Сегодня в створе Московской улицы в Петрозаводске открыли памятный знак к 90-летию гражданской авиации в Карелии. Установить памятник помогли власти Петрозаводска, а также местные предприниматели. На открытии присутствовали ветераны, работавшие на предприятии, их семьи и близкие.
Фото: «Республика» / Сергей Юдин
«Мы не только тушили леса, перевозили пассажиров и помогали народному хозяйству. Наши летчики, инженеры и техники работали начиная от Северного полюса до Антарктиды. Лично я сам — участник трех антарктических экспедиций. Работали в Африке, во Франции, в Англии, практически по всему миру», — вспоминает председатель совета ветеранов «Петрозаводского авиапредприятия», в прошлом старший штурман Игорь Жуков.

Игорь Жуков. Фото: «Республика» / Сергей Юдин
Перед участниками праздника выступил заместитель главы республики по взаимодействию с правоохранительными органами Александр Пшеницын.
«Знаменательный день! Сегодня день создания гражданской авиации Карелии. Авиаторы республики внесли огромный вклад в социально-экономическое развитие региона, героически сражались на фронтах Великой Отечественной, участвовали в освоении нефтегазовых месторождений в Сибири. Мы отдаем дань глубокого уважения тем, кто создавал, развивал и кто сегодня работает в гражданской авиации Карелии».

Александр Пшеницын. Фото: «Республика» / Сергей Юдин
Завершилась церемония авиашоу. Над Онежским озером пролетели вертолет Ми-8, гидросамолет Cessna, а также аэролодка-дельтаплан.
Напомним, гидропорт был построен в 1934 году на берегу Петрозаводской губы Онежского озера, в районе Соломенского шоссе (в настоящее время — набережная Варкауса). Это был первый аэропорт города, сухопутные аэродромы появились позднее. Он работал круглогодично — летом обслуживал гидросамолеты, зимой на льду устраивалась площадка для приема самолетов с лыжными шасси.
После войны гидропорт продолжил свою работу. Начиная с 1954 г. в Карелии стали эксплуатироваться двенадцатиместные самолеты Ан-2, в том числе модификации с поплавковыми шасси Ан-2В (Ан-4), позволявшие садиться и взлетать с водных объектов. Гидросамолеты летали в Куганаволок, Великую Губу, Ламбасручей и другие населенные пункты Карелии.
Гидроаэропорт был закрыт в конце 70-х годов, когда получила развитие малая сухопутная авиация в Карелии.

Фото из личного архива Алексея Бархатова. Фото «Республика»/Макксим Смирнов