В 50-е годы в Волгодонске роли городского общественного транспорта выступали обычные грузовики.
Вы стоите на остановке и ждете автобус. Но вместо автобуса к остановке лихо подруливает бортовой грузовик. По лесенке и с помощью других пассажиров, вы забираетесь в кузов и с ветерком едете в нужном направлении.
Такое трудно представить сейчас, но 70 лет назад по Волгодонску катались и возили пассажиров маршрутные грузовые автомобили. Такой вид общественного транспорта был в те годы распространен в малых городах и в сельской местности СССР из-за нехватки обычных автобусов.
Грузовики подвергалась минимальным переделкам. В кузове устанавливали лавки, на борт цепляли легкую лесенку. Иногда для защиты от солнца, ветра и дождя в кузове дополнительно монтировали легкий навес или будку для пассажиров. Таким нехитрым способом получался эрзац-автобус.
Правила дорожного движения тех лет разрешали использование грузовиков в качестве средства для перевозки людей на постоянных маршрутах при выполнении некоторых условий. К управлению таким автомобилем может быть допущен наиболее дисциплинированный и опытный водитель со стажем работы не менее трех лет. Кузов грузовика должен быть оборудован сиденьями, закрепленными на удобной высоте от пола кузова, но не менее чем на 15 сантиметров ниже от верхнего края бортов. Задняя скамья, а также продольно расположенные боковые скамьи должны иметь прочные спинки, бортовые запоры должны быть исправными, прочно закрытыми и надежно закрепленными. Снаружи кабины водителя должен находиться легкосъемный огнетушитель емкостью не менее 2 литров. При любом количестве людей в кузове грузового автомобиля скорость его движения не должна превышать 60 км/ч.
Такие машины несколько лет возили пассажиров между поселком Ново-Соленый и собственно городом Волгодонском. Конечная остановка в городе была на площади Ленина рядом с современной администрацией. Заезжали они и в соседний Цимлянск.
В фондах Волгодонского эколого-исторического музея сохранилась уникальная фотография, датированная 1954 годом. Тогда в Волгодонске как раз появились первые постоянные маршруты общественного транспорта. Фотограф запечатлен рейсовый грузовой автомобиль, направляющийся в сторону Волгодонска. Машину как раз приспособили для перевозки пассажиров, о чем свидетельствует будка рядом с кабиной водителя, выполнявшая функцию ветрозащитного колпака.
Внутри города автобусных маршрутов долгое время не было. В 50-60 годы небольшие размеры Волгодонска позволяли обходиться без развитой системы общественного транспорта. С ростом города возникла потребность в организации постоянного автобусного сообщения между Волгодонском и пригородными поселками Шлюзы и Ново-Соленовский, где продолжали проживать тысячи волгодонцев и работали промышленные предприятия.
После начала застройки района площади Победы горсовет организовал и первый кольцевой маршрут внутри основной зоны жилой застройки города. В первый рейс «кольцевой» автобус выходил в 6 часов 30 минут, последний – в 22 часа. Протяженность маршрута составила 5,2 километра, на нем работали две машины, двигавшиеся навстречу друг другу. По пути автобусы останавливались у ДК, «Октябрь», в 22-м квартале, у школы-интерната, бани, телеграфа, рядом со стадионом.
Константин Прибрежный
Новости на Блoкнoт-Волгодонск