Календарь

Сентябрь 2024

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

   |  →

11:22, 13.07.2016

Фейки на потоке

Как отфильтровать информационные вбросы

Совсем недавно интернет-пользователи кинулись обличать Александра Кокорина и Павла Мамаева: сообщалось, что футболисты с размахом отметили в Монте-Карло провал российской сборной на ЕВРО-2016.

1

Они якобы потратили на это 250 тысяч евро, элитное шампанское лилось рекой в ночном клубе под звуки гимна России и дым кальяна.

И сколько бы футболисты потом ни оправдывались и ни доказывали, что за сотни бутылок и всю роскошную вечеринку платили не они, а какие-то другие российские богачи, — было уже поздно. Болельщики закидали их жесткими комментариями, а футбольные клубы – «Зенит» и «Краснодар» сделали оргвыводы.

То, что Кокорин и Мамаев могли бы себя вести как-то поаккуратнее (это ведь не первый случай, когда они оказываются в центре скандала), тем более после крайне неудачного выступления  – даже не обсуждается.

Но степень праведного народного гнева могла быть совсем иной, если бы видео из Монако сопровождалось пояснениями, что шампанское для гостей клуба, в числе которых были футболисты, заказали богатые российские болельщики, а не игроки сборной.

Ошибки и преувеличения в подаче информации

Или вспомним «уборщицу из Газпрома», которая стала интернет-мемом буквально за один день. После дела о краже (когда сообщалось, что у сотрудницы Газпрома похитили из автомобиля сумочку Dior как минимум за 300 тысяч рублей) соцсети были переполнены фотоколлажами, а также гневными и шутливыми комментариями: «Напылесосила!», «Хочу сумку Dior — пойду уборщицей в Газпром», «А тем ли я в жизни занимаюсь?».

Пользователи гадали — действительно ли женщина работает  в «Газпроме», или это некая модель там числится? Если числится, то почему уборщицей (несолидно как-то)? Украли у неё настоящую сумочку Dior или подделку? А может, это кампания по дискредитации «национального достояния»?

В полиции же подчеркивали: «Ни в одном из материалов по этому делу такая баснословная стоимость сумочки не фигурирует. Мы не знаем, откуда пошла такая информация, кто ее придумал». Но было уже поздно — «уборщица с сумочкой Dior» ушла в народ.

А истории про «распятого мальчика» или «девочку Лизу»?  Корреспонденты Первого канала дали слово в первом случае якобы свидетельнице преступления, во втором – родственникам и знакомым якобы жертвы.

И что — это повод зрителям верить подобным комментариям «очевидцев»? Не разобравшись, не услышав подтверждения из разных источников, не получив неопровержимые аргументы, не увидев хоть какие-то более или менее доказательные съемки.

Я сейчас говорю не о профессиональном уровне журналистов, запустивших информации о 250 тысячах евро, «распятом мальчике» и «изнасилованной девочке», — они играют, как умеют.

Но сколько еще подобных, мягко говоря, ошибок в подаче материала должно раскрыться, чтобы зрители-читатели перестали безоговорочно верить всему, что видят и слышат? А потом часами обсуждать, заводя всех вокруг, и прежде всего – себя, гневными комментариями и обвинениями. Больше делать нечего?

Забавные фейки

Есть, конечно, совсем тяжелые случаи – когда новость выглядит вполне правдиво, в материалах приводится множество аргументов, есть активные гиперссылки, мнения якобы экспертов.

Так, в начале июля некоторые СМИ «купились» на новость о составлении учеными рейтинга стран по размеру груди их жительниц.

Телеведущая, главный редактор газеты Venture Business News Анна Чапман

Информацию о рейтинге растиражировали и в России, и за рубежом. В статьях содержались ссылки на некие исследования «международной команды экспертов». Ученые якобы проанализировали размеры груди 342 тыс. здоровых женщин в возрасте от 28 до 30 лет из 108 стран и выяснили, что самые пышногрудые женщины — белокожие американки, затем канадки, темнокожие американки, потом шли жительницы Ирландии, Польши, Великобритании, Нидерландов, Колумбии, Исландии.

Россия оказалась на 40-м месте (после Швейцарии, Белоруссии и Косово). Это и вызвало бурные обсуждения у российских пользователей интернета – не может такого быть!

Особенно внимательные читатели и журналисты выяснили, что такого научного издания, как The Journal of Female Health Sciences – не существует, а «команда учёных», как и сам «рейтинг груди» — просто фейк.

