— Год назад вы объявили, что главными принципами во взаимоотношениях городской власти с петрозаводчанами будут открытость и прозрачность. В том, что вы лично этим принципам следуете, мы убедились: достаточно зайти на вашу страницу в соцсети, где вы постоянно общаетесь с горожанами. И все-таки: что такое общение дает на практике? Для принятия конкретных решений?
— Уверен, выбор в пользу открытости власти был правильным. Он отвечает вызовам времени, запросам, которые есть в обществе. Напомню, что недавно глава Карелии призвал каждого министра начинать рабочий день с анализа жалоб и обращений жителей республики. И это также подтверждает, что мы выбрали правильное направление.
Владимир Любарский. Фото: «Республика» / Лилия Кончакова
СПРАВКА «РЕСПУБЛИКИ»
Что изменилось за год во взаимодействии с горожанами?
- Глава города проводит еженедельные приемы граждан.
- Создана система кураторства районов. Кураторы проводят регулярные «горячие линии».
- Ежедневно обращения принимаются на личной странице Владимира Любарского «Вконтакте», через системы «Народный контроль Республики Карелия», платформе обратной связи на Госуслугах.
- ЕДДС (Единая дежурно-диспетчерская служба) также создала группу «Вконтакте»: здесь горожан круглосуточно информируют об аварийных ситуациях в системе ЖКХ.
Все ли получилось? Это должны оценивать горожане. В отношениях власти и общества тоже бывает «конфетно-букетный» период. После него начинается следующий этап, когда открытость становится практическим инструментом для решения вопросов, волнующих горожан. Я думаю, мы уже перешли на этот этап. Один из примеров – дискуссия по развитию «Кургана». Тема сложная, спорная, но, я думаю, именно принцип открытости стал ключевым для того, чтобы этот вопрос мы вместе с горожанами начали решать. Или тема развития парка «Каменный бор» на Ключевой – благодаря открытым обсуждениям мы смогли выйти на практические решения.
Поэтому, на мой взгляд, мы сейчас находимся в процессе развития диалога с горожанами по всем актуальным вопросам. И самое главное – чтобы этот диалог был конструктивным, а не превращался просто в выпуск пара, который в итоге уйдет в свисток.
— Когда вы только приступили к работе на посту градоначальника, вы четко обозначили приоритеты в развитии города. Сейчас, с учетом полученного опыта, общения с горожанами, вы переосмыслили эти приоритеты? Или следуете этому плану?
— Если говорить о перечне задач – нет, он не изменился, считаю, что приоритетные задачи были определены верно, поскольку они основаны именно на запросах горожан.
В этом перечне в том числе:
- внедрение новой модели работы общественного транспорта,
- модернизация и развитие системы наружного освещения,
- реформирование практики уборки города с возвращением на рынок конкуренции среди подрядчиков, ликвидацией «белых пятен» и закреплением всех «бесхозных» территорий за организациями, ответственными за их содержание,
- ремонт школ и детских садов и строительство новых,
- ремонт дорог и мостов,
- содержание и модернизация ливневой и дренажной системы,
- продолжение расселения аварийного жилья,
- создание инфраструктуры на земельных участках для льготников.
Это не исчерпывающий список, немало и других задач. Но, конечно, что-то вышло на первый план – в силу жизненных реалий. Например, сильные снегопады этой зимой заставили нас в первую очередь переосмыслить ситуацию с уборкой города, с действующими контрактами. Многое поменялось и в ситуации в республике, в стране в целом – по сравнению с тем, что было год назад. Этого нельзя не учитывать, и абсолютно очевидно, что те или иные планы приходится корректировать.
— Тем не менее, все равно есть основа – стратегическое планирование. Например, новый генплан Петрозаводска – о нем говорили многие годы, но работа двигалась ни шатко, ни валко: по крайней мере, такое было ощущение. Когда вы возглавили город, она явно пошла намного активнее. Что сейчас с генпланом? Когда он будет принят и какие задачи поможет решить?
