В 80-е годы был издан первый план Волгодонска для туристов и гостей города.
Сейчас у каждого человека есть карта всей планеты в смартфоне. Найти себя на электронной карте, проложить маршрут, определить нужный адрес — все это занимает буквально несколько секунд времени.
Но раньше для перемещения на незнакомой местности требовались бумажные карта, план или целый атлас, содержащий карты всех типов. Сейчас бумажные носители картографической информации постепенно уходят в прошлое. Но старые карты все равно представляют собой ценность.
Они являются настоящим моментальным снимком в истории города. Карта или план показывают сеть и названия улиц и площадей, размеры города, схему общественного транспорта, важнейшие магазины и социальные объекты.
До середины 70-х годов о Волгодонске в Советском Союзе мало кто слышал. Город наш был маленьким, от края до края его можно было обойти минут за 40. Чужих здесь не было, а кто жил в городе, знали все дома наизусть. Туристы тоже нечасто появлялись в Волгодонске, хотя круизные суда регулярно швартовались у причала речного вокзала. В общем, потребности в плане города не было. У коммунальных служб, в городской архитектуре естественно были чертежи и планы города, но на большинстве таких схем стоял гриф «Для служебного пользования». Приобрести в газетном киоске план Волгодонска было нельзя по причине его отсутствия.
Все изменилось с началом строительства «Атоммаша». За несколько лет город вырос по численности населения в 5 раз — с 30 до 150 тысяч человек. Появился новый город и Юго-Западный район, в которых проживали более 110 тысяч человек. Площадь жилой застройки города, которая теперь стала исключительно многоэтажной, увеличилась в 3 раза. О Волгодонске стали писать в газетах, снимать телевизионные репортажи, а в город хлынул поток людей, которым только предстояло осознать себя волгодонцами.
Волгодонск получил известность и был удостоен первой общедоступной схемы города. Ее в апреле 1986 года выпустила Картографическая фабрика №8 в Тбилиси. Тираж составил 11 400 экземпляров - немного для крупного туристического центра или столицы союзной республики, но вполне достаточно для такого города, как Волгодонск.
- Позывные "Атоммаш зовет" призвали молодежь со всей страны к цимлянским берегам, чтобы создать гигант советского атомного машиностроения — завод Атоммаш. На Атоммаше трудится и немало зарубежных специалистов. За небольшой промежуток времени Волгодонск стал городом с развитой химической, металлообрабатывающей, деревообрабатывающей и пищевой промышленностью. Но он прежде всего город большой химии. Волгодонский химический комбинат - один из крупнейших в СССР по выпуску моющих средств и вспомогательных материалов для производства синтетических продуктов: каучука, кожи, волокна. Город становится центром нового промышленного района на юге Российской Федерации. Волгодонск — современный город с высокоразвитой промышленностью, наукой и культурой, город образцового быта и общественного порядка. В настоящее время Волгодонск продолжает строиться. Генеральным планом предусмотрено строительство театров, концертных залов, учебных и спортивных центров, - сообщалось в пояснительной записке к схеме города.
Картографическое изображение Волгодонска было не картой в правильном понимании, а схемой. На ней отсутствовали масштаб, проекция и картографическая сетка. Схема города была намеренно искажена. Разные части карты создавалась в разных масштабах. Если сеть улиц была передана верно, то все промышленные зоны были показаны крайне условно, либо же на их месте были отображены несуществующие улицы и проезды. Например, на карте отсутствовал химический завод, а завод «Атоммаш» не был подписан. На месте ТЭЦ-2 вообще было чистое поле. Промзона, где находится Волгодонский лесоперевалочный комбинат, показана как большой квартал. А северная часть города, где находится Цимлянская ГЭС, оказалась вообще за пределами листа схемы. Это делалось специально. Поступающие в свободную продажу схемы городов и более мелкомасштабные карты областей не должны были давать противниками из блока НАТО никакой информации о статистических объектах и точной привязки к коммунальной и промышленной инфраструктуре городов.
Главные социальные, культурные объекты в городе и магазины
Особенности эпохи до массовой автомобилизации отражены на карте. Тогда в городе насчитывалось всего три автозаправочных станции: в старом городе на 2-й Бетонной улице и на улице Морская в ЮЗР, и в новой части Волгодонска на проспекте Строителей на въезде в новый город. На весь город было и два СТО для легковых автомобилей: «Жигули» в поселке Шлюзы и «Москвич» в поселке Ново-Соленый. Немного было и платных автостоянок. Эпоха массового строительства гаражных кооперативов еще не наступила. В старом городе стоянки для частных легковых автомобилей находились на углу улиц Химиков и Горького рядом с Водоканалом, на улице Морская рядом с круговым перекрестком с переулком Первомайским, в районе колхозного (центрального) рынка и в ЮЗР. Еще одна автостоянка на ЮЗР появилась по переулку Дзержинского. В новой части Волгодонска автостоянки были отмечены в районе современного ТРЦ, на улице Энтузиастов на месте рынка «Домашний» и недалеко от перекрестка с Октябрьским шоссе.
