По итогам девяти месяцев этого года, которые недавно подвел Карелиястат в докладе о социально-экономическом положении, республика вновь показала падение объемов строительства и промпроизводства, включая выпуск пищевых продуктов.
Так, в январе-сентябре этого года объем работ по виду деятельности «Строительство» упал в денежном выражении до 63,1% в сравнении с аналогичным периодом прошлого года. Ввод в действие жилых домов при расчете в квадратных метрах снизился до 86,2%.
В то же время объем промышленного производства в январе-сентябре снова не достиг уровня прошлого года и составил лишь 99,5%. Если же сравнить только сентябрь этого года с сентябрем прошлого, то падение окажется еще более значительным — 93,2% от прошлогоднего уровня.
Фото: «Губернiя Daily»
В частности, в обрабатывающих отраслях Карелии упал выпуск конструкций из черных металлов — до 87,2%, строительных блоков из бетона или цемента — до 94%, бетона для заливки — до 88,1%, смесей асфальтобетонных дорожных — до 85,1%, блоков дверных пластмассовых — до 63,3%, блоков оконных пластмассовых — до 72,1%, плит древесностружечных — до 42,8%, поддонов деревянных — до 64,5%, канифоли и смоляных кислот — до 77,2%, лесоматериалов — 98,6%, бумаги газетной — до 99,2%, мешков и сумок бумажных — до 99,3%.
В пищевой промышленности в январе-сентябре продолжилось снижение производства молока — до 94,2%, масла сливочного — 94,4% (51,1%, если взять только сентябрь этого года к сентябрю прошлого), сыров — 78,2%, творога — 87%, муки из прочих зерновых — 10,3%, изделий хлебобулочных — 91,2%, изделий кондитерских — 52,7%, мяса — 98,8%, колбас — 97,3%, кормов для сельхозживотных — 34,3%, но при этом выросло производство водки — до 145,2%.
Как не раз приходилось отмечать Daily, на падении ранее успешной молочной отрасли, которая уверенно росла в 2022—2023 годы, во многом сказалась политика правительства Карелии во главе с губернатором Артуром Парфенчиковым. Ведь на словах карельские власти ратуют за увеличение объемов переработки сырого молока в республике, а на деле способствуют стагнации и гибели карельских молокозаводов, не оказывая им необходимой поддержки и помогая сомнительным инвесторам прибрать к рукам местные предприятия.
Фото: «Губернiя Daily»
Самый яркий пример этому — Медвежьегорский молзавод, который дважды менял собственников при активном участии то Артура Парфенчикова, то его министров, а затем был задействован в странных схемах, закончившихся многомиллионными долгами и банкротством в феврале этого года.
Однако к нелюбви Парфенчикова к карельским молокопереработчикам добавилось в этом году и падение производства сырого молока в совхозах и фермах Карелии, что было вызвано распродажей поголовья в Агрокомплексе им. Зайцева, АО «Эссойла» и активным сокращением стада в АО «Янишполе» — из-за мизерного субсидирования и передачи почти всех субсидий четырем государственным совхозам республики.
В результате поголовье крупного рогатого скота в Карелии на 1 октября этого года по сравнению с 1 октября прошлого года уменьшилось на 2200 голов, или 11,6%, — с 18,9 до 16,7 тысячи, а коров на 900 голов, или 9,9%, — с 9,1 до 8,2 тысячи.
Фото: «Губернiя Daily»
Это в свою очередь не замедлило привести к падению производства сырого молока — до 96,7% от уровня прошлого года. Если же сравнить только сентябрь 2024 года с сентябрем 2023-го, то уровень производства молока упал и вовсе до 91,9%, что показывает усугубление негативной тенденции.
Однако даже в сложных условиях спада сельхозпроизводства и значительной части промышленности Олонецкий молочный комбинат продолжил наращивать выпуск наиболее востребованных продуктов, которые пользуется повышенным спросом в фирменных магазинах «Олония» и в федеральных торговых сетях. За счет этого выпуск сметаны на ОМК в январе-сентябре вырос на 6,2%, а кисломолочной продукции — на 12,4%.
Эти данные показывают, что благодаря коллективу своих работников и менеджеров ОМК мог бы и дальше увеличивать свои показатели, если бы не отказы правительства Карелии, которое седьмой год не дает комбинату выкупить арендованные здания для их реконструкции и расширения, и если бы не губительная политика карельских властей в агросекторе, которая разоряет все больше сельхозпроизводителей.