— Пользуясь случаем, хочу поблагодарить и сотрудников администрации, и активных горожан — на самом деле, проделана большая работа. Сейчас мы уже получили положительное заключение Минэкономразвития России, еще четыре федеральных министерства высказали ряд конкретных предложений, по которым нам надо доработать генплан. Подчеркну – это очень большой, объемный вопрос, нам в том числе удалось согласовать с Рослесхозом разграничение земель между лесфондом и территорией городского округа.
Петрозаводск. Фото: Игорь Подгорный
Думаю, не позднее июня мы вынесем обновленный генплан на утверждение сессии Петросовета. Принятие этого документа позволит нам продвинуться в решении очень важных проблем – в том числе по выделению земельных участков для льготников, многодетных семей.
Но возникает другая сложность. Новая редакция генплана охватывает период по 2025 год. А это уже весьма близкое будущее. Поэтому уже сейчас нам надо приступать к разработке планов на дальнейшую перспективу. По моему мнению, генплан должен быть живым документом – не просто фиксировать то, что есть на сегодняшний день, но быть стимулом к развитию города.
— Десятилетия назад ведь так и было: документы городского планирования составлялись с учетом строительства новых микрорайонов, инженерных сетей… Получается, новое – это хорошо забытое старое?
— Если вы заметили, у себя на странице «Вконтакте» я предложил горожанам вспомнить страницы книги Эдуарда Андреева, который 20 лет работал главным архитектором Петрозаводска. И это как раз были времена бурного роста города, строительного бума. Убежден, этот опыт нам сейчас очень полезен. В книге видны в том числе замыслы, которые вынашивали и легендарный градоначальник Павел Сепсяков, и сам Андреев. Они видели перспективу.
Фото со страницы Владимира Любарского «Вконтакте»
При этом хочу отметить, что они все же жили и трудились в других условиях – плановой экономики, когда развитие было более предсказуемым. Сейчас иначе. Нам надо прогнозировать предстоящие вызовы: в каких направлениях пойдет развитие бизнеса, экономики, как будет расти уже не только Петрозаводск, но и вся городская агломерация с учетом соседних районов. И, конечно, наши планы мы и дальше будем корректировать и обсуждать вместе с горожанами, на публичных слушаниях, которые мы тоже теперь проводим в новой формате, с онлайн-трансляцией в интернете.
— Если опять обратиться к прошлому, то в постсоветский период настоящим бичом стала точечная застройка. Многоэтажки нередко возводились хаотично, никто тщательно не просчитывал нагрузку на инженерную инфраструктуру, на дороги. Сейчас, как я понимаю, главным направлением становится комплексное развитие территорий (КРТ), и первой ласточкой должна стать реновация Октябрьского района. Как идет подготовка к этому проекту?
— Механизм КРТ мы вначале решили апробировать на небольшой территории жилой застройки, ограниченной улицами Северной, Шотмана, Сорокской и внутриквартальным проездом. На этом участке 10 многоквартирных домов, которые признаны аварийными. Уже в ближайшее время проведем торги на право застройщиков участвовать в этом проекте. Победитель должен будет до конца года представить проект планировки. Подчеркну – затем его обязательно рассмотрят на публичных слушаниях. Что дальше? После всех согласований застройщик будет расселять аварийные дома, а на их месте будут возводиться новые объекты в едином стиле. Конечно, такой подход к обновлению должен все учитывать: и коммуникации, и жилье, и социальные объекты, и благоустройство.
Одновременно ведем подготовку к проекту КРТ Октябрьского района. Это, конечно, уже значительно более масштабная работа. Но сроки сжатые: как известно, на реновацию Октябрьского района республике выделяется федеральный инфраструктурный бюджетный кредит, 1,2 млрд рублей. Чтобы эти огромные средства не потерять, мы должны уже в следующем году представить проект КРТ. Здесь нам очень помогает республика: в правительстве создана рабочая группа с участием представителей строительной отрасли. Буду держать горожан в курсе, как продвигаемся по этой теме.