Фрагмент схемы со старой частью Волгодонска
Ряд интересных объектов можно обнаружить и на плане старой части Волгодонска. Например, площадь Молодова на плане обозначена как площадь Строителей. На площади Гагарина еще работал кинотеатр «Восток» (сейчас это здание занимает Волгодонский молодежный драматический театр), а в парке «Победы» располагались сразу 2 кинотеатра - летний «Победа» и детский «Таинственный остров».
Гостиниц в городе было немного, учитывая масштаб стройки. В старом городе на схеме указали гостиницы «Дон» (в здании со шпилем), «Дом колхозника» (двухэтажное здание на територии рынка на улице Морская), «Волгодонск» на площади Победы (сейчас Арт-Сити), «Спорт» на улице Горького (сейчас Департамент труда и социального развития). В новой части Волгодонска авторы схемы указали гостиницу «Интурист» на улице Энтузиастов, в городе более известную как ДИС — Дом иностранных специалистов, а позднее гостиница «Атоммаш»
Фрагмент схемы с новой частью Волгодонска и «Атоммашем»
Карта составлялась по состоянию на 1985 год. Поэтому целый ряд микрорайонов, которые еще только строились (В-У и В-16) или были в планах застройки (В-9) на схему не попали.
В 1985 году в городе насчитывалось 11 кафе и ресторанов. Большинство из них к настоящему времени не сохранилось: «Золотая рыбка» (Морская,5), «Бригантина» (Горького, 157), «Встреча» (улица 50 лет СССР), «Надежда» (улица Энтузиастов, 11), «Детское» (улица 30 лет Победы, 13) и другие.
Фрагмент схемы с поселком Ново-Соленый
В 1985 году в Волгодонске еще существовал и поселок Ново-Соленый, попавший на схему города. Тогда он доживал последние годы и был окончательно расселен буквально через пару лет. А пока на схему попали сразу две улицы в поселке: Фестивальная, которая соответствует старой дороге к Цимлянской ГЭС и параллельная ей улица Московская. Несколько лет назад дачники восстановили название улицы Московской в поселке.
Перечень маршрутов общественного транспорта в городе по состоянию на ноябрь 1985 года.
Едва ли не самой интересной частью плана схемы являются перечень автобусных и троллейбусных маршрутов. Схема общественного транспорта города за почти 40 лет изменилась существенно.
Троллейбусных маршрутов в ноябре 1985 года в Волгодонске насчитывалось целых 7 штук. Помимо привычных троллейбусов с номерами 1,2 и 3 существовали маршруты № 1а Атоммаш — Химзавод, №4 В-7 — ВОЭЗ, кольцевой маршрут №5 по новому городу и маршрут №6 Атоммаш — В-7. Троллейбусная линия в сторону Ростовской АЭС тогда еще запущена не была.
Не менее интересно изучить и исчезнувшие автобусные маршруты. Самым примечательным из них был межгородской маршрут №103 Волгодонск — аэропорта «Волгодонск». Автобус начинал движение по улице Ленинградской, затем по Морской ехал в сторону Цимлянска.
В 80-е годы большая часть трудоспособного населения Волгодонска была занята в промышленности и строительстве. В промзону за завод «Атоммаш» регулярно ходили сразу 5 автобусных маршрутов №3 Шлюзы — монтажное управление, №6 Шлюзы — Монтажное управление, №8 площадь Гагарина — автохозяйство, №16 квартал В-7 — управление комплектации и №19 улица Ленинградская — автохозяйство №4.
Из старой части Волгодонска можно было добраться до садоводства «Мичуринец» без пересадок в Шлюзах. За это направление отвечали автобусные маршруты № 21 площадь Дзержинского - дачи и №15 совхоз Заря — дачи. Целых четыре автобусных маршрута связывали Волгодонск с консервным заводом и поселком Сибирьковым, который тогда находился в подчинении Волгодонска. Это маршруты №№ 5, 10, 11 и 13.
Схема 1985 года стала первым и последним общедоступным картографическим изображением Волгодонска, выпущенным в советский период. Вскоре той страны, что строила и создавала города, не стало. Новым временам потребовались и новые карты. «Блокнот» расскажет о них в следующих выпусках рубрики.
Константин Прибрежный
Новости на Блoкнoт-Волгодонск