На первый взгляд может показаться, что в Музее-заповеднике «Кижи» в Петрозаводске развернулась оранжерея. Выставочный зал весь в зелени и украшен цветами, а в центре установлены подвесные качели. На самом деле, здесь открылась новая экспозиция «Райский сад в искусстве XVIII — XXI вв.» (0+). Авторы решили буквально сделать райские кущи, в которых разместили экспонаты. В помещении даже пахнет свежестью, но авторы уверяют, что ароматизаторов в нем нет.
По словам куратора выставки, ведущего научного сотрудника службы истории и этнографии музея Екатерины Рычковой, на выставке рай представлен с разных ракурсов — от иконописи и старопечатных книг до современного искусства.
Екатерина Рычкова. Фото: «Республика» / Анастасия Михайлова
«Этот вопрос, наверное, интересен каждому человеку. Нужно было показать, что у музея есть обширная коллекция народного, декоративно-прикладного искусства, живописи и графики, которая формируется со дня его основания. И сейчас нам поступают интересные предметы. Поэтому мы не ограничивали круг экспонатов, чтобы в том числе рассказать, как наш современник представляет себе рай», — отметила она.
Тема экспозиции одновременно и сложная, и простая. Это касается не только смысловой нагрузки, но и визуального воплощения — как изобразить то, что невидимо и существует только в сознании человека?
Все же многие творцы сходились в одном. Рай — это преимущественно сад, изобилующий цветами и плодами, а его неотъемлемым элементом является древо жизни.
Алексей Алексеев. Фото: «Республика» / Анастасия Михайлова
«В священных текстах в христианском каноне образ рая достаточно недетализированный. В то же время ад, в особенности у старообрядцев, описывается очень подробно. Буквально, в Книге бытия мы читаем — «И насадил Господь Бог рай в Едеме на востоке, и поместил там человека, которого создал. И произрастил Господь Бог из земли всякое дерево, приятное на вид и хорошее для пищи». В общем-то, это все. Вся евангельская христианская мысль и крутилась вокруг этих интерпретаций», — пояснил еще один куратор выставки, научный сотрудник музея Алексей Алексеев.
Первые наглядные образы обители блаженных встречаются в иконописи. Она угадывается в белом фоне с цветами и деревьями. Как отметил Алексей, простому крестьянину, который жил не в самых благоприятных условиях, хотелось надеяться на лучшее посмертие. Представления людей о рае прослеживаются в апокрифах — неканоничных религиозных произведениях особытиях Священной и церковной истории. «Райская» символика — цветы, бутоны, деревья, виноградные лозы, птицы, — есть на одежде церковнослужителей и предметах религиозного быта. К примеру, на выставке это старообрядческое медное литье — самый древний представленный экспонат.
Мотив древа, символизирующего счастье и будущую благодатную жизнь, часто присутствует в росписи по дереву. Так, в экспозицию вошел посудный шкафчик, датированный началом XIX века. Этот предмет, добавил Алексей, скорее всего был расписан мастерами из Выговского общежительства (старообрядческая община в Повенецком уезде Олонецкой губернии — прим. авт.). Таких шкафчиков выговского производства по собраниям музеев России хранится не больше 10.
«Существует большой блок народной живописи на прялках. Прялка — это традиционный предмет крестьянского дома и женского быта. На ней тоже часто изображали древо. Оно может быть стилизованным и трудно узнаваемым или, наоборот, слишком ветвистым, с множественными соцветиями. На севере рисунок был достаточно упрощенным. Карельская роспись узнается по свободным плавным мазкам. Среди наших девяти прялок есть та, которая относится к современной Архангельской области, и она очень отличается — рыжий фон, мелкий рисунок, много деталей», — рассказала Екатерина.
Помимо прялок, на выставке представлены платья современного модельера Алексея Медведева из коллекции «Прялицы». Они вдохновлены собраниями фондов музеев Пудожа и Петрозаводска. На костюмах мастер Наталья Ратникова выполнила традиционную роспись Олонецкой губернии.
В случае с райским садом говорить о сдержанности и суровости северного искусства не приходится. Здесь мастера использовали насыщенные и многообразные цвета, хотя красного и желтого, характерного для южных регионов, практически нет. Отличаются изображения элементов сада. Например, у жителей севера розы чаще были в закрытых бутонах, в то время как южане делали пышные цветки с большим количеством лепестков.
Увидеть райскую обитель можно на вышивке. Крестьяне вновь обращались к древу жизни, причем, чем больше у него было веток, тем больше поколений насчитывалось в семье. Интересно, что техники вышивки в разных районах Карелии сильно отличались. Например, в Пудоже это были крупные формы с красными нитями, а в Заонежье — изящные рисунки белым цветом. В чем причина таких отличий, однозначно исследователям сказать трудно. Возможно, влияла сложность коммуникации между деревнями, а возможно нежелание мастериц показывать свои работы, чтобы сохранить семейные традиции вышивки.
Посетители выставки могут также разглядеть райский сад в карельских расписных сувенирах 70-х годов XX века. В это время отмечался всплеск интереса к национальному прошлому, и рисунки походили на те, что раньше наносили на прялки. Завершают экспозицию работы современных художников Галины Булганиной, Александра Трифонова, Виктории Зориной и Владимира Зорина. В их творчестве, как рассказали кураторы выставки, тоже есть обращение к евангельским сюжетам и размышления об общечеловеческих ценностях — любви, мире и доброте.
«Мне показалось уместным завершить экскурсию работой Владимира Зорина «Летописцы» как обращением нашего современника к себе. — пояснила Екатерина. — Ангелы, сидящие на плечах, будто записывают каждодневные дела. Судьба, которая, в конце концов, приведет к райскому наслаждению, формируется из нашего каждодневного общения и мыслей. Хотелось бы, чтобы человек, попадая на выставку, задумывался о том, что он несет в мир».
Фото предоставлено Алексеем Алексеевым
Выставка продлится до 18 мая. Также раз в две недели проводятся короткие тематические лекции Kizhi Talks. О времени мероприятия можно узнать в группе музея в соцсети.