинировано к этому подхожу.
Очень горжусь сборником «Дикие истории из Петербурга», например. Это очень маленькая книжечка, в ней восемь коротких историй в жанре магического реализма. Горжусь, потому что это очень искренний текст и эксперимент, который получился. Если коротко, то в этой книге лирический герой поехал на зов Петербурга, чтобы услышать истории, которые не были рассказаны. И каждая из восьми историй посвящена какой-то петербургской детали, которая обыграна исходя из магического мышления, а не научного. Читателям, если верить их словам, очень нравится, поэтому летом буду работать над расширенной версией – там будет гораздо больше историй, и они будут ровнее по стилю.
![](/rostov/pictures/90129541/small_picname_11.jpg)
Второе, чем горжусь, - очерком «Пролог, или двое суток в плацкарте». Я его написал, когда ехал на поезде из Екатеринбурга после фестиваля «Русские рифмы». За три дня со мной случилась очень кинематографичная, как мне кажется, история, и я подумал, что из нее можно было бы сделать интересную повесть. Но пока дальше пролога дело не двинулось, по разным причинам.
Еще, пожалуй, «Федор против нечисти» отмечу. В нем хорошо получилось создать эффект, похожий на комиксовость и кинематографичность. Остальное, чем хочу гордиться, еще либо не написано, либо не опубликовано – ждет своего часа.
Сотрудничаете ли вы с каким-либо издательством? Насколько на сегодняшний день сложно выпустить в тираж книгу?
Нет, с издательствами я пока не работаю, потому что для издательств нужные крупные формы (романы), а у меня в основном либо сборники, либо рассказы. Плюс я к себе очень требовательный, поэтому пока ничего издательствам не отправляю. Отправляю в литературные журналы и альманахи, а для издательств готовлю что-то побольше, посерьезнее и поинтереснее.
Насколько на сегодняшний день сложно выпустить в тираж книгу?
На самом деле не так уж сложно. Как минимум, потому, что это можно сделать за свой счет в таких оффлайн-издательствах, как ростовские «Нюанс» или «Альтаир», или в онлайн-издательствах типа Ridero. За счет издательства чуть сложнее, конечно, но не настолько, чтобы семь потов сошло. Главное – уметь писать, писать хорошие истории и иметь терпение.
![](/rostov/pictures/90129541/small_picname_12.jpg)
Используете ли вы интернет-площадки для размещения своих произведений?
Да, я в основном на интернет-площадках и публикуюсь, сервисов много. Но сейчас я больше сосредоточен на нашем с другом проекте «Нарративная Бригада», где мы публикуем страшные истории в тексте, аудио и видеоформатах во «ВКонтакте», на «Ютубе» и прочих площадках. Скорее всего, там же выйдут и новые «Дикие истории» и еще несколько произведений.
Над какими еще проектами вы работаете и с кем?
Больше всего внимания я сейчас уделяю «Нарративной Бригаде»: пишу посты, пишу сценарии в том числе для подкастов, сочиняю концепции, рубрики, форматы – на этом фокус. Команда у нас из двух человек. Я в ней отвечаю больше за креатив, тексты и редактуру, а мой соавтор Виктор Шумков за счет своего богатого опыта озвучивает истории, создает дизайн и визуал, монтирует ролики. Я потихоньку выхожу из зоны комфорта, пробую тоже озвучивать, привыкаю к голосу, так что возможно, уже совсем скоро один из наших подкастов зазвучит и моим голосом.
Пока мы планируем набрать достаточно рассказов, чтобы сделать первый печатный сборник, а в дальнейшем, конечно, смотрим в сторону аудиосериалов и видеоформата. Вполне возможно, что попробуем снять короткометражный фильм или веб-сериал.
![](/rostov/pictures/90129541/small_picname_13.jpg)
Кроме «Нарративной Бригады», уже упоминал, работаю над расширением «Диких историй». Кроме, собственно, новых историй для книги, я планирую еще несколько дополнений. Например, сейчас активно изучаю конструкторы карт, чтобы после прочтения книги читатель мог побывать в Питере в тех же местах, в которых был герой рассказов.
Параллельно не очень активно веду книжный блог на платформе «Дзен», там публикую обзоры на прочитанные книги. Что-то вроде читательского дневника с 600 подписчиков.
Какие у вас планы на ближайшее и не только будущее?
Из ближайшего – развивать «Нарративную Бригаду» и привести в порядок все, что было написано в стол, чтобы опубликовать. В следующем году запланировал посещение нескольких гик-фестивалей вроде Старкона, чтобы показать людям наш проект, и что мы делаем.
![](/rostov/pictures/90129541/small_picname_14.jpg)
А если не про «Бригаду», то продолжать писать рассказы, продолжать писать крупную форму, чтобы было с чем идти в издательства. И продолжать учиться писать сценарии для кино.
Часто ли бываете в Волгодонске? Как думаете, смогли бы вы реализоваться в своей сфере деятельности, останьтесь вы в Волгодонске?
Не очень часто, к сожалению, тяжеловато добираться, но, когда возможность появляется, стараюсь приезжать. В прошлый раз был в начале апреля.
