В рубрике «Предприятия» - завод «Ветростройдеталь» - один из ведущих в России производителей стальных башен-оснований для ветроэлектростанций (ВЭС).
Ветроэнергетика — это модно. За последние 20 лет в мире наблюдается бум на использование альтернативных видов энергии солнца и ветра. Не обошел он и Россию. Волгодонск несколько неожиданно для себя стал главным в России центром производства оборудования для ветроэлектростанций под эгидой «Росатома».
В городе действуют сразу два завода такого профиля. В корпусе №4 завода «Атоммаш» «Росатом» развернул производство ветрогенераторов, а на другом конце промзоны появилось производство стальных башен-оснований. Выпуск третьего важного компонента ВЭС — лопастей, осваивается в Ульяновске.
ООО «Ветростройдеталь» в цифрах и фактах
Специализация - производство башен-оснований для ВЭС.
Собственники - Ирина Михель, Юрий Ануфриев, Алексей Федеров.
Год основания - 2018 год.
Площадь производственных помещений - более 22 тысяч квадратных метров.
Выручка - 2,8 млрд. руб (2023 год, -31% к 2022 году)*,
Чистая прибыль - 773,1 млн. руб. (2023 год, +33% к 2022 году)*.
Стоимость активов - 2,7 млрд. руб. (2023 год, +18% к 2022 году)*.
Численность занятых - 250 человек*.
*с учетом показателей головного офиса в Москве
Марченковская ВЭС "Росатома" в Зимовниках
Почему бизнесмены из Омска решили начать бизнес в Волгодонске
Инвестором создания завода в Волгодонске выступила компания из Сибири «Сибгазстройдеталь» - крупный производитель трубопроводной арматуры для нефтегазодобывающей промышленности. «Завод «Сибгазстройдеталь» был основан в 1968 году в Омске и специализируется на выпуске продукции для строительства, обустройства и ремонта магистральных, технологических газопроводов и нефтепроводов, компрессорных и насосных станций. Предприятие ежегодно выпускает 12 тысяч тонн продукции и участвует в реализации проектов по освоению Арктической зоны России.
На востоке Ростовской области омские бизнесмены начали работать за несколько лет до старта бизнеса в ветроэнергетике, первоначально в профильном бизнесе в сфере нефтяного машиностроения. Юрий Ануфриев еще в 2016 году вошел в состав учредителей ООО «Цимлянский машиностроительный завод» - крупного по местным меркам производителя некоторых видов оборудования для АЭС и запорной арматуры для нефтепроводов. В 2021 году учредителем ЦМЗ стала и Ирина Михель. При этом «Ветростройдеталь» и Цимлянский машиностроительный завод не имеют общей управленческой структуры и функционируют как отдельные предприятия.
Помимо выхода на новый рынок продукции, интерес к Волгодонску и востоку области у сибиряков проявился не случайно. С «Сибгазстройдеталью» завод в Волгодонске «Ветростройдеталь» связан не напрямую, а через общих собственников. Согласно данным Единого государственного реестра юридических лиц (ЕГРЮЛ) учредителями ООО «Ветростройдеталь» с момента основания компании являются три физических лица: Алексей Федоров (он же генеральный директор компании), Ирина Михель и Юрий Ануфриев. Михель и Ануфриев и являются владельцами завода «Сибгазстройдеталь», а Ирина Михель вдобавок занимает пост генерального директора предприятия. Головной офис «Ветростройдетали» находится в Москве, производство в Волгодонске работает в статусе филиала головной компании в столице.
От железобетона к стальным башням
Завод ЖБК в начале 80-х годов. Фотография из фондов Волгодонского эколого-исторического музея.
«Ветростройдеталь» находится на окраине самой большой промзоны Волгодонска за заводом «Атоммаш» на улице 9-я Заводская. Завод возник не на пустом месте. Изготавливают башни в производственном корпусе бывшего Волгодонского завода железобетонных конструкций. Это крупное предприятие строительного комплекса города. Завод ЖБК обеспечивал строительство жилых домов и инженерных коммуникаций разнообразными железобетонными конструкциями. На момент запуска это был один из самых современных и крупных заводов такого профиля в Ростовской области. После резкого спада жилищного и промышленного строительства в Волгодонске предприятие резко снизило объемы производства. При акционировании контроль над заводом перешел к местным бизнесменам. Завод пережил 90-е годы, но обеспечить его стабильную работу не удалось. Лучшим для предприятия стал 2008 год, когда выручка от продажи продукции превысила 240 миллионов рублей. Далее начался длительный спад. К 2015 году завод остановился, а в ноябре 2018 года юридическое лицо предприятия ликвидировали. К тому времени имущественный комплекс завода выкупили инвесторы из Омска.
