Какой должна быть стратегия современной страховой компании, чтобы успешно внедрять инновации вслед за потребительскими трендами, но при этом не терять твердую почву под ногами? Своими размышлениями об этой непростой дилемме в своем интервью поделилась член совета директоров Страхового Дома ВСК Ольга Сорокина.
ССТ: Страхование по своей сути очень консервативно. Насколько страховая отрасль восприимчива к новым, в том числе цифровым, технологиям?
Ольга Сорокина: Исторически страхование всегда двигалось вслед за банковским сектором, страховщики старались своим клиентам предложить продукты, аналогичные по технологичности и удобству современным банковским сервисам. Кроме того, масштаб банковского бизнеса существенно превосходит страховой, а от этого зависит тот объем ресурсов, который компании могут выделить на развитие новых инновационных технологий.
Пандемия ускорила рывок в цифровых технологиях. Также в это время изменилось и поведение клиентов в рознице, изменились их ожидания от страхового сервиса. Клиентам захотелось чего-то большего, чем просто прийти в офис или поискать страхового агента. Смена тренда в ожиданиях клиента способствовала внедрению различных инноваций и цифровых технологий. Можно сказать, что пандемия проверила страховщиков на восприимчивость к инновациям и те, кто смогли перестроить свои коммуникации — вышли на новый уровень бизнеса, заняли новые ниши, получили новых клиентов, которые уже не готовы отказываться от цифрового сервиса и дистанционного обслуживания.
ССТ: Какой функционал в страховании может быть переведен в цифру?
О. С.: Мы пошли от потребностей клиента и в первую очередь начали реализовывать дистанционное урегулирование. У нас очень много изменений, связанных с цифровизацией, происходит внутри компании. Важным шагом на пути цифровизации стал переход к клиентоцентричной модели бизнеса. Она заключается не только в удержании действующих клиентов, но и в привлечении новых за счет разработки сервисов для людей, которые еще не купили страховку. Наша новая стратегия предусматривает построение экосистем вокруг потребностей наших клиентов.
ССТ: Что в себя включает понятие экосистемы?
О. С.: Говоря совсем просто, это предложение клиенту, помимо страховых продуктов, еще и нестраховых сервисов. Например, если мы говорим об автостраховании, то это все услуги, связанные с владением автомобилем: шиномонтаж, техническое обслуживание, автомойки и др. Сейчас мы как раз обсуждаем, какой конкретно набор услуг будем предлагать клиентам.
Еще одно очень перспективное направление — это развитие сервисов, связанных со здоровьем. Мы хотим предложить клиентам максимально удобный способ заботиться о себе и вести правильный образ жизни для того чтобы предотвратить, то есть профилактировать ухудшение здоровья и качества жизни.
ССТ: Для предложения новых сервисов нужны новые идеи. Яркие прорывные идеи обычно приходят извне или могут возникать внутри компании?
О. С.: Многие сервисы, которые мы уже запустили: процесс дистанционного урегулирования убытков с использованием алгоритмов искусственного интеллекта, калькуляция ущерба на основании изображения повреждения — мы почерпнули из международного опыта. Но дополнительно к этому, что тоже является элементом нашей новой стратегии, мы запускаем и развиваем акселератор идей, которые рождаются внутри компании.
ССТ: Есть ли у вас опыт работы со стартапами?
О. С.: Со стартапами мы взаимодействовали на протяжении нескольких лет. Конечно, работа со стартапами и различные партнерства — это один из инструментов развития инноваций в компании. Мы работаем как с международными акселераторами, так и с российскими. Также есть практика взаимодействия со стартапами, напрямую формирование партнерств.
В разное время у нас был опыт взаимодействия со стартапами на площадках Московского акселератора при Агентстве по инновациям правительства Москвы, акселератора по финансовой грамотности при поддержке Ассоциации развития Финансовой грамотности и ФинТехЛаб. В нашей копилке контактов более 500 стартапов, которые мы рассмотрели для различных кейсов ВСК.
Пандемия ускорила рывок в цифровых технологиях. Также в это время изменилось и поведение клиентов в рознице, изменились их ожидания от страхового сервиса. Клиентам захотелось чего-то большего, чем просто прийти в офис или поискать страхового агента. Смена тренда в ожиданиях клиента способствовала внедрению различных инноваций и цифровых технологий.
Сейчас мы хотим подтолкнуть к развитию и ускорить реализацию внутренних идей: сотрудники с интересными продуктовыми идеями могут заявиться, собрать команду и попробовать свои силы. Тем более, такая акселерация — это еще и формирование кадрового резерва и обучение на практике.
