Впервые я увидел две трюмные баржи, изготовленные из бетона особого состава, армированные стальной сеткой и усиленные металлической обводкой по контуру, еще в школьные годы.
|
|
Железобетонные баржи. / ФОТО сети Интернет |
Конечно же, это было летом: родители с утра на работе, а мы – мальчишки ближних улиц гоняли на поляне в футбол или ходили на рыбалку.
Сначала на пруд Мухиной балки, потом – на Аксайчик (реку Аксай) на городской стороне. Но чем старше становились, тем дальше забирались в своих походах. На «Томатке» или пароме – это пусть малышня и старики рыбачат, а мы норовили уйти на Орехов ерик, на Шишловку или на ЖББ.
ЖББ – это и есть железобетонные баржи, которые стояли вверх по течению реки Аксай довольно далеко от переправы. Да они и сейчас там стоят – а что с ними сделается? Стальные брошенные суда постепенно порезали на металлолом, а с ЖББ какой прок? Металл там, конечно, есть, но чтобы его добыть, надо очень сильно потрудиться. Овчинка выделки не стоит. И это очень отрадно. Это обстоятельство спасло памятники эпохи, сохранило их для потомков.
И в школьные годы, и позже – особенно, когда работал судокорпусником в Аксайской РЭБ ВДРП, расспрашивал старших: почему именно железобетонные? Слушал объяснения – металла во время войны не хватало для фронта, вот и экономили его на тыловых объектах. Вроде логично, а все равно не очень верилось. Но от фактов не уйдешь – вон они, стоят полузатопленные, на вечном приколе. Издалека видно эти железобетонные факты.
Становился старше, на рыбалку ходил реже, и как-то забылись эти ЖББ. Недавно решил все-таки посмотреть, что в Интернете об этом феномене пишут? Оказалось, что ферроцементные суда – целая эпоха, отдельная страница в мировом кораблестроении. Старейшим известным судном, построенным из ферроцемента, была шлюпка, построенная на юге Франции в 1848 году инженером Жозефом-Луи Ламботом, она демонстрировалась на Всемирной выставке в Париже в 1855 году. Различные суда из железобетона можно было встретить в странах Европы еще в конце XIX века, но до Первой мировой войны это были единичные эксперименты. Массовое строительство началось с 1915 года, когда обострился дефицит качественной стали. До 1919 года в США, Великобритании, Германии, Франции, Италии, Швеции, Дании и других промышленно развитых странах было построено порядка тысячи различных плавсредств из этого материала общим тоннажем более 600 тысяч тонн. В основном это были портовые буксиры, самоходные паромы, моторные баркасы, баржи и так далее, причем эксплуатировались они как на реках, так и на морях.
В годы Второй мировой войны железобетонные плавсредства использовались войсками обеих сторон. В гитлеровской Германии были построены пятьдесят бетонных нефтеналивных барж для доставки горючего из Румынии. Использовались и сухогрузы из этого материала. При высадке союзных войск в Нормандии океанские железобетонные суда использовались как вспомогательные плавсредства для транспортировки боеприпасов и топлива. А также в качестве плавучих госпиталей.
В СССР железобетонное судостроение получило развитие к тридцатым годам, выпускались серии самоходных и буксируемых железобетонных плавсредств для плавания на реках. В 1946 – 1948 годах было развернуто массовое строительство железобетонных судов на Батуринской, Городецкой, Костромской, Сокольской, Свир-ской и Шатилковской речных верфях. В Западной Германии в послевоенные годы в целях экономии стали были спущены на воду пятьдесят 300-тонных судов для плавания в Северном и Балтийском морях. В США в период между мировыми войнами строили даже прогулочные суда из железобетона. В пятидесятые годы прошлого века интерес к этому материалу у корабелов угас.
Какова судьба этих специ- фических кораблей? Наверное, самый известный волнорез из десяти таких судов находится в канадском городе Пауэлл-Ривер, что в Британской Колумбии. Его еще называют Гигантские халки, или просто Халки. Такое прозвище железобетонным судам дали за их неповоротливость при маневре.
Волнорез из девяти затопленных бетонных кораблей есть в штате Вирджиния, США. Бетонный танкер «Сан-Паскуаль» долгое время служил отелем и базой для дайверов у берегов Кайо-Лас-Брухас на Кубе, сейчас заброшен. Спущенный на воду в 1919 году бетонный «Пало-Альто» с самого начала использовался на пляжах в Калифорнии как пирс для развлечений, был разрушен штормом в 2017 году. Как видите, запас прочности у этих судов большой, но и они не вечные.
Нашел в сети подборку железобетонных судов на территории бывшего СССР, она, скорее всего, не полная. Но приведу: помимо двух барж на реке Аксай, есть еще по одной в окрестностях Астрахани, Усть-Луги, в порту Риги и на Кинбурнской косе. В порту Очаков таких судов четыре, причем, все на плаву. Но это сведения 2010 года. Сейчас многое уже утрачено, наверное.
Наши ЖББ до сих пор периодически используются людьми. Я не имею в виду рыбаков и туристов. К ЖББ, которая ближе к берегу, проведена электролиния, на палубе при необходимости размещают сварочные аппараты и другое оборудование для судоремонта. К борту баржи швартуются нуждающиеся в ремонте суда.
Поражает качество железобетона – ни зной, ни стужа ему нипочем! Повреждения все механического характера, то есть специально пробитые отверстия. Кстати, для предотвращения получения пробоин при швартовке вдоль бортов баржи по диагонали крепились деревянные брусья. Интересная достопримечательность досталась Аксаю волею судьбы, ее надо сберечь для потомков.
Юрий ТРУЩЕЛЕВ