Ущерб от действий дистанционных мошенников в Карелии за 5 месяцев этого года составил 274 миллиона рублей. Злоумышленники используют интернет и мобильную связь, чтобы вводить в заблуждение своих жертв и выманивать их сбережения. Заявления о мошенничестве поступают в полицию ежедневно. Люди теряют от пары тысяч до нескольких миллионов рублей.
Так, согласно статистике карельской полиции, в республике в 2022 году было зарегистрировано 2 555 фактов дистанционных хищений, в 2023-м — уже 2 778 таких фактов. А за пять месяцев этого года число дистанционных хищений достигло 1 169 случаев: рост составил 7,1%.
К примеру, в этом году мужчина 1987 года рождения, работающий полировщиком на камнеобрабатывающем производстве, перевел на счета мошенников более 13 млн рублей в течение нескольких дней. Аферисты представились ему сотрудниками спецслужб и попросили оказать помощь в выявлении людей, спонсирующих украинские войска. Большую часть отправленной преступникам суммы мужчина взял в кредит. Более того, он убедил супругу также оформить на себя кредиты в разных банках. Все это время обманутый мужчина полагал, что участвует в секретной операции.
Представление о том, что мошенники обманывают только пенсионеров, пользуясь их беспомощностью, идет в противоречие с данными карельской полиции. По информации МВД, деньги на счета аферистов отправляют и юные, и пожилые жители региона. Пенсионеры по старости — это только треть из числа пострадавших. Обычно под влияние аферистов попадают трудоспособные граждане от 18 до 50 лет. Например, в этом году в числе обманутых мошенниками оказались дети и подростки. Злоумышленники находят ключ почти к каждому.
Телефонные мошенники. Фото: Эдуард Тур.
Как мошенники обманывают жертв: схемы
В карельском правительстве состоялось совещание, посвященное проблемам борьбы с интернет-мошенниками. На нем заместитель начальника управления уголовного розыска МВД по Карелии Вадим Вангонен перечислил ключевые схемы обмана жертв аферистами. Так или иначе, большинство преступных комбинаций уже неоднократно раскрывались в СМИ, но они по-прежнему сохраняют эффективность и приносят мошенникам деньги.
Например, жертвами мошенников традиционно становятся люди, пожелавшие заработать в Сети. Они находят объявление с предложением дополнительного заработка путем инвестиций. Аферисты регистрируют человека в личном кабинете. Затем тот начинает переводить деньги на карты злоумышленников, думая при этом, что вкладывается в свой бизнес. При этом он замечает в личном кабинете, что сумма на его балансе растет, что воодушевляет пострадавшего. Однако проблемы начинаются тогда, когда жертва пожелает вывести деньги на свою карту: сделать это невозможно. Мошенники, в свою очередь, предлагают ему заплатить различные комиссии, чтобы устранить проблему и воспользоваться возможностью снять якобы заработанные деньги.

Вадим Вангонен. Фото: «Республика» / Сергей Юдин
Участились случаи классического обмана по схеме «Ваш родственник попал в ДТП». Злоумышленники врут жертве, что тот или иной их близкий человек оказался в аварии, но печальные последствия ЧП можно исправить за деньги. Жертвы в таком случае могут передавать свои сбережения приехавшим к ним посредникам. Так, полиции удалось задержать 16 курьеров, которые забирали деньги у пострадавших и отправляли их своим преступным кураторам, находящимся за рубежом.
В том случае, когда аферисты звонят под видом силовиков, они убеждают жертв в секретности происходящего и отправляют им фото поддельных документов. Они могут утверждать, что им требуется помощь в задержании того или иного злоумышленника. Обманутые люди берут кредиты и переводят деньги на якобы резервные, безопасные счета. Как раз эти счета и оказываются копилкой мошенников.
Злоумышленники освоились в методе обмана жертв, который предполагает получение доступа к аккаунту на портале «Госуслуги». В этом случае используется схема «Срок действия вашей сим-карты заканчивается». Злоумышленники представляются работниками сотовой компании и убеждают своих собеседников, что для продления действия сим-карты им следует назвать код из смс. На самом деле в тот момент потерпевший передает преступникам код доступа к сервису «Госуслуги». После этого злоумышленники получают возможность оформить онлайн-кредит на имя потерпевшего. Как правило, для этого злоумышленники используют услуги микрофинансовых организаций, где провести такую операцию можно онлайн, используя аккаунт госуслуг.
