Календарь

Декабрь 2024

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

   |  →

13:21, 06.02.2024

Фелиция Карловна и мы. Чужая семья — не потёмки, а приглашение к разговору!

На открытии выставки «Семейный альбом». Фото: «Республика» / Михаил Никитин

На первый взгляд, выставка кажется простой. Есть три стены с фотографиями совершенно незнакомых нам людей. Мужчины, женщины и дети сняты в начале ХХ века то в фотоателье, то на любительскую камеру. Есть фотографии большие и маленькие. Где-то они объединены общим стендом. Есть главная героиня выставки — Фелиция Карловна Романская (Франтц).

Вот Фелиция сфотографирована в костюме охотницы. За ее спиной соответствующий пейзаж и нарисованная потом вручную на снимке трава. Рядом с Фелицией-охотницей — портрет жены ее деверя Натальи Оттомаровны. Обе женщины очень красивы и элегантны.

Седой усатый мужчина в военной форме — отец Фелиции Карл Иванович Франтц, генерал-майор российской императорской армии. А здесь — семья Романских: Лев, Борис, Алина и Наталья. Лев Степанович потом женится на Наталье Георгиевне Франтц, а его брат Борис станет мужем Фелиции.

«… У Бориса и Льва было две сестры — Наташа и Алина. Алина пережила блокаду и сохранила все письма. Я не знаю, как познакомились Константин Карлович и моя бабушка Муся, которая умерла давным-давно. В письмах написано, что Котик женился на хозяйке своей квартиры. У той был ребенок от первого брака….», — рассказывает журналистке телеканала «Сампо ТВ 360°» родственница Фелиции Карловны Татьяна Кащеева.

Со временем начинаешь различать, кто кому здесь дядя.

Татьяна Кащеева и Елена Григоренко, представители семьи Романских (Франтц). Фото: «Республика» / Михаил Никитин

Татьяна Кащеева и Елена Григоренко, представители семьи Романских (Франтц). Фото: «Республика» / Михаил Никитин

Татьяна Константиновна приехала на открытие выставке вместе со своей родственницей Еленой Григоренко. До экспозиции в Санкт-Петербурге они были не знакомы. К слову, в Петрозаводске Татьяна Кащеева знает четыре очень старых адреса, по которым в 1920-е годы несколько лет жила ее семья. Петрозаводский след возник случайно, в процессе подготовки выставки.

В интерьер выставки хорошо вписываются и ретро-столик под портретом Натальи Оттомаровны, за которым можно сфотографироваться в одной из предложенных шляп. И уголок фотографа, который снимает, проявляет пленку и печатает снимки. И витрина с предметами начала ХХ века: альбом, спичечница, саше.

Екатерина Юшкевич, специалист экспозиционно выставочной деятельности музейно-выставочного центра РОСФОТО, куратор выставки. Фото: «Республика» / Михаил Никитин

Екатерина Юшкевич, специалист экспозиционно выставочной деятельности музейно-выставочного центра РОСФОТО, куратор выставки. Фото: «Республика» / Михаил Никитин

Наша выставка сделана по мотивам большой экспозиции «Семейный альбом. Архив Фелиции», которая экспонировалась в РОСФОТО весной 2023 года. Основу выставки составили снимки из архива журналиста Дмитрия Брикмана, переданные в фонды музейно-выставочного центра. Специалисты взялись за атрибуцию снимков и смогли превратить зафиксированный фотокамерой период жизни этой семьи в историю, интересную не только потомкам этих людей, но и посетителям выставки.

Анна Токарева, начальник отдела выставок музея «Кижи». Фото: «Республика» / Михаил Никитин

Анна Токарева, начальник отдела выставок музея «Кижи». Фото: «Республика» / Михаил Никитин

Выставка оказалась похожей на какой-то роман, где, познакомившись с героями, хочется узнать о том, что было с ними дальше. Удивительным образом через некоторое время ты начинаешь чувствовать свою причастность к этой, до сих пор не известной тебе, семье. Об этом, в частности, говорила на вернисаже и начальник отдела выставок музея «Кижи» Анна Токарева:

«Когда готовили выставку, я залезла на антресоли и достала папин фотоархив. Обнаружила, как бережно папа сохранял пленки для потомков. Эту выставку мы готовили тщательно и с любовью. Постепенно она становилась близкой нам, а Фелиция Карловна — родным человеком. Вам, скорее всего, тоже придется стать сопричастными истории жизни этой семьи», — сказала на вернисаже Анна Токарева.

Как атрибутировать снимки? Фото: «Республика» / Михаил Никитин

Как атрибутировать снимки? Фото: «Республика» / Михаил Никитин

Общая, главная, идея выставки — разбудить в зрителе исследователя. Если у вас дома есть неразобранные старинные фотографии предков, новая экспозиция в музее «Кижи» поможет вам научиться их атрибутировать, то есть определить примерную или точную дату снимка, тип печати, узнать тех, кто изображен на фото. Все это очень интересно. Организаторы выставки обещают проводить практические занятия и квесты для детей. Кто-то в семье должен заниматься сохранением памяти и классификацией ветвей рода.

На открытии выставки выступали сотрудники Музея, представители РОСФОТО и гости.

«Я рада, что музейные маршруты приносят реальные результаты. Прекрасно, что мы можем обсуждать совместные проекты с директом РОСФОТО Захаром Коловским. Мы уже вдохновлены этим проектом, позволяющим познакомиться с тремя поколениями одной семьи. Все они — красивые люди. Многие из нас теперь захотят полистать собственные семейные альбомы. Продолжая семейную тему, в этом году мы откроем выставку, посвященную плотницким династиям, связанным с островом Кижи», — сказала директор Музея-заповедника «Кижи» Елена Богданова.

Семейный портрет. Фото: «Республика» / Михаил Никитин

Семейный портрет. Фото: «Республика» / Михаил Никитин

«Мы приходим к врачу, сдаем капельку крови и получаем диагноз, врачу все про нас ясно. Я считаю, что так надо изучать историю. Первый шаг — история своей семьи. Это та капелька крови, в которой видна вся Карелия, Россия, Европа, мир. Идея выставки замечательная», — образно выразился директор Национального музея Карелии Михаил Гольденберг.

Выставка «Семейный альбом» будет открыта в презентационно-выставочном центре Музея-заповедника «Кижи» (пл. Кирова, 10-а) до 19 апреля.

просмотров: 831

Аккредитация

Компания или частное лицо может получить аккредитацию для публикации новостей на нашем портале.