Среди национальных проектов, реализующихся в Ростовской области, особое место занимает нацпроект «Образование».
Юнармейцы Аксайской школы № 4. / Фото М. Цыс
Так, в рамках регионального проекта «Современная школа» созданы 613 центров «Точка роста» (в 2024 году планируется 73) в 43 муниципальных образованиях. Центры «Точка роста» оснащены новейшим компьютерным и интерактивным оборудованием, в том числе цифровыми лабораториями для изучения физики, химии, биологии и экологии, оборудованием для изучения основ робототехники, механики, мехатроники, освоения основ программирования, реализации программ дополнительного образования технической и естественно-научной направленностей. Проведена работа по обновлению материально-технической базы и инфраструктуры 21 коррекционной школы (в 2024 году планируется одна). Созданная современная материально-техническая база для самореализации и развития талантов, обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, позволит каждому ученику получить необходимую коррекционную помощь, а выпускникам – профессиональные навыки для самоопределения в жизни.
В 2018 году создан и осуществляет образовательный процесс мобильный технопарк «Кванториум». С сентября 2021 года в городе Волгодонске функционирует школьный технопарк «Кванториум» (в 2024 году планируется три). Школьники получили возможность изучать лазерные технологии, нейротехнологии и искусственный интеллект, беспилотную авиацию, программирование, 3D-моделирование и многое другое.
112 учителям, переехавшим на работу в сельские населенные пункты, перечислена единовременная компенсационная выплата в размере одного миллиона рублей (в 2024 году планируется 29).
В рамках регионального проекта «Цифровая образовательная среда» в целях внедрения Цифровой образовательной среды оснащение получили 557 образовательных организаций (в 2024 году планируется 39). Образовательные организации получили современное компьютерное и интерактивное оборудование, обучающимся во время уроков обеспечен доступ к платформам цифрового образовательного контента, а также к цифровым тренажерам и тестам.
Приобретенное оборудование расширило возможности педагогов в организации учебного процесса с использованием современных и актуальных цифровых средств, в том числе в целях обеспечения автоматизации их деятельности, снижения административной нагрузки, а также обеспечения возможностей для дистанционного развития профессионального мастерства.
На базе девяти образовательных организаций созданы и функционируют девять центров цифрового образования детей «IT-куб» (в 2024 году планируется один). Школьники получили возможность обучаться по дополнительным образовательным программам, проводить мероприятия по тематике современных цифровых технологий и информатики, знакомиться с технологиями искусственного интеллекта.
К СЛОВУ
В Аксайском районе в течение пяти лет для реализации основных образовательных программ на базе 18 школ района были открыты «Точки роста» по различным направлениям, две из них (в Дивненской и Островской средних общеобразовательных школах) появились в сентябре прошлого года.
Педагоги Центров ответственно подходят к повышению квалификации. Они регулярно проходят курсы повышения квалификации, изучают новые технологии, чтобы процесс обучения был максимально эффективным.
– Центры образования «Точки роста» активно используются в учебном процессе. В них проводятся уроки физики, химии, биологии, информатики, основ безопасности жизнедеятельности, а также занятия по внеурочной деятельности. Оборудование Центров активно используется педагогами. В общей сложности в «Точках роста» занимается 5 000 учащихся района, – отмечает заместитель начальника Управления образования Администрации Аксайского района Н.А. Пастухова.
Учителя, работающие в Центрах, активно делятся опытом работы на различных форумах. Педагоги и ученики Аксайской средней школы № 4 и Большелогской СОШ рассказала о работе «Точек роста» на XXIII Донском фестивале-выставке «Образование. Карьера. Бизнес» в составе делегации Управления образования Администрации Аксайского района, которая представляла опыт работы образовательных учреждений района по реализации национального проекта «Образование». А учитель информатики Рассветовской школы А.А. Полубояров поделился опытом работы на межрегиональном марафо- не «Территория флагманов». Учитель физики Ленинской школы С.Л. Краузе стала призером областного конкурса «Лучший урок и внеурочное мероприятие Центров образования «Точки роста».
Учителя гимназии № 3 г. Аксая Р.А. Усачев, А.А. Кириленко, О.В. Пономаренко представили опыт работы в Центрах на региональном вебинаре «Возможности Центра «Точки роста». Довольно необычным был опыт учителя СОШ поселка Янтарный Д.М. Енгибаряна. Давид Манвелович провел урок по теме «Искусственный интеллект в стартапах» вместе с первым заместителем министра общего и профессионального образования Ростовской области С.С. Анищенковым. Проект был организован Центром профориентации и сопровождения профессионального самоопределения учащихся (молодежи) Аксайского района.
Ксения ХОРОШИХ