Для реализации стратегии экосистем необходимо настраивать и предлагать сервисы, которые лежат рядом со страховыми услугами, но таковыми не являются, требует инновационного подхода. Нужно понимать, как встраивать дополнительные элементы в технологии и бизнес-процессы компании. Такой подход требует наличия внутри компании формата, который позволит сотрудникам свободно заявить свою идею и попытаться довести ее «до ума». Открытая экосистема всегда более привлекательна за счет партнерств, здесь ключевую роль могут сыграть инновационные стартапы.
ССТ: Может ли искусственный интеллект заменить страхового агента в продажах и эксперта по выплатам при урегулировании убытков?
О. С.: Я считаю, что на 100 % искусственный интеллект человека не заменит. Есть разные клиенты, с индивидуальными запросами на страхование, и есть сложные страховые события, которые требуют индивидуального подхода со стороны экспертов или службы безопасности.
Но в стандартных случаях — а таких большинство — можно работать с применением искусственного интеллекта. Чем больше мы будем обучать наш искусственный интеллект разным аспектам как в части заключения договора, так и в части урегулирования убытков, тем больше сервисов мы сможем предоставить с помощью ИИ.
ССТ: Какой должна быть компания, чтобы легко воспринимать и внедрять новые идеи?
О. С.: Прежде всего, на инновации должны быть настроены акционеры и топ-менеджеры компании. Без запроса со стороны собственников и понимания топ-менеджерами того факта, что конкурентоспособность требует постоянных изменений, инициативы креативных и талантливых сотрудников ничего радикально изменить не смогут.
ССТ: В вашей компании внедрялись идеи, коренным образом меняющие работу компании?
О. С.: В рамках реализации стратегии на 3 года Страховой Дом ВСК столкнулся с рядом вызовов, среди которых были непрозрачность ряда процессов, time-to-market по выводу и модификации продуктовых решений, отсутствие гибкости и определенное непонимание между ИТ и бизнесом в компании. Ответом на эти вызовы стала методология Scaled Agile Framework (SAFe).
Ключевая ценность SAFe в том, что эта методология предлагает системный подход к масштабированию Agile-практик в крупных организациях. Она помогает координировать работу большого числа команд, управлять и создавать сложные продукты. Проще говоря, фреймворк дает возможность выстроить отношения не только внутри конкретной команды, но и наладить коммуникации между ними.
Наша стратегия — партнерство, использование лучших практик, стандартизации и цифровизации кросс-отраслевых подходов и взаимодействия. Именно такие кейсы сейчас видятся как инновационные и перспективные со значимым эффектом для потребителя.
На рынке существует заблуждение, что внедрение новых технологий автоматически улучшит бизнес-процессы и повысит эффективность бизнеса. Однако на практике технологии сами по себе не могут гарантировать успех, если они не сопровождаются соответствующими изменениями в организационных процессах. SAFe помогает интегрировать технологии в бизнес, оптимизируя рабочие процессы и включая все подразделения компании в процесс создания ценности.
Благодаря внедрению SAFe мы смогли серьезным образом поменять бизнес компании. И эта трансформация стала ключом к устойчивому развитию, помогла ВСК оставаться успешной даже в условиях изменчивого рынка и жесткой конкуренции.
ССТ: Так какая же стратегия внедрения инноваций для компании сегодня самая правильная?
О. С.: Единой для всех стратегии нет. Я бы выделила несколько факторов, которые нужно учитывать, чтобы добиться успеха.
Прежде всего, каждая страховая компания в России уникальна, и имеет свой неповторимый опыт успехов и неудач. Развитие компании должно обязательно принимать во внимание актуальную клиентскую базу и структуру бизнеса, рыночную конъюнктуру и задачи акционеров.
Очень важно понимать, что человеческий фактор, конкретные люди в результате могут как феерически реализовать, так и драматически провалить любую стабильную и рискованную стратегию развития. Крайне важно обеспечить среду, в которой сотрудники компании буду видеть свой рост, совпадающий с ростом организации, где они работают.
Развивая новые идеи, нужно помнить, что страховой бизнес — это, прежде всего, партнерский бизнес. Развитие, цифровизация отраслей в целом крайне влияет на скорость развития инноваций в страховании: например, медицина — нет доступа к данным, транспорт — нет доступа к камерам и др.
Наша стратегия — партнерство, использование лучших практик, стандартизации и цифровизации кросс-отраслевых подходов и взаимодействия. Именно такие кейсы сейчас видятся как инновационные и перспективные со значимым эффектом для потребителя.
Поэтому ВСК активно двигается в сторону цифровизации отрасли и активно работает на различных кросс-отраслевых площадках.
Кроме того, успех внедрения новых технологий на страховом рынке во многом зависит от гибкости требований регулятора и потребности самого рынка в изменениях. А эти факторы, в свою очередь, определяются синергией всех страховщиков и их совместной работой с государством.