Анна Семенович и Юрий Гальцев во время съемок новогоднего мюзикла «Золотой ключик» режиссера Александра Игудина для телеканала «Россия». 2009 год

Еще из недавних забавных информационных вбросов – это новость о том, что у Владимира Ленина, оказывается, был брат-близнец, Сергей.

Он якобы был вегетарианцем, многоженцем, торговал воском, помогал брату в революционных делах, потом сбежал в Мексику, проповедовал «принцип исламизации коммунизма», водил дружбу с Львом Троцким и Фиделем Кастро и умер на Кубе в 1965 году.

В соцсетях начались массовые перепосты новости о Сергее Ильиче Ульянове, даже несмотря на то, что информация выглядела совсем уж неправдоподобной.

Параллельная информационная реальность

О том, как влияет подача новостей на восприятие аудитории, как в информационном поле переплетаются правда и вымысел, были сняты кинокартины «Хвост виляет собакой» (Wag the Dog) или «Охота Ханта» (The Hunting Party). А фильм «Афера Стивена Гласса» (Shattered Glass) основан на вполне реальной, известной истории о том, как журналисту The New Republic в конце 90-х удалось обмануть и читателей, и отдел факт-чекинга редакции.

Позже он открыто об этом рассказывал, признавался, что очень сожалеет, и настаивал на том, что переживал и боялся, когда писал фейковые сенсационные материалы – в отличие от героя фильма «Афера Стивена Гласса».

Еще один готовый сценарий о грандиозной информационной афере – история о том,  как в 1981 году американская журналистка Джанет Кук получила Пулитцеровскую премию за фейковый сюжет о судьбе некоего мальчика-наркомана. Позже Джанет созналась в фальсификации этой пронзительной истории, вернула премию и была уволена из The Washington Post.

В 2003 году были вынуждены подать в отставку исполнительный директор и главный управляющий газеты The New York Times Хоуэлл Рэйнс и Джералд Бойд. Выяснилось, что один из репортеров, Джейсон Блэр, передавал сенсационные материалы о ходе войны в Ираке, не выходя из собственного дома.

И – совсем недавняя история. В конце мая британская газета The Guardian сообщила об итогах полугодового расследования деятельности журналиста Джозефа Мейтона.

Газета принесла извинения читателями за публикацию статей автора-фрилансера, оказавшихся сфабрикованными и недостоверными; издание удалило 13 статей Джозефа Мейтона и отредактировало некоторые другие его публикации.

Во время расследования было проанализировал более 60 статей автора The Guardian и установлено, что среди них есть полностью сфабрикованные новости.

Мэйтоном также были использованы комментарии источников, которые, как выяснилось позже, им не принадлежали – с журналистом «герои» его репортажей даже не общались.

Издание объяснило, что Джозеф Мэйтон поначалу соответствовал всем стандартам, предъявляемым к авторам, при этом было «очень сложно установить сфабрикованные цитаты».

И, как говорили герои сериала «Обмани меня» (Lie To Me) – в бизнесе лжи не бывает кризиса. Часто вопрос даже не в том, лжет ли кто-то, вопрос в том —  почему?

Если информационные вбросы и фейки вроде «рейтинга грудей» и «брата Ленина» совершенно безвредны, то от непроверенных новостей, бьющих по чувствам читателей (а иногда и по их кошелькам), лучше себя ограждать.

Просмотр телевизора

Понятно, что сейчас соцсети переполнены постами «народных журналистов», новостной объем слишком велик для качественного потребления, нет времени, да и желания проверять информацию. Поэтому:

  1. единственный выход оградить себя от лишнего словесного потока – сократить до минимума источники информации. То есть оставить только те, которым вы доверяете и симпатизируете.
  2. Проверенные источники в вашей информационной ленте имеют право на ошибку —  они тоже могут вдруг выдать скандальную, но не соответствующую действительности, новость. Позвольте себе в неё не поверить – зачем спешить комментировать, волноваться, возмущаться?
  3. Cначала не доверять, потом проверять, если есть время и желание. Или подождать, пока это сделают другие.
  4. Ну и, наконец,  – решать, как вам с этой информацией дальше жить: бежать-обсуждать, делиться с друзьями по соцсетям, или просто расслабиться, переключившись на что-то более приятное (да хоть на котиков), чем скандалы-интриги-расследования.

Анастасия Мельникова

Ключевые слова: Новости кино
Источник: Новые Ведомости
просмотров: 175

Аккредитация

Компания или частное лицо может получить аккредитацию для публикации новостей на нашем портале.