Октябрьский проспект в Петрозаводске. Фото: «Республика» / Лилия Кончакова
— Проекты комплексного развития территорий – это еще и возможность ускорить расселение аварийного жилья?
— Конечно. Те же десять домов в районе Северной, Шотмана, Сорокской в действующую программу расселения не попали. Нам важно использовать все дополнительные механизмы, все возможности, чтобы люди как можно быстрее могли переехать в комфортное жилье. Городская администрация была одним из инициаторов изменений в республиканское законодательство, чтобы люди могли получать денежные компенсации и приобретать квартиры – если не хотят ждать, пока их переселит государство.
Конечно, мы продолжаем строить дома для расселения аварийного жилья.
- В рамках действующей программы из 30 тыс. кв.м. жилья, признанного аварийным до 1 января 2017 года, расселено около 10 тыс. кв.м.
- В конце 21-го года 43 петрозаводские семьи отметили новоселье в доме на улице Белинского.
- Основная часть жильцов аварийных домов будет расселена в строящиеся дома на ул. Боровой и в планируемый к строительству еще один дом на ул. Белинского.
Но впереди у нас огромная работа по расселению еще 677 аварийных домов, попавших в следующий этап программы. И чем шире будет инструментарий, тем быстрее мы сможем решить проблему.
— Очевидные позитивные перемены есть в ремонте дорог. В прошлом году подрядчики сумели перевыполнить планы и привести в порядок даже те участки, ремонт которых был намечен только на 2022 год. Но как будет сейчас? Внешние санкции, удорожание материалов – все это не сорвет планы дорожного ремонта?
— Президент страны, федеральный центр, глава Карелии четко обозначили, что все действующие проекты должны и будут продолжаться, в том числе нацпроект «Безопасные качественные дороги». Наш ключевой партнер, «АБЗ-Дорстрой», намерен сохранить темпы.
Ремонт дороги на Попова. Фото: «Республика»/Лилия Кончакова
В прошлом году с учетом средств республиканского бюджета в нормативное состояние привели 63 участка автомобильных дорог общей протяженность более 38 километров.
В этом году будем ремонтировать объекты, изначально намеченные на 2023 год.
Это тоже большой объем: предварительно мы говорим про улицу Анохина, Заводская, Советская, Лыжная, Карельский проспект и другие.
Добавлю, что в минувшем году построена ул. Иссерсона (продление ул. Куйбышева), ул. Оборонная, которая обеспечивает транспортную доступность к новой школе № 55 на Древлянке. Это тоже важнейшие проекты, которые разгружают транспортные потоки. Любопытно, что о продлении дороги, которая сегодня называется ул. Куйбышева, наши предки задумывались еще в 1913 году! То есть уже тогда была очевидна эта необходимость.
Открыто движение по улицам Оборонной и Новосёлов в Петрозаводске. Фото: пресс-служба правительства Карелии
Сейчас мы получили поддержку наших планов по строительству новой четырехполосной магистрали — продления Лососинского шоссе от улицы Попова. Глава Карелии добился решения этого вопроса в федеральном центре. Строительство должно начаться уже в этом году. Новая магистраль разгрузит выезд из «Скандинавии», где постоянные пробки. Плюс обеспечит доступность строящегося микрорайона на 200 тыс кв.м. жилья. Так что, несмотря на внешнюю турбулентность, все планы в силе, работаем.
— Кроме ремонта и строительства дорог, горожан еще очень волнуют вопросы их уборки и содержания. Минувшая зима показала: с такими обильными снегопадами подрядчик, «ТехРент», справиться не в состоянии. Что дальше?
— Для начала, объясню, почему мы не стали сразу же расторгать контракт с «ТехРентом». Нельзя жить лозунгами в духе «Долой!» Разорвали бы мы контракт с подрядчиком посреди зимы – а какая альтернатива? Новый подрядчик, с достаточным объемом техники, людей, знанием города – он ведь не материализовался бы ниоткуда, из воздуха. Добавлю также, что вина в случившемся не только и даже не столько «ТехРента». В самом пятилетнем контракте, заключенном предыдущей администрацией в 2019 году, уже были заложены мины.
