— Анатолий Михайлович, Карелию ожидает одна из самых масштабных избирательных кампаний за последние годы. По вашим прогнозам сколько политических партий будут в ней участвовать? Понятно, что своих кандидатов выдвинут крупные парламентские партии. Смогут ли им составить конкуренцию какие-либо новые партии?
— Действительно, избирательная кампания ожидается очень масштабная, и партиям потребуется большое количество кандидатов для выдвижения и по территориальным группам (партийным спискам), и в одномандатных округах.
Анатолий Цыганков. Фото: ИА «Республика»/Сергей Юдин
Напомним, в Карелии в сентябре пройдут выборы в Госдуму, Заксобрание и ряд муниципальных избирательных кампаний, в том числе в Петросовет и горсовет Костомукши.
Из 450 депутатских мандатов Госдумы половина распределяется между списками политических партий, получивших более 5 % голосов избирателей. Вторая половина депутатов избирается по одномандатным округам. Аналогичным образом формируется Заксобрание республики в составе 36 депутатов и Петросовет в составе 28 депутатов.
В Карелии Минюстом зарегистрированы 22 региональных отделения политических партий (данные на апрель 2021 года). К настоящему моменту о своем намерении участвовать в выборах заявили уже больше десятка. Конечно, это прежде всего региональные отделения парламентских партий, которых находятся в наиболее щадящих условиях. Им не надо собирать подписи в поддержку выдвижения своих кандидатов. У них наработана кадровая база, есть финансирование, есть большой опыт участия в избирательных кампаниях. Им, конечно, значительно легче сформировать корпус кандидатов и для партийных списков, и для одномандатных округов.
В нынешнем, шестом созыве Заксобрания Карелии представлены пять политических партий: «Единая Россия», «Справедливая Россия», КПРФ, ЛДПР и «Яблоко».
Что касается других партий, то, по моему мнению, среди них есть политические организации, не имеющие достаточной членской базы, партийного актива, наработанной истории избирательных кампаний. И у них нет перспектив привлечь кадры: зачем присоединяться к таким политическим организациям, если они заведомо проиграют?
— Зачем же тогда такие партии заявляют об участии в выборах?
— Все просто: федеральное законодательство требует, что политическая партия, коль она зарегистрирована, должна периодически участвовать в избирательных кампаниях различных уровней. Если в течение нескольких лет партия никак не обозначает свое участие в выборах, по решению суда ее ликвидируют как юридическое лицо. Поэтому такие «спящие» политические организации просто формально выполняют требования законодательства.
Заксобрание Карелии. Фото: «Республика»/Максим Смирнов
Если же говорить о партиях, которые реально примут участие в предстоящей избирательной кампании, их, естественно, будет намного меньше двух десятков. Полагаю, что по завершении этапа выдвижения и регистрации кандидатов в избирательную кампанию войдут пять парламентских партий. Плюс еще две-три, в лучшем случае четыре партии – те, которые смогут собрать подписи в поддержку выдвижения своих кандидатов. А это очень тяжелый труд.
— Но ведь новация этого года – часть подписей в Карелии можно собрать через портал «Госуслуги»?
— Да, и это облегчит работу кандидатов в депутаты и их предвыборных штабов. Правда, надо уточнить, что сборщики подписей смогут собрать электронно не более 50% от общего их числа, необходимого для регистрации кандидата. И это касается только выборов регионального уровня (в Заксобрание республики – прим.ред.) На выборах в Петросовет или, скажем, городской совет Костомукши подписи придется собирать только «вживую».
То есть мы опять возвращаемся к тому, что наличие большого количества зарегистрированных партий не означает, что все они будут участвовать в выборах. И не потому, что кто-то кого-то не допустит, часть партий просто объективно из-за кадровой слабости своих региональных отделений не сможет выполнить тот объём работы, который требует исполнить выборное законодательство.
— И тем не менее, как вы считаете – выборы будут конкурентными?
— Выборы будут реально конкурентными. И конкуренция будет очень высокой, борьба ожидается очень серьезная. Если допустить, что 8-10 партий зарегистрируют своих кандидатов, то у семи из них как минимум будут и средства, и ресурсы, и кадры для проведения избирательной кампании.
Конечно, степень конкуренции на выборах в Госдуму, на региональных и муниципальных выборах будет разная. Если мы говорим о кампании в Госдуму, то все парламентские партии уже заявили, что будут участвовать. И могу предположить, между кем из кандидатов в одномандатном округе развернется наиболее острая борьба. На мой взгляд, это будет кандидат от «Единой России» Валентина Николаевна Пивненко и кандидат от «Справедливой России» Виктор Николаевич Степанов.
Валентина Пивненко
Виктор Степанов. Фото: Законодательное собрание Карелии
Но это не означает, что все остальные партии, которые выдвинут своих кандидатов, выпадают из конкурентной борьбы. По моему мнению, у них нет сильных кандидатов, но их потенциальные избиратели будут ориентироваться не на фамилии в бюллетенях, которые они могут и не знать, а на партийные бренды и федеральных партийных вождей. И какую-то часть, какой-то сегмент избирателей эти партии себе заберут. В этой ситуации всем, кто наблюдает за политическими процессами, наверное, интереснее всего будет анализировать, как участие кандидатов «второго плана» повлияет на результат избирательной кампании. Не исключено, что борьба за мандаты в Госдуму большого количества кандидатов и узнаваемых партийных брендов может сыграть в пользу кандидата от «Единой России». Например, на «Справедливую Россию» и КПРФ ориентируется примерно похожий электорат. И эти партии будут отбирать голоса друг у друга.
