Культура каждого народа впитывает черты национального характера, самобытность, менталитет. Песни, сказки, танцы имеют свои неповторимые особенности – мелодию, сюжет, рисунок. Это ли не знать хореографу Марине Николаевне Матвиенко из хутора Ленина. Ее коллективы уже больше 20 лет танцуют национальные танцы разных народов.
В День народного единства: мы – россияне. / ФОТО из архива М.Н. Матвиенко
Любовь к хореографии у Марины Николаевны в крови, она передалась по наследству от отца. Он часто танцевал вместе с дочкой. А когда кроха подросла и пошла в школу, это искусство стало ее хобби. Она бегала на репетиции в сельский Дом культуры, готовила постановки к праздничным концертам. Процесс был увлекательным. Многие номера были ее импровизацией. Как и костюмы, которые она мастерила своими руками. Родители у Марины Николаевны – из оседлых цыган, всю жизнь работали в колхозе. Папа сильно переживал, что дочь выступает на сцене. Одно дело танцевать дома, а другое – перед зрителями. Бывало, что не разрешал готовиться к выступлениям. Но дочь все равно бежала в ДК, там, на сцене, ее душа раскрывалась, она выражала в танце свои чувства и мысли, ее сердце билось в такт музыке, она чувствовала себя счастливой. Эта радость так и живет с ней, потому что М.Н. Матвиенко занимается любимым делом. Она с огромным удовольствием 22 года подряд спешит к детям, чтобы научить, рассказать, поставить танец.
После окончания школы Марина Николаевна поступила учиться в Ростовский колледж культуры, конечно же, на хореографа. И вот здесь в ее жизни произошел тот самый поворот в сторону народных танцев. Классику студентка тоже танцевала, она была обязательной для изучения. Но вся ее душа была с цыганскими, русскими народными, казачьими танцами. Она запоминала каждое движение, впитывала каждое слово преподавателя, который рассказывал о культуре народа, характере танца. Эти знания она потом передавала уже своим ученикам.
М.Н. Матвиенко рано начала работать. Уже на первом курсе она преподавала хореографию в одной из ростовских школ и была участницей танцевального коллектива. В 2002 году Марина Николаевна переехала жить в хутор Ленина. Здесь они купили с супругом дом. Не теряя времени даром, молодой специалист поспешила в школу. Здесь ее с радостью приняли на должность учителя музыки. А как же танцы? Они остались. Марина Николаевна почти сразу стала совмещать работу в школе и Доме культуре. Она собрала детский коллектив, стала готовить хореографические постановки.
Хоровод «Березка» на районном фестивале самодеятельного народного творчества исполнил ансамбль «Грация». Справа – М.Н. Матвиенко.
На праздничные концерты в хуторской ДК приходили зрители разного возраста, как говорится, от мала до велика. М.Н. Матвиенко решила, что местной публике будет интересно увидеть в программе танцы разных народов. Так в репертуаре ее коллектива появились эти номера.
Первым был русский народный танец. Не хоровод. Марина Николаевна, быстрая и динамичная во всем, и танцы ставила энергичные, веселые. Они должны были заряжать зрителя позитивом, вызывать желание пуститься вместе с артистами в пляс. Девчушки кружились на сцене, отбивали дробь, ритмично выстукивая каблуками. Особый шарм постановке придавали костюмы.
Одним из самых первых танцев, который девчата представили на суд зрителей, был испанский народный. Зажигательность этого танца вряд ли оставит кого-то равнодушным. Танцоры, как и в русском народном танце, выстукивали каблуками по сцене, а изящные движения их рук передавали эмоции. Яркие костюмы, сшитые руками Марины Николаевны, дополняли номер. М.Н. Матвиенко из тех, кто долго не рассуждает, а сразу делает. До выступления коллектива оставалось не так много времени, а костюмов не было. Ехать на поиски ткани и искать швею было некогда. Марина Николаевна сняла штору с окна, раскроила, получились испанские юбки. Из накрахмаленного ги-пюрового тюля вышли неплохие короны. Испанский танец из хутора Ленина тогда получил приз за первое место на районном конкурсе, а потом был показан зрителям в Батайске.
Хореографические коллективы «Мириданс», «Грация», «Дольче Вита», «Хрустальный башмачок» не раз становились участниками различных конкурсов. Они блистали на сценических площадках Ростова-на-Дону, Аксая, ездили на гастроли в близлежащие населенные пункты.
– Было время, когда костюмы мы делали, что называется, из подручных средств. Помню, как первые балетки шила вручную, без машинки. Да, порой было сложно, но преодолевать трудности было интересно. Я ни разу не пожалела, что выбрала профессию хореографа. Постепенно в пошиве костюмов стали помогать родители, администрация поселения, руководство Дома культуры. Я создаю эскизы, мы вместе с родителями закупаем ткань, отдаем в работу мастерицам. Бывает, что удается найти готовые костюмы на Маркетплейсах. Сегодня в нашей костюмерной уже не хватает места, – рассказывает хореограф.
Создание танца – работа комплексная. Начинается она с подбора музыки.
– Я слышу музыкальную композицию и представляю, как танцую под нее. Танец рождается в моем воображении, я его вижу, запоминаю и начинаю показывать движения детям. Мне не нужно рисовать его в схемах, он остается в памяти. Понятно, что перед тем, как начать работу над постановкой хореографического номера, я рассказываю детям замысел. Если мы готовим молдавский танец, я знакомлю детей с культурой этой страны, объясняю, что означают движения, детали костюма. Артистам ведь нужно передать в танце характер народа, поэтому нюансы очень важны. Хореография – это не только техника. Это еще и актерское мастерство, – говорит педагог.
Молдавский танец исполняет «Мириданс». / ФОТО из архива М.Н. Матвиенко
А как иначе, если девушкам порой приходится исполнять в танце и мужские роли. Нужно так станцевать, чтобы зритель не догадался, что перед ним девчата. Они мастерски танцуют лезгинку. На сцену выходят горячие кавказцы и лихо отплясывают традиционный танец горских народов, а на завершающем аккорде снимают головные уборы и распускают длинные косы. Зрители не жалеют артистам аплодисментов.
Необыкновенно красивым получился белорусский танец. Его танцоры готовили специально для районного фестиваля национальных культур. Справились быстро. Культура славянского народа имеет родственные черты с русской, поэтому танцорам не составило труда освоить движения. Для фестиваля понадобился и национальный молдавский танец. Марина Николаевна соединила лирическую и плясовую мелодии, чтобы показать многообразие танцевальной культуры этого народа.
За два десятка лет танцоры из хутора Ленина примерили на себя образы представителей различных национальностей. В репертуаре коллективов (их сегодня четыре: «Мириданс», «Грация», «Дольче Вита», «Хрустальный башмачок») наряду с русскими, украинскими, казачьими и другими национальные танцы других стран. Современная эстрада тоже есть. Впрочем, так же как и патриотические постановки.
М.Н. Матвиенко отводит воспитанию чувства патриотизма у молодежи особую роль. Мы гордимся, что в нашей стране такое количество народов проживают в мире, дружбе. Изучая национальную культуру, мы становимся ближе друг к другу.
|
|
|
М.Н. Матвиенко исполняет цыганский танец. |
Восточный танец в исполнении Виктории Сырбу. |
Украинский танец. / ФОТО из личного архива М.Н. Матвиенко |
Ксения ХОРОШИХ