В процессе лаборатории «За рекой завод». Фото предоставлено организаторами проекта
Звонко звучащее название лаборатории отсылает к самому проекту «За рекой завод. Цифровой архив индустриального наследия Петрозаводска», придуманному для того, чтобы сохранить промышленную историю города в фотографиях, аудио- и видеоинтервью, в воспоминаниях и современной рефлексии. Локальная задача, которую поставили себе организаторы звуковой лаборатории, — услышать пространство и музыкально сформулировать свои впечатления.
-
-
Участники лаборатории «За рекой завод». Фото предоставлено организаторами проекта
-
-
Портативный рекордер — инструмент для улавливания звуков. Фото предоставлено организаторами проекта
Кураторами лаборатории стали Анна Поташова (бюро «Заводь»), музыкант Илья Пучеглазов (SymphoСat), создатель Северной музыкальной лаборатории электроакустики Юрий Фролов (Kenneth-9). Участники лаборатории — музыканты, люди, имеющие отношение к звукам. Главными рабочими звуковыми инструментами стали портативные аудиорекордеры — специальные приборы, фиксирующие даже самые тихие звуки.
Тренировочным местом лаборатории стало помещение бывшего мебельного цеха ОТЗ, а настоящая охота за звуками проходила в помещениях трикотажной фабрики, в доках завода «Авангард».
Подробнее об идее лаборатории «За рекой завод» «Республике» рассказывает Анна Поташова.
Куратор лаборатории Анна Поташова. Фото: «Республика» / Михаил Никитин
— Сейчас мы занимаемся полевыми исследованиями: записью звуков города и района Зарека, какими они есть сегодня. Все это нам нужно, чтобы создать собственное представление о среде, в которой жили и работали герои записанных нами интервью заводских работников. Несколько интервью посвящены работникам завода «Авангард», поэтому мы пошли на «Авангард». Мы бродили по дворам Зареки, смотрели и слушали разные городские пространства. Все это — материал нашего исследования.
Лаборатория проходила с 5 по 9 мая. В течение трех дней участники делали «полевые записи».
Куратор лаборатории музыкант Илья Пучеглазов. Фото: «Республика» / Михаил Никитин
— В рамках лаборатории мы делаем «полевые записи» пространства. Наша задача — уловить звуки, которые ежедневно влияют на нас, но мы их не замечаем, показать их многообразие. Мы попробуем уловить звуки индустриальных локаций или тех мест, о которых рассказывают герои историй в интервью. Попробуем с помощью звука показать, как эта история могла бы разворачиваться в их фантазиях и воспоминаниях, — рассказал «Республике» музыкант и куратор проекта Илья Пучеглазов.
По словам Анны Поташовой, должен получиться альбом, в котором полевые записи разным образом будут проявлены в зависимости от специфики музыкального мировоззрения музыкантов.
— Все наши участники — музыканты разных направлений. Кто-то больше занимается фолк-музыкой, кто-то работает с направлением филд-рекординг (полевыми записями), кто-то — академический музыкант. Мы не ограничиваем их определенным жанром, потому что полевые записи можно играть как в эмбиент-музыке, так и в техноистории или в электронных вариантах. По итогу должен получиться сборник треков, объединенных концепцией, но с индивидуальным подходом. Для многих участников это первый опыт работы в таком направлении. Есть возможность погрузиться в него и использовать в своем творчестве, — говорит Анна Поташова.
Звуковую лабораторию «За рекой завод» организовала Галерея промышленной истории в партнерстве с бюро «Заводь» при поддержке Благотворительного фонда Владимира Потанина.