Во-первых, контракт заключался фактически по расценкам 2012 года. Во-вторых, такой параметр, как кратность уборки – он, как выяснилось, никак не соответствовал условиям сильных снегопадов, когда город надо убирать намного чаще. В-третьих, контракт по факту охватил только 75% площади города. Остальные территории – те, что не находились на тот момент в муниципальной собственности или были бесхозными – в контракт не попали. А это, между прочим, часть Древлянки, где живет огромное количество людей, или ТИЗ «Усадьба».
Что мы делаем, чтобы исправить ситуацию? Тоже по порядку: первое – ставим эти так называемые «белые пятна» на кадастровый учет, чтобы по суду признать их муниципальной собственностью. Второе – решаем вопрос с увеличением финансирования. По действующему контракту это 285 млн рублей ежегодно. Повторяю, это в расценкам фактически десятилетней давности. По актуальным расценкам на 2022 год, с учетом того, что нам надо закрыть «белые пятна» и увеличить кратность уборки, по самым скромным подсчетам нам надо более 700 млн рублей. В бюджете города, исходя из объективной ситуации с доходами, мы готовы предусмотреть около 300 млн, и приоритет отдадим пока решению проблемы с «белыми пятнами».
Уборка Петрозаводска от снега. Фото: «Республика»/Лилия Кончакова
Конечно, надеемся и на поддержку республики. В феврале по инициативе главы Карелии из региональной казны были выделены 126 млн рублей Кондопожскому ДРСУ, которое уже приобрело на эти деньги новую технику, восемь комбинированных дорожных машин. Напомню, именно это предприятие пришло к нам на помощь минувшей зимой, когда «ТехРент» не справлялся. Безусловно, при объявлении нового аукциона на уборку города мы будем действовать строго по законодательству о госзакупках. Но я очень надеюсь, что в итоге мы получим ответственного подрядчика, с парком современной техники. В течение ближайших месяцев, которые остались до следующей зимы, мы обязаны этот вопрос решить и встретить новый зимний сезон уже намного более подготовленными.
— Очень хочется верить, что все получится. Ведь вы уже смогли сдвинуть с мертвой точки решение еще одной глобальной для города проблемы – с общественным транспортом. Честно сказать, когда в прошлом году вы объявили о транспортной реформе, даже не верилось, что уже в апреле в Петрозаводске выйдут на маршруты первые новые троллейбусы.
— За эту очень нужную и своевременную помощь большое спасибо республиканскому правительству и главе Карелии, по инициативе которого из регионального бюджета были выделены средства на закупку троллейбусов. С учетом изношенности парка муниципального предприятия «Городской транспорт» такое обновление просто жизненно необходимо.
Новые троллейбусы вышли на маршрут. Фото: администрация Петрозаводска
Новые троллейбусы вышли на маршрут. Фото: администрация Петрозаводска
- На приобретение 16 новых троллейбусов по инициативе Артура Парфенчикова из республиканского бюджета были выделены 290 млн рублей.
- Первые десять машин уже пришли в столицу Карелии, пять из них вышли на маршрут № 1, самый протяженный и самый востребованный.
- Обновление парка также позволило вернуть к привычной схеме работы маршруты № 3 и № 6.
- Остальные троллейбусы придут в город до конца июня.
Тем не менее, это только первый шаг в начавшейся транспортной реформе. Ее ключевая задача, напомню, переход к регулируемому тарифу на общественном транспорте.
— Как идет эта работа? Думаю, это интересует всех горожан, потому что недавно «маршрутчики» вновь повысили цены на проезд. Как с этим бороться?