Что представляет собой завод и его продукция
После того, как завод ЖБК был закрыт, все старое оборудование из главного производственного корпуса было вывезено. От старого завода остались только «голые стены». В корпусе провели косметический ремонт, установили новое крановое оборудование и завезли линию по обработке металла. Завод создавался еще до начала СВО, поэтому одним из основных поставщиков оборудования стали фирмы из Италии. Перестройка старого завода ЖБК началась в 2018 году, а уже в следующем году новый завод стальных башен начал работу.
В год предприятие потребляет более 30 тысяч тонн листового проката. Поставки металла ведутся со многих крупных металлургических заводов, включая и Магнитогорский металлургический комбинат. Для приема металла используется и инфраструктура, оставшаяся от старого завода ЖБК. Металл поступает на завод по железной дороге. А вот отгрузка продукции ведется преимущественно автомобильным транспортом.
Панорама главного корпуса завода
На заводе полученный прокат режется на части, на специальном прессе из него получаются готовые секции для сборки ветробашни. После этого в заготовке просверливаются монтажные отверстия, затем изделие попадает в окрасочную камеру, а после — на открытый склад готовой продукции.
Высота ветроустановок «Росатома» вместе с ротором составляет 150 метров (почти в три раза выше, чем типовой девятиэтажный дом). Общий вес конструкции составляет около 324 тонн, из них на башню приходится почти 67% веса или 217 тонн. В собранном виде высота стальной башни составляет 96 метров. Требования к оборудованию высоки: башня во время работы ветряка подвергается большим нагрузкам, плюс влияют экстремальные погодные условия работающей установки. В разобранном виде башня перевозится на 13 автотрейлерах. Верхняя восьмая часть секции башни, на которую и устанавливается гондола ветрогенератора, к месту строительства ветроэлектростанции доставляется в целом виде, нижняя и средняя часть башни доставляются разобранными в виде отдельных сегментов. Процесс сборки ветроустановки без учета времени на подготовку фундамента занимает порядка 10 дней в зависимости от погодных условий.
Восьмой верхний сегмент башни. Сборка ведется на отдельном производственном участке.
Сам процесс сооружения башни ветроэлектростанции выглядит следующим образом. Вначале на уже готовую площадку с фундаментов завозятся сегменты башни, которые уже собираются в секции с помощью кранов грузоподъемностью 100-150 тонн. Первая секция башни из восьми собирается сразу на фундаменте, а следующие секции расставляются вокруг фундамента по мере их сборки. Также внутри первой секции монтируется платформа основания башни, все шкафы, элементы системы управления.
Сегменты башен на площадке хранения готовой продукции
Затем в дело вступают тяжелые краны грузоподъемностью 350 тонн, осуществляется монтаж секций со второй по пятую. На завершающем третьем этапе в дело вступают краны грузоподъемностью до 800 тонн, которые осуществляют монтаж трех верхних секций башни, гондолы, генератора и ветрового колеса. Гондола и генератор приходят с завода «НоваВинд» в полной комплектации и монтируются последовательно: гондола на башню, генератор на гондолу в собранном виде.
Так выглядит основание готовой башни ВЭС - обратите внимание, что она собрана из отдельных сегментов
Что ждет завод в будущем
Уязвимое место завода в Волгодонске - его моноспециализация. Предприятие создавалось под выпуск однотипной продукции в интересах одного заказчика — завода «НоваВинд» в Волгодонске. Если темпы ввода новых ветрогенераторов снизятся, то уменьшится и число заказов для завода. Поэтому определенная работа по освоению выпуска новых видов продукции уже ведется. Техническое оснащение завода позволяет выпускать промышленные и гражданские металлоконструкции, металлические опоры для линий электропередач, освещения и оборудования сотовых операторов, емкостное оборудование, холодногнутый шпунт. В 2023 году предприятие получило лицензию на проектирование и производство оборудования для атомных станций. Но пока базовым заказчиком завода остается производство ветроэлектростанций в Волгодонске.
Впрочем, положение «Ветростройдетали» оказалось лучше, чем у других похожих производств в России. С началом СВО западные компании, которые присутствовали в России на рынке производства оборудования для ВЭС, свернули производства на своих и совместных предприятиях. Среди действующих заводов сохранили выпуск продукции только «НоваВинд» и «Ветростройдеталь» в Волгодонске.
Обзорный материал редакции, подготовлен в целях информирования населения.
Константин Прибрежный
Новости на Блoкнoт-Волгодонск