Начало Масленицы является символом приближения долгожданной весны. Стопка ярких солнышек-блинов, приготовленных по семейному рецепту или выверенному новому, каждый год знаменует, что в наши дома вновь приходит весна, а зима передает ей полноправные обязанности хозяйки…
Как известно, Масленица длится неделю, предваряя важный для всех православных праздник – Великий пост. Почему каждый год она и приходится на разную дату – в зависимости от начала Пасхи, от которой нужно отнять 56 дней. В этом году праздник Светлой Пасхи придется на 5 мая, а это значит, что праздничную масленичную неделю мы отметим с 11 по 17 марта.
Хотя до принятия христианства празднования и гуляния шли не одну неделю, а две – семь дней до равноденствия и семь дней после. Ведь тогда праздник на Руси был языческим, связанным с ритуальными проводами зимы и встречей весны, оттого и была Масленица связана с весенним равноденствием.
Тогда люди старались задобрить бога весеннего солнца и плодородия Ярило и бога Велеса, во власти которого находились и рогатый скот, и земля, и леса, и богатство. По поверью, Велес мог принять на себя образ медведя, отчего это животное было почитаемо среди людей.
Еще традиционной Масленице, на Руси предшествовал праздник Комоедица, получивший такое название как раз-таки благодаря медвежьему богу – Кому. Как водилось, первые испеченные блины обязательно сносили в лес и укладывали румяные лепешки на пнях, что служило угощением для медведей, пробудившихся от зимней спячки. Отсюда и знаменитая пословица: «Первый блин комом» – то есть медведям.
И как приняли христианство, так продолжительность масленичной недели сократилась и была перенесена в последнюю неделю перед Великим постом. Кстати, в этом году Великий пост начнется сразу после масленичной недели – 18 марта, и продлится по традиции 40 дней. Саму же неделю прозвали Сырной седмицей, так как в эту неделю нельзя есть мясо, но приветствовалось употреблять сыр и другие молочные продукты.
Кстати, одна из версий названия Масленицы происходит от масла, которое на Руси считалось символом достатка. Вот корова начала давать молоко, из которого можно было бы сбить масло, этот период приходился на весну. Так, этот продукт начал иметь большую ценность для людей и с тех пор стал важным атрибутом проводов зимы.
Еще одна версия тоже связана с маслом как продуктом и появлением христианства. Из-за того, что в неделю перед Великим постом не следовало есть мясо, а только молочные продукты, то хозяйки испеченные блины обильно смазывали маслом.
Желание людей встретить весну, задобрить ее и, так сказать, «умаслить» ее, тоже является отсылкой к названию этого праздника.
Сегодня, конечно, уже трудно представить широкие масленичные гуляния, легенды и рассказы о них укрепились в славных традициях нашей истории, предков, для которых это была еще одна возможность и наготовить сытных угощений для своих родных и односельчан, чтобы подготовиться к Великому посту и соблюсти все правила, тщательно убраться в доме, чтобы в чистоте и мире встретить гостей и хозяйку наступившего нового сезона года. А традиция сжигания чучела помогала избавиться от всего худого в прошедшем году, войти в новый с добрыми мыслями, полными сил к наступающему посевному периоду.
Конечно, неотъемлемой частью праздничной недели были и сами широкие гуляния, за время которых человек хотел вдоволь и повеселиться, и поесть. Именно поэтому на радость всем строили снежные крепости, горки и катки, с удовольствием ходили в гости, соблюдая правила и порядок масленичной недели, гуляли и пели песни.
Так, нередко сами гуляния и места их проведения становились своеобразной площадкой для различных ритуалов, цель которых была безобидная – проводить наконец зиму и привлечь хороший урожай, тем самым задобрить приходящую весну.
Основным символом этой недели становилось чучело, его тоже именовали Масленицей. Чучело изготавливали в начале недели из соломы и все дни пытались его обласкать, устраивая вокруг него различные гуляния, распевая звонкие песни, водя хороводы, а в воскресенье, последний день празднества, сжигали на костре. Оставшийся от чучела пепел потом собирали и закапывали в полях – на удачу, чтобы год был богатым на хороший урожай. Традиция сжигать чучело уже потеряла свое истинное назначение и отошла от языческих канонов. Оно больше не выступает в роли жертвы для плодородных земель и богатого урожая, зато отлично прижилось как символ прощания с зимой, смены холодного сезона года на теплый.
Как же не сказать о еще одном, чуть ли не главном символе Масленицы – румяных блинчиках, которые с детства у каждого из нас ассоциируются с этим весенним праздником. Только вот в первое время они были в форме лепешек, которые пекли из гороховой муки, и по форме напоминали солнце – символ Бога. Именно благодаря такому олицетворению праздничного блюда люди верили, что, съедая сытное угощение, наполняются божьим теплом и светом.
Пышные и широкие дни Масленицы у предков были поделены на два периода, которым они также отводили особый смысл. Первые три дня – понедельник, вторник и среда – считались Узкой Масленицей. А вот последующие – с четверга по воскресенье, именовались Широкой. Каждый день масленичной недели был наполнен своими особенными традициями и ритуалами, которым люди следовали с большим вниманием и почитанием.
Первый день был «встречей», когда как раз начинали готовиться к гуляниям – строили снежные горки и крепости, создавали чучело. Начинали готовить первые блины, которые обязательно отдавали бедным и нуждающимся, чтобы тем самым помянуть усопших.
На второй день – «заигрыш» стремились посватать молодых, проводили смотрины невест, чтобы уже после Пасхи молодые сыграли свадьбу.
На среду приходился день «лакомка», когда столы были полны самых разных угощений в ожидании гостей. В этот день было принято зятьям отведывать блины в гостях у тещи. Кстати, сами блины всегда были приготовлены по семейному рецепту, который передавался только по женской линии.
В четверг начиналась Широкая Масленица, оттого и назывался этот день «разгуляем». В этот день все домашние дела заканчивали, и наконец начинались массовые празднества. Водили хороводы, пели колядки, играли в снежки, катались с горок, жгли костры и перепрыгивали через них. Особо важным занятием в этот день было взятие снежного городка.
Масленичные гуляния в Аксайском районе / ФОТО из архива редакции
Пятницу прозвали «тещиными вечерками», так как в этот день на блины ходила уже теща, мать жены. Вообще день считался семейным, поэтому чаще устраивали семейные посиделки.
А вот шестой день считался «золовкиными посиделками». По обычаю в этот день к невестке в гости на блины приходили сестры и другие родственники мужа.
Завершающий Масленицу день – Прощеное воскресенье. Традиционно в этот день все просили друг у друга прощения за обиды, принесенные в прошедшем году – очень важно было сделать это искренне и от души. В этот день наконец жгли чучело, прощаясь с зимой и отпуская все плохое.
Так как впереди начало Великого поста, то все, что имелось в доме из непостной еды в воскресенье следовало доесть или отдать бедным. Если все же что-то оставалось, ее сжигали, ведь пропавшая еда означала плохую примету.
На протяжении всей недели люди следовали еще нескольким важным напутствиям. Например, не следовало ругаться или злиться, отказывать гостям – их обязательно стоило принять, с большим столом угощений и в чистоте. Работать по дому воспрещалось уже с четверга, исключением считалось только приготовление еды. Еще одно – ни в коем случае не резать блины. Ведь используя острые предметы, можно было привлечь в дом беду.
Мария ГРОМОВА