Календарь

Ноябрь 2024

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

   |  →

16:47, 23.06.2024

«Время возвращаться…»: Отзыв на книгу прозы Юрия Трущелева

Книгу увидела в кабинете редактора газеты «Победа». Она сама, что называется, просилась в руки. Картинка на обложке из тех, какие мне очень нравятся. На столе в кувшине внушительных размеров букет полевых цветов, ну или тех, что растут на обрывах маленьких бухт мыса Тарханкут в Крыму, рядом морская раковина, на заднем плане девичий силуэт…

Глядя на картинку, вернулась мысленно в то время, когда и мой силуэт выглядел так же, и прическа такая же была. В общем, захотелось узнать, что же там, под обложкой? Книгу мне дали, но с условием, что напишу отзыв. Я технарь по образованию, литературной критикой никогда не занималась, но посмотрела тираж и поняла, что надо соглашаться. Другого шанса заполучить книгу не будет.

Время возвращаться. Рассказы и повесть, Ростов-на-Дону, 2024 г., 248 с., автор книги Юрий Трущелев. Публикуемся с ним в одной газете, а вот лично пока не познакомились. Значит, буду продолжать знакомство с коллегой за чтением его книги.

Больше половины объема книги занимает повесть с одноименным названием и это, как мне сказали, первая ее публикация, а рассказы уже издавались ранее.

Открывает сборник рассказ «Новый год под бомбами». Прочитала, история мамы автора пробрала до мурашек. На время отложила чтение. В аннотации к книге речь идет об авторе и ни слова о произведениях. Вот и решила, что все они на тему Великой Отечественной войны. А настроение было совсем другое.

Книга лежала закрытой недолго. К вечеру настроение изменилось. И читала уже иначе, можно сказать, не отрываясь, до утра.

Ну и что, что снова слезы наворачивались на глаза. Читаю я картинками, никуда от этого не деться, практически все слова у меня в изображения складываются. А когда видишь такое, как в рассказе «Горбушка»: «…жутко – это когда пехота идет в атаку. В полный рост, белым днем, на вражьи пулеметы»… Хорошо, что Васька, герой рассказа, живой остался. Хлебнул, правда, испытаний и бед… Да ведь живой!

Следующие рассказы, как и повесть – про мирную уже жизнь. Хотя и в ней – в этой мирной, хватило переживаний. Например, за отношение к женщине («Свинарка и Пастух»). Там прибавилось и непонимание – у меня никак не получалось собрать цепь на транспортер. Прям зацепилась я за этот фрагмент в рассказе, все пыталась понять: «скобы», «скребок», «планки», «пальцы». Автор пишет, что все просто, как в детском конструкторе, а у меня – не собирается! Так и дочитывала этот рассказ, нет-нет, да и возвращалась к «детскому конструктору», перечитывала, недоумевая, как так? У меня же высшее техническое, а какую-то цепь собрать не могу. Пишу и улыбаюсь. Спросить, что ли, у автора?

Рассказ «Где ты, Вика?» не очень «зашел». Хоть и легко прочитался. Просто не мое это – трансформации во времени. Как с героем рассказа, Романом, который в самом начале «со всего маху упал навзничь», и у него, как сам потом выразился, «от удара в темечко сдвинулось времечко…». Еще в этом рассказе такое вычитала предложение в размышлениях Романа. «В мире всегда идут войны (какое дикое сочетание слов!)». И правда. Дикое. После этого предложения полезло в голову разное…

Дочитала все же, потому что рассказ этот и про любовь тоже. Хотя и сдвинутую во времени.

«Рассказ о рассказе» – особенно понравился. Про писательское дело, про Багрова, про его Ксану, про случайности, от которых нет страховки. Прочитала быстро-быстро, а в голове сложилось многосерийное кино – столько в этом небольшом рассказе картин увидела! Будь я сценаристом…

Будь я сценаристом, не упустила бы случая написать сценарии и по рассказам «Странная птичка удод», «Китти и Кот». Последний снова довел до слез.

Повесть «Время возвращаться…» начинается с обращения автора к читателю:
«Не ищите Беловодск на карте; если он там есть, то другой, не имеющий отношения к повести. Все события и герои вымышлены, литературный прием, при помощи которого автор хотел понять, что же все-таки произошло с нами и с Россией в последние годы ушедшего тысячелетия».

Беловодск на карте искать не стала. В некоторых из героев повести влюблялась по очереди. Ну, не то, чтобы влюблялась: то Роман вызывал больше симпатии, то Герман, подумала даже, а не один ли это герой… Еще подумала, что автор не без доли лукавства написал в своем обращении про вымышленные события. Многое так узнаваемо из жизни 90-х, да и места некоторые очень похожи на наши, аксайские. И интересно, стало ли понятно, что произошло с нами и с Россией. При личном знакомстве с автором, которое, уверена, все же произойдет, непременно спрошу об этом.

Автором картины «Осеннее ожидание», которая так заинтересовала меня, является Наталья Баженова. Ее картина «Корсиканская регата» использована для оформления другой стороны обложки. Разумеется, с разрешения художницы.

Очень надеюсь, что мои строки тоже кого-то заинтересовали и наши любимые читатели прочтут повесть и рассказы нашего земляка, аксайского писателя Юрия Трущелева. Правда, для этого придется записаться в библиотеку. Не знаю про остальные, но в Межпо-селенческой библиотеке имени М.А. Шолохова эта книга есть.

Ольга БЛОТНИЦКАЯ

Ключевые слова: Аксай, Ростов-на-Дону
Источник: Газета «Победа»
просмотров: 739

Аккредитация

Компания или частное лицо может получить аккредитацию для публикации новостей на нашем портале.