— Без перехода к регулируемому тарифу – никак. Без него у администрации города нет никаких механизмов влияния на частных перевозчиков. Единственный вариант – это если есть факт картельного сговора, тогда вмешивается антимонопольная служба, как это было в минувшем году. Но антимонопольное разбирательство по объективным причинам занимает немало времени, картельный сговор нужно доказать. И даже если это будет сделано, штрафные санкции для перевозчиков кардинально ведь не решают проблему.
Я понимаю, что политически мне, наверное, было бы выгоднее сейчас негодовать на перевозчиков, но это был бы просто популизм. Сегодня даже на примере МУП «Городской транспорт» мы видим, что себестоимость перевозок значительно выше, чем тариф для пассажиров. Муниципальному предприятию эту разницу покрывает городской бюджет. У частных перевозчиков дотаций нет. И будем честны: у них объективно не хватает в этих условиях средств на то, чтобы не то, что обновлять, но даже нормально содержать свой транспорт.
Владимир Любарский. Фото: «Республика» / Лилия Кончакова
Поэтому сейчас, в течение этого года, у нас главная задача – завершить разработку комплексной схемы движения транспорта, которую готовит федеральное учреждение РОСДОРНИИ. Его специалисты сейчас проводят масштабное изучение пассажиропотоков в городе, задействуя огромный массив данных от платежных систем, сотовых операторов (разумеется, все эти данные обезличены). В результате мы должны получить прикладную, рабочую схему: какие нужны маршруты, сколько на каждом из них нужно подвижного состава, какова стоимость услуг на километр пути. После этого мы уведомим перевозчиков о переходе на регулируемый тариф и заключении брутто-контрактов. У города появится реальный рычаг влияния не только на стоимость, но и на качество услуг, выполнение требований к соблюдению интервалов движения, количеству рейсов, надлежащему состоянию подвижного состава.
— Среди других многолетних проблем – состояние водопроводных и канализационных сетей. Как известно, подписано концессионное соглашение с АО «ПКС-Водоканал». Что оно даст городу?
— Напомню, что много лет назад в Петрозаводске была огромная проблема с плохим качеством водопроводной воды. С этой проблемой город справился благодаря АО «ПКС-Водоканал»: компания построила современные очистные сооружения. И сегодня на входе в водопроводную сеть мы имеем чистую воду, соответствующую всем стандартам и нормативам. Построены и новые канализационно-очистные сооружения.
Очистные сооружения в Петрозаводске. Фото: «Республика»/Сергей Юдин
Сейчас мы должны приступить к следующему этапу – реконструкции сетей водоснабжения и водоотведения. Они изношены более чем на 80%, средства требуются огромные – миллиарды рублей. В рамках концессии эту задачу берет на себя «ПКС-Водоканал». На мой взгляд, это решение, которого добились глава Карелии и правительство республики, правильное, логичное и очевидное. Во-первых, компания – давний партнер города, она уже, повторю, создала имущественный комплекс общей стоимостью 1,4 млрд рублей (новые ВОС и КОС). Во-вторых, я помню, как в начале 90-х у нас весь город ходил с тазиками к колонкам, потому что водозабор забило шугой, и город остался без воды. Когда арендатором сетей стал «ПКС-водоканал», он помог справиться с этими самыми острыми проблемами, и к тому же погасил многомиллионные долги муниципальных предприятий.
Сейчас мы эти партнерские отношения продолжаем. Подчеркну, что компания не забирает сети себе, они остаются собственностью города — включая объекты, которые будут реконструированы и построены. Вторая важная составляющая – модернизацию сетей компания будет проводить не за счет тарифа для горожан, а за счет собственных средств и будет привлекать средства федерального бюджета. А участие в крупных федеральных программах сейчас возможно только в рамках концессии. Третье — «ПКС-Водоканал» примет в пользование не только 900 км городских сетей, но и 400 км бесхозных. Уверен, что это уже в ближайшем будущем позволит улучшить ситуацию с состоянием водопроводных и канализационный сетей. Мы сможем привлечь на эти цели беспрецедентные федеральные средства, которые иначе город не смог бы получить.
— Благоустройство города – каковы ключевые задачи в этом направлении?
