Память хранит хутор, состоящий из синих и зеленых куреней. На левом берегу реки Дон напротив станицы Старочеркасской расположен хутор Рыков, ему более 300 лет. За это время его облик менялся не раз, и не два. Если брать только кардинальные изменения, было их четыре-пять, причем последние – уже на памяти ныне живущих людей, тех, кому за пятьдесят-шестьдесят лет. Давайте представим, как выглядел Рыков в самом начале.
Флигель Лукашевых, постройка 1960-х годов, хутор Рыков 2022 г. / ФОТО из личного архива Т.А. Бузняковой
По данным первого донского историка В.Д. Сухорукова, в 1692 году Черкасск состоял из десяти станиц, которые назывались: Черкасская, Средняя, Павловская, Прибылянская, Скородумовская, Тютеревская, Татарская и три Рыковс-кие – Верхняя, Средняя и Нижняя». В.Б. Броневский в труде «История Донского войска…» отмечает, что Рыковские станицы построены на «азиатский манер, то есть тесными кривыми улицами и переулками, тесными дворами или лучше сказать кое-как, как кому вздумалось».
Согласно имеющимся в фондах Старочеркасского музея-заповедника планам города Черкасска за 1776, 1786, 1797, 1803 года, Рыковские станицы расположены по правому берегу реки Дон. Наибольший интерес для изучения города Черкасска представляет план 1797 года. На нем видны три Рыковские станицы, разделенные от основного города Скородумовской протокой, сразу за Тютеревской станицей. На карте показаны рыбоспетные заводы Средне-Рыковской станицы и узкий пешеходный мост на деревянных столбах, который вел от гостиного двора до Средне-Рыковской станицы. По преданию, свое название «Рыковские» станицы получили от фамилии казака Рыкова, который построил здесь рыбоспетные заводы. К его заводам впоследствии было присоединено еще несколько, появились дома жителей, занимавшихся этим промыслом, из которых и составились эти три станицы, где насчитывалось до 600 дворов с населением 6 000 человек. И по сей день в хуторе Рыков частично сохранилась старая застройка с тесными двориками и переулками в метр шириной и полутораэтажными домами XIX – начало ХХ века. Когда же Дон изменил русло, в результате чего Рыков оказался на левом берегу? Это произошло в середине XIX века. А способствовали этому работы, проведенные в начале XIX века, по обвалованию Черкасска (1802 – 1804), землетрясение 1816 года, наводнение 1848 – 1849 гг. и, наконец, сильные низовые ветра.
Таким образом, под воздействием географических, климатических условий дома в хуторе Рыков строили на высоком цоколе (1 – 1,5 метра). В собрании Старочеркасского музея-заповедника хранится картина художника Б.Т. Спорыхина «Рыков. Синие куреня». Написана она в 1977 году, казалось бы, не так давно, но эту улицу уже не узнать.
В начале XIX века местные казаки для строительства дома нанимали плотничьи артели, в основном состоящие из иногородних. Но некоторые сами строили себе дома, нанимая местных плотников. Чертежей не делали, строили по подобию. Поэтому в каждом доме одинаковое расположение комнат. Мастера выполняли не только плотницкие работы, но и столярные – изготовляли оконные рамы, филенчатые двери, ставни, примитивную мебель – полки, табуреты, шкафы-поставцы.
Картина «Рыков. Синие куреня». Худ. Б.Т. Спорыхин, 1977 г., из фондов Старочеркасского музея-заповедника.
Строились в основном из деревянных пластин толщиной 10 – 12 см. Использовались дубовые пластины, состоятельные казаки покупали привозные сосновые. Сосна в основном шла на потолки, полы, а также на изготовление дверей и оконных рам. Низы выкладывали из бутового камня или ракушечника размером 100х50 см. Размер куреня зависел от благосостояния казака, но в среднем он где-то колебался в районе 9х9, или 10х10 метров. Это был так называемый «круглый дом», разделенный внутри стеной и печью на две части: комнатку, зал и небольшую спаленку. Еще пристраивался дощатый холодный коридор, к которому вело крыльцо, состоящее из ступенек – приступок, небольшой площадки перед дверью и балясин. В XIX веке дома украшались незатейливой резьбой и окрашивались в яркие цвета – первоначально это была желтая, красная глина, синька, а позже зеленая и голубая масляные краски. Карнизы, наличники белились. Менее состоятельные казаки строили себе «хлигели» (флигели) под двухскатной крышей.
Изнутри потолки красились белой или светло-голубой масляной краской, а полы коричневой. От летнего солнца окна защищали ставни. Они были дощатые или филенчатые. Ставни фиксировались при помощи железных крючков и петель, вбитых в стену и ставню.
В 1950 – 1960-х годах в хуторе Рыков начали застраиваться окраины, колхозникам выдавали земельные участки под постройку и 20 соток земли под огород. Формировались широкие улицы, обязательно были подъезды с двух сторон, от двора и с огорода, для вспашки. А в старой части хутора доживали старики. В 90-х годах XX века отмечалась обратная тенденция – миграция городских жите-лей в деревню, у многих горожан появились дачи.
Прежний хутор, состоящий из синих и зеленых куреней, уже не вернуть. С трудом узнаются старые улочки. Новые хозяева, чтоб увеличить площадь усадьбы, покупают сразу два, а то и три подворья, соединяя их воедино. Возводятся иные строения, облицовываются современными материалами и даже зеленые насаждения уже не те – елки, туи, можжевельники заменили некогда популярные в хуторе акацию, кусты сирени и чайные розочки.
Меняются эпохи, меняются люди, время неумолимо бежит, но все же нет прекрасней уголка, где ты родился. Думаю, каждый человек с трепетом вспоминает родные места.
Т.А. Бузнякова, старший научный сотрудник
Старочеркасского музея-заповедника