23-летний Андрей Казаков из Петрозаводска ушел в армию в декабре прошлого года по призыву. Полгода служил в войсковой части в Каменке, а потом его отправили в «командировку» в Курскую область. Оттуда Андрей уже не вернется. Сослуживцы нашли парня мертвым: в одном носке и без ботинок. В части маме Андрея Елене заявили, что это суицид. Однако женщина не верит, что сын мог добровольно уйти из жизни.
Елена рассказывает, что Андрей учился в ПетрГУ на одном из последних курсов, но с учебой что-то не ладилось. Он взял академический отпуск, а через год принял решение отчислиться. Женщина предупреждала сына, что его заберут в армию.
— Он говорит: «Ну, заберут, так что, я же не буду всю жизнь учиться», — вспоминает беседы с Андреем мама. Она подчеркивает, что сын особо не стремился попасть в ряды вооруженных сил, но и не бегал от исполнения долга перед родиной.
После армии парень планировал продолжить учиться, но уже заочно, работать вместе с бывшим одноклассников в форелевом бизнесе и даже взять в ипотеку однокомнатную квартиру.
— Он строил планы конкретно. Девушки у него постоянной не было. Ну, то есть, понятно, молодой парень, общение с девчонкой... – говорит Елена и начинает плакать. — У него очень много друзей, очень.
Призыв
По словам мамы, Андрей был очень улыбчивым и спокойным молодым человеком. В разговоре женщина называет сына только ласково «Андрюша», а близкие часто звали парня «Солнышко», из-за широкой улыбки.
Повестка пришла осенью. Молодой человек несколько раз ходил в военкомат на комиссии, но каждый раз возвращался домой.
— И вот крайний раз 11 декабря он ушел. Я говорю, придешь, не забудь пообедать, – говорит Елена. – А 14 декабря мы его уже провожали на вокзале.
У парня зрение было -2,5, его взяли в пехоту телефонистом, рассказывает мама. К поезду родители привезли Андрею кнопочный телефон – смартфоны брать с собой запретили — и вместе с друзьями проводили парня.
— Он нам отдал свой смартфон. Настроение было хорошее. Через пару недель, пришло официальное письмо, что Казаков Андрей зачислен в часть.
Каменка
Елена была на связи с сыном: они постоянно созванивались. Вскоре сын попросил перевести деньги на смартфон, которыми, как оказалось, все пользовались. Андрей рассказывал маме, что в части у него все хорошо, но только скучно. Большую часть времени призывники проводили с контрактниками.
— В январе мы ездили на присягу туда же, в Каменку. Единственное, что фотографий нет, потому что сказали, мол, нельзя. Нам дали часа полтора. Передали ему гостиницы, станки, носки. Все полтора часа обнимались, разговаривали, смеялись. Он еще сказал, что его, возможно, отправят в командировку куда-то в Курск.
Женщина начала переживать, и спрашивала не может ли Андрей отказаться, но срочник ответил, что отправляют всех.
После присяги у Андрея началась серьезная служба: стал ходить в наряды, на стрельбище. Парень рассказывал, что выстреливает по 250 патронов. В конце марта Андрея отправили в Курск.
— 29 марта он мне скинул фотографию, где он с ребятами, видимо, перед отъездом. И все.
Курск
Потом несколько дней Елена не получала от Андрея никаких известий. Мама стала беспокоиться и звонить в петрозаводский военкомат, пытаясь разыскать сына. Женщину перевели на военкома Карелии Андрея Артемьева.
— Я несколько дней до него пыталась дозвониться, то он на совещании, то еще где-то. Когда я все-таки дозвонилась, он со мной долго разговаривал. Говорил: «Мамочка, не переживайте, если ребенок не звонит, он — хороший солдат, и все хорошо. Он там в командировке, и, бывает, специально забирают телефоны.
Мама разговаривала с сыном 29 марта. Вновь на связь Андрей вышел только 14 апреля. Молодой человек извинился, что не мог позвонить, рассказал, что обустраивался на новом месте. Также парень предупредил, что деньги присылать не нужно, а посылки можно и продиктовал адрес в Курской области.
— Андрюша рассказывал, что кормили неплохо, сами солдаты готовили. Говорил, что все нормально и ребята хорошие. С Каменки он только с одним парнишкой был.
Следующий раз Андрей созвонился с мамой 21 апреля. А потом снова пропал. Правда, в это время солдат переписывался с друзьями, которым присылал тревожные сообщения. В переписке парень сообщил, что служит на границе в мотострелковых войсках.
— Одно могу сказать, в таком дерьме я никогда не был... Я тут аж молиться стал... Хочется всё рассказать, но не могу, — написал Андрей своему другу (скрины переписки имеются в распоряжении редакции — прим.).
Елена заметила активность сына в сети и решила 15 мая написать сама: напомнила, что посылка его ждет и ее нужно забрать, иначе назад отправят. Короткий ответ женщина получила на следующий день.
— Мама, спасибо, посылку получил, постараюсь в воскресенье выйти на связь, — написал молодой человек.
Но в назначенную дату Андрей так и не позвонил. Следующий звонок Елене поступил 29 мая от следователя из Курска. В этот момент женщина была в магазине — возвращалась домой с работы.
Похоронка
— Он спрашивает: «Ваш сын Казаков Андрей?». Я ответила, что мой. Я насторожилась, подумала, что деньги начнут вымогать. А я-то знаю, что сын в армии. А следователь говорит, что Андрюша покончил с собой. Вот просто говорит мне это. Дальше я ничего не помню.
Позже Елена позвонила в часть, там командир подтвердил и рассказал, что самоубийство Андрей совершил еще 24 мая, но дозвониться до родных из Курска не могли. В курской части, по словам мамы погибшего солдата, была проверка. В Петрозаводске мать пригласили в военную прокуратуру, спрашивали о детстве Андрея, как он ходил в школу, в садик. В Курске сделали экспертизу почерка предсмертной записки, экспертизу тела и оружия. Покончил собой, по словам мамы, солдат в 12:50.
— Я в часть звонила, говорят, что Андрей выполнял все требования, команды и не могут ответить на вопрос, то произошло: «Вот, пошел и сделал». И всё. Всё, что они мне говорят. Как это пошел и сделал? Как? В части говорят, он просто сидел, был на посту, на дежурстве в блиндаже, то есть не чистил оружие, как они говорят, ничего… В экспертизе показано, что он доставлен был в одежде, а на правой ноге один носок черного цвета. На другой ноге не было носка, и, по идее, они же должны быть в берцах.
Предсмертную записку сына маме зачитали по телефону: «Устал, хочу тишины, закрываю глаза, вижу дом».
Тело Андрея привезли в Петрозаводск из Курской области 4 июня. Спустя четыре дня молодого человека похоронили. С воинскими почестями.
— Они попросили принести шапочку. Гроб был открытый. Он был в форме. Солдатики были и три залпа этих злосчастных на похоронах.
Часть расходов по погребению на себя взяла воинская часть, после похорон маму попросили подписать документы, что она претензий к части не имеет. В военном комиссариате маме сказали, что выплатят страховку. Но Елене деньги не нужны: женщина хочет разобрать, что произошло с ее ребенком буквально за месяц под Курском.
В военном комиссариате Карелии отказались от комментариев. В военной прокуратуре Петрозаводского гарнизона косвенно подтвердили информацию о смерти Андрея, сообщив, что делом занимается 56 военный следственный отдел Следственного комитета России.