— В первую очередь мы продолжаем решать проблему с уличным освещением. Напомню, что мы отягощены последствиями контракта с «Балтэнергоэффектом», который в 2014 году заключила тогдашняя администрация. Из-за установки так называемых энергосберегающих фонарей освещенность города значительно ухудшилась. Моя предшественница Ирина Юрьевна Мирошник пыталась решить эту проблему, были поданы иски в суд. Судебные решения оказались не в пользу города, и сейчас мы вынуждены выплачивать большие средства по этому контракту компании, опыт взаимодействия с которой, мягко говоря, получился грустный. К большому сожалению, ведь эти средства мы могли бы вложить в модернизацию уличного освещения.
В Петрозаводске установили новые фонари на Кукковке, Древлянке и Перевалке. Фото: Мэрия Петрозаводска
Тем не менее, проблему решаем: в прошлом году с помощью нацпроекта «БКД» и республиканского бюджета установили 350 новых светоточек. В этом году также проведем работы в разных районах города. В том числе решим проблему с освещенностью участка от ресторана «Фрегат» до устья реки Лососинки на Онежской набережной: ненормально, когда популярное у горожан место отдыха погружено по вечерам в кромешную тьму.
— А другие места отдыха петрозаводчан будете благоустраивать?
— Безусловно, у нас в том числе продолжает успешно работать федеральный проект «Комфортная городская среда».
За пять лет по проекту «Комфортная городская среда» в Петрозаводске были благоустроены 19 общественных территорий, в этом году обновят еще семь.
Но, считаю, здесь также надо активнее переходить к комплексным проектам. Например, парк «Каменный бор». Он отличается от других территорий тем, что сейчас здесь вообще ничего нет: ни республиканских, ни городских объектов. То есть мы прямо с нуля сможем создать что-то новое, опираясь на концепцию. На ее разработку направим 4 млн рублей, кто из архитекторов будет ее разрабатывать – решится по итогам муниципального конкурса. При этом мэрия в данном случае будет аккумулировать мнения горожан, которые будут сами решать, что им нужно – велосипедные, пешеходные дорожки, вейк-парк, другие активности. Всем это мы сейчас обсуждаем на рабочей группе по развитию Каменного бора и я рад, что нам удалось уйти от противостояния и перейти к конкретной, практической дискуссии.
Фото: Петрозаводска мэрия
Аналогично необходимо работать и по другим объектам. Например, трасса «Фонтаны»: это место уже тоже востребовано не только для катания на лыжах, но и просто для отдыха горожан. Давайте вместе думать, как его развивать, какие и где создавать велосипедные, пешеходные маршруты, инфраструктуру для семейного отдыха.
— В завершение беседы, какие у вас личные ощущения, впечатления от первого года работы в качестве градоначальника? Не жалеете, что взвалили на себя груз городского хозяйства и городских проблем?
— Нет, ни в коей мере. Конечно, я не берусь оценивать сам себя и свою работу – это, как я уже говорил, должны делать горожане. Для меня лично год, конечно, был непростым, но очень важным и насыщенным с точки зрения опыта, понимания, в верном ли направлении мы идем. И в этом мне помогли и продолжают помогать петрозаводчане.
Владимир Любарский. Фото: «Республика» / Лилия Кончакова
Когда ежедневно только в «личку» в соцсети приходит больше сотни обращений – это большой объем. Но каких-то пустых или неконструктивных из них – единицы. Подавляющее большинство горожан задают абсолютно правомерные, справедливые, конкретные вопросы, а нередко и предлагают свои идеи или варианты решений. Иногда это решения, к которым мы уже в администрации пришли, иногда – совершенно новый взгляд. Я хочу поблагодарить горожан за этот диалог. Да, сейчас непростой период, непростые новые вызовы времени. Но, что бы ни происходило в мире, жизнь не останавливается. И мы будем продолжать ремонтировать дороги, строить дома, благоустраивать и развивать наш город. Работы у нас впереди еще очень много.