Как в итоге распределяться голоса на выборах, сейчас предсказать трудно. Это будет зависеть от активности, с которой зарегистрировавшие своих кандидатов партии будут проводить избирательную кампанию, от ресурсов, которыми они располагают. И от юридического сопровождения в предвыборных штабах – это тоже значит немало, кандидаты и партии будут стараться ловить друг друга на ошибках.
— Как будет организовано общественное наблюдение на выборах?
— Раньше общественное наблюдение на выборах в Карелии осуществляла преимущественно Общественная палата республики. Сейчас представительство расширилось: создан Общественный штаб по наблюдению за выборами, в него входят представители различных НКО, эксперты.
Региональный Общественный штаб по наблюдению за выборами создан при участии Общественной палаты Республики Карелия, Ассоциации «Независимый общественный мониторинг» и карельского отделения Ассоциации юристов России.
Среди задач штаба – подготовка общественных наблюдателей к выборам, их обучение. И основная нагрузка здесь ложится на Ассоциацию «Независимый общественный мониторинг». Ее специалисты, используя свою ресурсную, методическую базу, активно помогают всем регионам, в том числе Карелии, формировать корпус общественных наблюдателей. А их потребуется, во-первых, больше, чем на предыдущих выборах. Раньше от 800 до 1100 наблюдателей хватало, чтобы обеспечить их присутствие во всех избирательных округах в течение всего дня голосования. Сейчас, как известно, голосование будет проходить в течение трех дней (17,18 и 19 сентября – прим.ред.) Нагрузка на наблюдателей сильно возрастает. Это потребует не только более серьезных трудозатрат, но и новых умений и знаний. Например, тех, что касаются обеспечения сохранности бюллетеней, работы с сейф-пакетами.
· Заполненные бюллетени по завершении каждого из трех дней голосования будут упаковываться в специальные сейф-пакеты, защищенные от несанкционированного вскрытия.
· Бюллетени в сейф-пакет должны помещаться в присутствии наблюдателей.
· На месте запечатывания пакета в обязательном порядке расписываются члены участковой избирательной комиссии (УИК) с правом решающего голоса и — по желанию — наблюдатели и члены УИК с правом совещательного голоса.
· На каждый пакет составляется акт, который запечатают вместе с бюллетенями. Наблюдатели и все члены УИК вправе получить его копию.
· Пакет имеет индивидуальный номер и несколько степеней защиты от несанкционированного вскрытия.
· Место хранения сейф-пакетов должно попадать в поле зрения камер видеонаблюдения.
Во-вторых, потребуются наблюдатели, которые могут работать не только непосредственно на участках, но и с современными информационными технологиями. В частности, это наблюдатели, которые будут следить за сбором подписей через сайт «Госуслуги». Конечно, таким наблюдателям нужны специальные знания, нужно обучение, которое проведут специалисты в этой области.
— Своих наблюдателей на участки направят и сами партии. Региональный Общественный штаб наблюдения за выборами планирует с ними взаимодействовать?
— В России и в Карелии есть и положительный, и отрицательный опыт такого рода. Если вспомнить общероссийское голосование по поправкам в Конституцию РФ летом прошлого года, то нам, общественным наблюдателям, удавалось находить общий язык с представителями региональных отделений политических партий. Но голосование по изменениям в Конституцию было значительно менее политизированным. В нем отсутствовала та составляющая, которая есть в избирательных кампаниях – партийная конкуренция.
На выборах у их участников есть объективные противоречия, кандидаты и партии борются между собой. Большинство партий уже заявили на федеральном уровне, что будут обходиться только собственным корпусом наблюдателей на выборах. Это не значит, что тактическое сотрудничество невозможно, но в целом позиция политических партий понятна. Задача регионального Общественного штаба – организовать именно независимый, партийно никак не окрашенный мониторинг.
Фото: «Республика» / Любовь Козлова
— Практика предыдущих избирательных кампаний свидетельствует, что в целом в Карелии выборы проходят спокойно. Конечно, без жалоб кандидатов и партий друг на друга не обходится. Но уже многие годы не припоминается, чтобы кто-либо всерьез, не ради политической риторики, заявлял о нелегитимности или недостоверности результатов. У нашей республики и у нашего Центризбиркома действительно очень хорошая репутация: выборы организуются честно и прозрачно. Подтвердится ли она в этом году?
— Мне в силу моей общественной и журналистской работы доводится часто общаться со специалистами из избирательных штабов различных партий, политтехнологами, приглашенными из других регионов. И я не единожды слышал от них очень важное и ценное для нас в Карелии утверждение: «С вашим Центризбиркомом, территориальными избирательными комиссиями, УИКами невозможно договориться». Имеется в виду – договориться с точки зрения того, чтобы обеспечить влияние на результат выборов в пользу той или иной политической партии.
Отмечу, что некоторые из политтехнологов об этом говорят с сожалением, но нам это слышать радостно. И это, наверное, самая объективная оценка, потому что она от людей, которые организуют избирательные кампании в интересах своих кандидатов, своих партий. Так что, я думаю, и предстоящие выборы у нас пройдут легитимно и прозрачно. Никаких опасений или оснований полагать, что это будет не так, у меня нет.