Шелтозерская СОШ. Фото: «Республика» / Оксана Кудряшова
В небольшом кабинете вепсского языка в шелтозерской школе необычно много людей, к преподавателю Анастасии Сергеевне и шестерым второклашкам присоединилась съемочная группа телеканала «Сампо ТВ 360» и работники ИА «Республика». Тема открытого урока — «Kodima» — родина по-вепсски.
Дети уже хорошо знают некоторые слова о родном селе: Šoutjärv’ — Шелтозеро, Änine — Онежское озеро. Теперь пришло время узнать о столице Карелии — на доске появляется надпись «Petroskoi om Karjalan Pälidn». Новые слова быстро пополняют тетради.
Урок вепсского языка. Фото: «Республика» / Оксана Кудряшова
Анастасия Евтушенко всегда старается добавить в обучение элемент игры — так дети гораздо лучше запоминают новую лексику. Поэтому после пополнения словарей класс приступает к игре. На экране на несколько секунд появляются случайно расположенные парные карточки с изображением достопримечательностей Петрозаводска. Дети по очереди выходят к доске, открывают по две карточки и называют на русском и вепсском языках то, что изображено на фото.
Вторая игра — «Болото». Педагог размещает на полу «кочки», дети должны прыгать по ним, называя только что выученные слова. Но делать это нужно быстро, иначе участник «увязнет» и проиграет. Потом ученики получают карточки с частями слов, цель — правильно их соединить.
Детство
«Я — вепс. В детстве я слышала вепсскую речь, еще даже находясь на даче в деревне Вехручей, откуда я родом, — рассказывает учитель, — когда мы были маленькими и бегали в магазин, бабушки там еще говорили на вепсском языке. Меня всегда подружки просили: «Переведи, переведи». Анастасия уже тогда хорошо знала вепсский язык. С шести лет она училась в Финно-угорской школе Петрозаводска, а еще до этого узнавала новые слова от бабушки, знакомилась с традициями своего народа.
Вепсы приняли православие на рубеже X–XI веков, но у них сохранилось очень много языческих примет, поверий и суеверий. Анастасия с детства знает, что в бане живет банник, а дома — домовой. В Шелтозере и соседних деревнях и селах до сих пор, уходя из дома, ставят палочку к входной двери — она должна защитить и от духов, и от незваных гостей.
«Все четко понимают, что есть лесной хозяин — дух леса. Все его боятся. Когда кто-то заблудится, веришь или не веришь, все равно перевернешь одежду, — делится она. — Муж даже, он не вепс, но знает, что когда на рыбалку едешь, нужно не только взять из озера, но и нужно что-то дать водяному».
Урок вепсского языка. Фото: «Республика» / Оксана Кудряшова
Еще в школьные годы вепсский язык очень понравился юной Анастасии. С третьего-четвертого класса она участвовала во всех олимпиадах и конкурсах, а уже в восьмом поняла, что хочет связать с этим языком всю жизнь.
Работа в школе
«Когда я училась на пятом курсе университета, очень хотела найти работу, связанную с языком. У нас как раз прошла педагогическая практика. Мне сказали, что в Шокше нет вепсского языка, а в соседних Шелтозере и Рыбреке — есть».
Там студентка проработала два года, пока ей не предложили более выгодные условия в Шелтозере — большую нагрузку. Но и Шокша не осталась обделенной, там быстро нашли нового учителя.
В Шелтозерской школе изучение вепсского языка не является обязательным, но пока ни одни родители не отказались от курса. Вепсы, русские, украинцы и белорусы передают своих детей в заботливые руки Анастасии Сергеевны.
Семья
У Анастасии — три дочери. Она их очень любит, воспитывает, но учить вепсскому не спешит. Опытный учитель понимает: всему свое время. Девочкам будет неинтересно учиться, если они будут сильно опережать программу своего возраста. А самое главное в учебе, как считает женщина, чтобы ребенку нравилось.
Анастасия Евтушенко. Фото: «Республика» / Оксана Кудряшова
Учитель года
Представительница Шелтозерской школы стала лауреатом регионального конкурса «Учитель года» в номинации «Учитель родного языка», и уже в сентябре будет представлять Карелию на межрегиональном финале в Татарстане.
Фото: «Республика» / Оксана Кудряшова
Анастасия проведет открытый урок-знакомство с вепсским языком для детей, изучающих татарский, а также мастер-класс для учителей. На республиканском конкурсе женщина представила авторский метод заучивания материала на бумажных стаканчиках.
Есть много вариантов использования стаканчиков. Например, так можно учить грамматику. На бумажном стаканчике записываются глаголы в форме настоящего времени, выделяется основа и изменяемое окончание. Сверху на него ставятся стаканчики с прошедшим и будущим временами, оформленные таким же образом. Так ребенку легче запомнить и новые слова, и правила их спряжения. Этот метод запоминания можно использовать и для других школьных предметов. В коллекции Анастасии есть стаканчики с формулами из физики и математики, с литературными произведениями и их авторами.
На Всероссийский финал конкурса Анастасия планирует подготовить новую тему для мастер-класса — она хочет совместить педагогическую составляющую с чем-то самобытным, народным.
Фото: «Республика» / Оксана Кудряшова