Если речь о работе в IT, то думаю, что вряд ли бы реализовался. По крайней мере, я не слышал, чтобы в Волгодонске были IT-компании. А на удаленку, как оказалось, в IT не очень охотно людей берут. Слишком много трудностей с обеспечением доступов. Думаю, что останься я в Волгодонске, у меня была бы какая-то другая работа, возможно, в совсем другой сфере.
Если речь про литературу, то скорее смог бы, чем нет. Писательство – это работа интроверта. Сидишь дома один в тишине и пишешь. Это можно делать, откуда угодно. Если есть интернет, можно публиковаться на любой доступной площадке и общаться с любым издателем. Так что, в литературном плане мало бы что изменилось.
![](/rostov/pictures/90129541/small_picname_15.jpg)
С другой стороны, без Петербурга у меня бы не было такого широкого и разнообразного опыта в текстах. Сейчас, кроме художки, я умею писать посты, кейсы, статьи, пользовательские инструкции, сценарии обучающих роликов для онлайн-школ, аудиогиды и музейные экскурсии, интерактивные текстовые квесты. Все это со мной случалось в Питере, поэтому думаю, что навыков у меня было бы гораздо меньше, оставайся я в Волгодонске. Ну и «Нарративная Бригада» бы не появилась без Петербурга, само собой.
Есть ли в Волгодонске достойные писатели?
Да, конечно, писатели есть. В Волгодонске как минимум два литературных объединения: «Лира» и Российский союз профессиональных литераторов. Я состою в последнем. Они ежемесячно проводят собрания, читают свои тексты, обсуждают, выпускают альманахи, выступают на городских мероприятиях, проводят выездные мероприятия, участвуют в конкурсах. Литературный процесс в Волгодонске есть, пусть и не такой масштабный, как в той же Москве.
По большей части это люди старшего поколения, которые сформировали комфортную для творчества среду, с удовольствием принимают новых авторов, особенно стараются привлекать молодежь. Надеюсь, когда-нибудь у них получится стать чем-то большим и масштабным.
Еще знаю, что в Волгодонске живет писатель Виктор Лебедев – он написал несколько книг для «Вселенной метро 2033», в одной из них описал Волгодонск, кстати. В этом году у него вышел роман «Обратная сторона серебряной монеты», с метро не связанный.
Какие плюсы и минусы вы видите в Волгодонске?
Не сказал бы, что это именно плюсы и минусы. Волгодонск – молодой и маленький город. Ему 74 года, а тому же Петербургу, который еще и столицей побывал, 321 год. Понятное дело, что Волгодонск будет уступать во многом. Но это не такой уж плохой город. В нем хорошо, тихо, спокойно. В нем приятно отдыхать после суеты большого города.
Если смотреть обособленно, то мне, например, после Питера не хватает какой-то культурной прослойки активной. Площадок, где будут выступать музыканты и поэты, например. У нас из таких только ДК и библиотеки, а в большом городе это и клубы, и бары, и молодежные пространства, и антикафе. В Волгодонске такого пока нет. Не потому, что город плохой, а потому что пока еще не время.
![](/rostov/pictures/90129541/small_picname_16.jpg)
Все это начнет развиваться, когда в городе сначала будут хотеть оставаться, жить и работать, а затем – начнут еще и активно приезжать, чтобы поселиться. Такие люди будут привозить с собой из других городов классные идеи и пробовать их реализовать. Но для этого в Волгодонске как минимум должно быть достаточно работы. Наверное, это я бы назвал большим минусом. Вернись я сейчас в Волгодонск, я бы не нашел себе работу по душе, скорее всего, и работал бы удаленно на компанию из другого города. По-другому я себе это пока не представляю.
Наверняка, наше интервью будут читать начинающие писатели. Что бы вы им посоветовали, чтобы реализоваться в данной сфере? Какими качествами для этого нужно обладать, а от каких, наоборот, стоит отказаться?
Наверное, в первую очередь, посоветовал бы не бояться и не стесняться быть искренним в своих произведениях. Не бояться осуждения и не думать о том, что кто-то в твоем тексте узнает самого себя и обидится. Самоцензура до добра не доводит.
![](/rostov/pictures/90129541/small_picname_17.jpg)
Еще рекомендовал бы обязательно дописывать любой свой текст, доводить начатое до конца. А дописанное затем публиковать на всех доступных площадках. Это поможет выбрать наиболее удобную площадку и вовлеченную аудиторию.
И советую не возвращаться к старым текстам, чтобы их переписать. Это слишком затягивает и заставляет топтаться на одном месте вместо того, чтобы двигаться дальше и становиться лучше. В остальном – слушайте себя, а не кого-то, идите своим путем, а не навязанным, не завидуйте чужому результату, достигайте собственных.
Вряд ли в писательстве есть универсальные качества. Истории авторов слишком друг на друга не похожи, в том числе из-за очень разных качеств и недостатков. Главное – любить то, что делаешь, остальное приложится.
Константин Прибрежный
Новости на Блoкнoт-Волгодонск