Написать про выставки на подворье Рязановых, что расположилось рядом с Воскресенским войсковым собором в станице Старочеркасской, захотелось еще в прошлом году. Тогда впервые побывала здесь, в доме, построенном копией казачьего куреня XIX века, познакомилась с замечательной семьей Валерия и Юлии.
|
|
|
Костюмы с выставки демонстрируют гости подворья Рязановых. / ФОТО Александра Блотницкого |
Выставок в доме несколько, есть постоянные, есть временные. Второй этаж дома частично отведен под выставку казачьей одежды. Супруги стремятся привлечь внимание гостей к изучению истории казачьего костюма, традициям и быту казаков.
Все выставки у Рязановых говорят без слов. Да они и не нужны, когда смотришь на картины из цикла «Золото Дона» ростовского художника и архитектора Василия Резникова. Или работы, выполненные в технике цифровой графики, автора из Санкт-Петербурга Вячеслава Лещева.
Все – на тему казачества, связанные, как говорит Валерий, с нашей родной землей.
В очередной свой приезд в этот гостеприимный и хлебосольный дом настроена была решительно. Вот сейчас переступлю порог, и это самое решение, с какой именно выставки начать, сформируется в сознании окончательно. Не тут-то было. Снова пошла по куреню рассматривать картины, фотографии, шелестеть страницами старых книг, разбирать буквы на металлической стяжке крышки сундука «…лейб-гвардии Его Величества казачьего полка 1887 год Санкт-Петербург…»… Может, про сундук этот и огромный самовар на нем? Известно же, что казак должен был взять с собой на службу справного коня и еще несколько десятков предметов. Существовал даже строгий перечень этих предметов, вот все они и умещались в таких сундуках…
– Вот бы примерить! – слышу рядом женский голос. В голове проносится, сундук примерить? Можно ли в него спрятаться, что ли?
Конечно, сундук ни при чем! Одна из гостей, как потом выяснилось, по имени Яна, из Ростова-на-Дону, с большим интересом рассматривает красное платье с шикарным поясом.
– Почему бы и нет, – неожиданно соглашается хозяйка подворья Юлия.
И вот мы уже помогаем Яне переодеваться в этот красивый наряд, и вот уже слушаем историю про поговорку «Наготовили, как на Маланьину свадьбу!». Оказывается, платье – точная копия платья Меланьи Карповны, супруги войскового атамана Степана Ефремова. Когда атаман венчался со своей любимейшей Меланьей, столы накрыли от собора, где проходило венчание и до самого атаманского дворца – таково было условие невесты. Кстати, как объяснил в своей исторической миниатюре писатель Валентин Пикуль, «Мелания – слово греческое, означает оно «черная, мрачная, жестокая», но в народном говоре это имя произносят как Маланья, и я буду придерживаться такого же написания».
От хозяйки подворья мы узнали, что традиционное распашное платье казачек нижнего Дона называется кубелек. Происхождение этого слова имеет татарские корни и переводится как «бабочка». Первоначально кубелек представлял собой кафтан длиной немного ниже колен с короткими до локтей рукавами, из-под которых выпускались широкие рукава рубахи и создавали эффект крыльев бабочки. Впоследствии кубелек удлинялся и к XIX веку уже походил больше на длинное платье.
Застегивался кубелек только до пояса на воздушные петли и пуговицы или крючки. А по правому борту лифа пришивался второй ряд пуговиц, которые служили исключительно для декора, имели форму капли или сливы и именовались вислыми.
Чтобы Яне не оставаться в одиночестве в таком красивом наряде, уговорили ее спутника и еще одного из гостей примерить казачьи одежды. Какие замечательные фотографии получились – судите сами.
Пока наши модели переодевались, а дело это не быстрое, Рязановы рассказывали, как собирали свою коллекцию костюмов народов, которые в разное время населяли Дон.
