Накануне председатель Комитета по образованию, культуре, спорту и молодежной политике парламента Карелии Галина Гореликова вместе с Уполномоченным по правам ребенка в республике Геннадием Сараевым и замглавы администрации города Екатериной Реутовой выехали в школу № 36, где произошел конфликт между группой учеников и педагогами.
«Как только стало известно об инциденте, мы совместно начали разбираться в ситуации. Она сложная и неоднозначная. По моему мнению, это затянувшийся конфликт, с которым взрослые вовремя не смогли справиться. Не сумели найти способы повлиять на детский коллектив», — отметила Галина Гореликова.
Она добавила, что возникающие в подростковом возрасте конфликты – не редкость.
Депутат Заксобрания Карелии Галина Гореликова. Фото: «Республика»/Максим Смирнов
«Многие дети в этом возрасте ищут способы самоутверждения. Некоторые, к сожалению, начинают вести себя деструктивно, если не знают, как утвердить свое лидерство среди сверстников. Задача взрослых – выявлять в детской среде таких неформальных лидеров и стараться направить их энергию в нужное русло. Это очень непростая работа. Нужно, чтобы сам педагог стал для ребят лидером, завоевал у них авторитет и доверие. Эту работу, очевидно, необходимо провести в 36-й школе. Педагогическому коллективу, ученикам, родителям надо помочь не просто разрешить текущий конфликт, но и наладить взаимопонимание», — считает Галина Гореликова.
По итогам встречи в школе принято решение, что в этом помогут Служба кризисной помощи при уполномоченном по правам ребенка, Центр диагностики и консультирования, Карельский институт развития образования.
Галина Гореликова добавила, что подобные внутришкольные конфликты говорят еще и о том, насколько важно, чтобы педагогический процесс не ограничивался стенами школы.
«Такие конфликты – своего рода отголосок того времени, когда учителей нацеливали исключительно на качество образования, профессиональное преподавание своего предмета, упуская воспитательную составляющую. Сейчас в школы возвращается воспитательная функция. Но воспитание – это всегда совместный процесс учителей, руководства школы, родителей, во главе угла которого – формирование личности ребенка. Особенно важны уважительные, доверительные отношения между педагогом и семьей. Если семья не будет уважать учителя, его не будет уважать и ребенок. Также детям и подросткам необходимо объяснять, что у них есть не только права, но и обязанности. И что за противоправные поступки (к которым, безусловно, относится и порча чужого имущества) надо будет отвечать. И, конечно, необходимо очень внимательно относиться к любым изменениям в поведении детей, улавливать тревожные сигналы, помогать решать жизненные ситуации, с которыми они не могут разобраться сами», — сказала Галина Гореликова.
Парламентарий также считает, что произошедшее в петрозаводской школе – сигнал к тому, что надо проанализировать работу по профилактике правонарушений в подростковой среде. Галина Гореликова направила запрос в МВД Карелии о том, сколько подростков в республике сегодня состоят на учете в комиссиях по делам несовершеннолетних и в связи с чем. В зависимости от результатов депутат предложит обсудить меры по усилению профилактической работы в школах.
Напомним, поводом к разбирательству в школе № 36 стала информация о том, что у некоторых учащихся школы пострадала верхняя одежда, висевшая в гардеробе. В произошедшем обвинили группу школьников, от которых потребовали снять с себя куртки, и затем эта одежда им вернулась в грязном и испорченном виде. Сейчас в школе продолжается проверка, принято решение о временном отстранении от работы директора учреждения и ее заместителя по учебно-воспитательной работе. После проведения проверки будет дана оценка произошедшему.