Кроме того, в арсенале мошенников появился новый способ воздействия на потенциальных жертв. Они научились подделывать голоса близких и родственников. Для этого преступники, вероятно, используют возможности нейросети. Пострадавшие получают сгенерированные голосовые сообщения, где якобы знакомый им человек просит одолжить ему деньги.
Карельским полицейским известны два произошедших в этом году случая, где подобная схема могла применяться. Одной потерпевшей пришло голосовое сообщение якобы от подруги. Она попросила в долг 15 тысяч рублей и предложила их перевести знакомому, а на самом деле мошеннику. Аналогичная ситуация произошла с еще одной пострадавшей, которая думала, что переводит 5 тысяч рублей своей матери, чей голос был подделан.
«Действительно ли в этом задействованы нейросети, доподлинно сейчас неизвестно. Разбираемся в этих фактах. Однако тот факт, что современные технологии в руках мошенников могут привести к значительной потере средств, неоспорим», — заявил представитель МВД Вадим Вангонен.
Также можно отметить, что мошенничества бывают связаны с несанкционированным оформлением кредитов и обманом при покупке-продаже товаров в интернете. Основная масса злоумышленников находится за пределами Карелии. Они используют слитые телефонные базы с номерами граждан. В полиции признаются, что раскрывать эти преступления сложно.
Мошенники вынуждают жертв набирать кредиты
В основном жертвы мошенников переводят на счета злоумышленников суммы, которых на руках у них изначально не было. Зачастую речь идет о миллионах. Соответственно, перед отправкой денег преступникам их жертвы отправляются офисы банков и получают кредиты. Премьер-министр правительства Республики Карелия Александр Чепик заявил о необходимости контролировать выдачу кредитов гражданам, которые могут оказаться жертвами мошенников. С таким предложением он обратился к представителям банковского сообщества на заседании правительства республики.

Александр Чепик. Фото: «Республика» / Сергей Юдин
Александр Чепик заявил о необходимости отслеживать такие операции, чтобы обезопасить горожан. В частности, он отметил, что зачастую обратившиеся в банк клиенты моментально получают заемные средства, хотя сами могут находиться в группе риска по степени влияния на них мошенников. По оценке Чепика, службы безопасности банков должны выявлять сотрудников, которые оперативно раздают кредиты потенциальным жертвам мошенников, не анализируя их статус. Иными словами, одинокая пенсионерка, пришедшая в банк за миллионным кредитом, должна насторожить менеджера, поскольку потенциально пожилая дама может на тот момент быть на крючке у мошенников.
«По 3, по 4 дня я, премьер-министр, получаю кредиты. А здесь же в течение 20 секунд получают кредиты… Прибегает женщина. Она попадает в группу риска. И человек понимает, что она находится в группе риска, но принимает решение в течение 20 секунд о выдаче ей кредита», — отметил Александр Чепик.
Чепик заявил, что решение о выдаче кредита людям, которые попадают в группу риска, должно быть отложенным по времени. Таким образом удастся отбить жертв у мошенников, которые требуют срочного получения кредитных средств в банках.
Преграды для мошенников
У пострадавших от действий дистанционных мошенников может появиться шанс вернуть украденные деньги. С 25 июля этого года начнет действовать новый механизм противодействия интернет-аферистам. Банк будет должен приостановить перевод денег на мошеннический счет, если информация о нем есть в специальной базе Банка России. Если в таком случае банк перечислит средства злоумышленникам, то будет обязан вернуть их клиенту. Об этом сообщает Отделение Банка России по Республике Карелия.
С марта следующего года клиенты смогут устанавливать самозапрет на оформление кредитов и займов. Таким образом люди обезопасят себя от ситуаций, когда мошенники пытаются оформить на их имя кредиты.
Также с октября 2023 года действует закон об информационном взаимодействии Банка России и МВД, который позволяет правоохранительным органам быстрее получать информацию для расследования фактов мошенничества.
В первом квартале этого года в стране банки предотвратили хищение 2 трлн рублей, отразив почти 14 млн попыток кибермошенников похитить деньги у клиентов. Задачей распознавания и блокировки подозрительных операций занимаются банковские антифрод-системы.