– Читали книги, изучали архивные документы, – говорит Валерий, – в хуторах находили старинную обувь, отдавали специалистам по пошиву и делали точные копии. Делали уставные копии – по уставу Войска Донского, уставу регулярной армии царского времени. Какие-то костюмы нам дарили. Атаман первого Екатеринодарского отдела нам оставил очень много предметов казачьей кубанской одежды. Причем, это не просто одежда, а еще и с аксессуарами, знаками различия, погонами, поясами, шашками, кинжалами. Мы можем несколько комплектов одежды разных казачьих войск продемонстрировать.
Валерий показывает составляющие элементы военной одежды: шаровары – такие свободные штаны, папаху, сапоги (или как их еще называют, ноговицы), зимнюю бурку, черкеску (или бешмет), башлык.
Традиционная одежда в бою оказывалась непрактичной. Поэтому в 1915 году кафтан был заменен гимнастеркой, бурка – шинелью, а шапка – удобной фуражкой. Прежнюю форму надевали лишь на праздники.
Отдельного внимания удостоилась черкеска и башлык. Покрой черкески целиком взят у горских народов Кавказа. Она похожа на длинный кафтан, сверху облегающий, от пояса с расширяющимися полами. Впереди застегивался на крючки от груди до середины длины, так что полы внизу свободно расходились, не препятствуя широкому шагу воина. Такая черкеска была очень удобна для верховой езды, а застежка на крючках более надежна при выполнении джигитовки на полном скаку. Шилась из тонкого фабричного сукна с широким длинным рукавом и глубоким вырезом на груди. На груди черкески нашивали подкладку для газырей или газырницу. «Газырь» в переводе означает «готов». Наличие его на одежде воина говорило о готовности вступить в схватку с врагом. (Газыри по своему первоначальному значению – это место хранения патронов, которые в любой момент были, как говорится, под рукой). Со временем газыри утратили свое истинное назначение и стали характерным украшением костюма, как и тонкий, кожаный с серебряными накладками наборный пояс.
Традиционно красота и богатство казачьего костюма зависели от «количества» серебра. Поэтому верхушки газырей тоже украшали серебряной накладкой.
Неотъемлемой частью казачьего костюма был башлык. Это слово произошло от тюркского «баш» голова, и на самом деле башлык был головным убором казаков, который носился поверх папахи. Башлык представлял собой квадратный островерхий капюшон с длинными лопастями, которыми укутывали в непогоду шею. Он давал некоторые сведения о хозяине: завязанный на груди башлык означал, что казак отслужил срочную службу, перекрещен на груди – следует по делу, концы заброшены за спину – свободен, отдыхает. Нередко башлык использовали как сумку, завязав его концы и перебросив через плечо. Башлык был настолько универсален и удобен, что специальным указом военного министерства был введен во второй половине XIX века как часть обмундирования во всех пехотных подразделениях царской армии.
– Много общего в одежде у казаков и у кавказцев, – резюмирует Валерий Рязанов. – Например, башлыки были и у скифов, и у сарматов, у грузин, армян, казаков. Точно так же и шапки. Скажу больше. Спор о том, у кого раньше появился тот или иной аксессуар – бесконечен.
Спор бесконечен, как бесконечен интерес к нашей истории, традициям. Дом Рязановых практически всегда полон гостей. Приезжают из других городов специально – не только отведать вкуснейших блюд, что готовят здесь, но и погрузиться в атмосферу казачьего быта со своими устоями и правилами, послушать рассказы о суровой военной жизни казаков, о казачьей одежде – как все функционально и продумано в основных ее предметах.
Наверное, чтобы рассмотреть все, что есть, надо здесь пожить какое-то время. Даже неоднократно побывав на подворье Рязановых, каждый раз можно делать открытия. Тем более, что супруги на достигнутом не останавливаются. Пополняют и обновляют постоянные выставки, проводят новые. К примеру, сейчас разбирают экспонаты изумительной коллекции костюмов «Круг народов Дона». Эта уникальная коллекция создана студентами РХУ им. Грекова под руководством Л.И. Стадниченко. Коллекцию передала в дар Рязановым дочь Лидии Ивановны Василиса. Об этой выставке стоит тоже рассказать…
Ольга БЛОТНИЦКАЯ