Фото: Коллаж: Vahid Salemi/AP/TASS | MichaelaSMillion / iStock
Поделиться
Пока пользователи интернета часами «тапают хомяка» в популярном приложении Hamster Combat петербурженка Дарья Акимова спасает реальных животных, попавших в трудную ситуацию. Сегодня на попечении приюта «Невский хомячок» около 200 грызунов из разных уголков страны. Почему люди отказываются от пушистых питомцев и почему проект столкнулся с «перенаселением», его основательница рассказала «Фонтанке».
Дарья Акимова — дизайнер по образованию и помощь животным начиналась как хобби.
«Изначально я начала волонтерить по кошкам, потом стала помогать крысам как волонтер Спасательного отряда «Бежит Орет!». Туда часто начали попадать хомяки: человек говорил «я привез крысу», а привозил хомяка. Их некуда было централизовано принять. Плюс я начинала [делать] питомник хомяков, участвовала в выставках. Но когда стали все больше предлагать отказников, я подумала — зачем разводить новых, если есть животные которым нужна помощь», — говорит она.
Примерно шесть лет назад Дарья Акимова открыла в Петербурге филиал белгородского приюта для хомяков. В какой-то момент под ее опекой оказалось больше 60 зверьков. Стало понятно, что в одиночку с этим не справиться.
В июне 2021 года Дарья Акимова решила создать собственный проект по спасению хомяков и вместе с 14 единомышленниками арендовала дом в СНТ в районе «Рыбацкого», где и разместился приют. На аренду по-прежнему скидываются основатели. На корм и лечение животных собираются пожертвования по подписке. Также с уходом за животными помогают волонтеры. Сейчас под опекой «Невского хомячка» около 150 хомяков и около полусотни других грызунов, которые временно нашли там убежище.
Неравнодушные люди, которые приносят хомяков в приют, находят в их в самых неожиданных местах — на парках, в лесу, на парковках, около помойки, в парадных. Подкидывают в зоомагазины, обычные магазины, как-то в парикмахерскую подкинули хомяков», — рассказывает Дарья Акимова. Животных принимают не только из Петербурга, но и других городов страны, где нет специализированных приютов, — например, Великих Лук, Твери, Тулы.
Иногда грызунов отдают и сами хозяева. «Причины бывают самые разные: бывает, что просто отказываются из-за аллергии или ребенок наигрался, или купили в зоомагазине хомяка, а она родила 10 хомячат и некуда девать», — рассказывает создательница «Невского хомячка». Еще одна возможная причина — переезд на другую квартиру, хозяева которой не разрешают проживание животных. Но люди, которые вынужденно расстаются питомцами, зачастую поддерживают их в приюте, оплачивая содержание.
Лето — самый напряженный сезон для приюта. В это время года животных выбрасывают на улицу чаще всего. «Люди уезжают на дачу, в отпуска и пишут «примите или на улицу выпустим», — рассказывает Дарья Акимова. Но в дикой природе зверьки обречены: им сложно найти зерно, которое является основным кормом. «Зимой максимум 3–4 часа, летом пару суток протянут», — говорит она. Кроме того, хомяк — легкая добыча для ворон, диких крыс, кошек и собак. «Скорее всего, в первые же часы его просто кто-то поймает и съест», — отмечает основательница «Невского Хомячка».
По словам Дарьи Акимовой, чаще всего грызуны оказываются на улице из-за неправильного содержания. Для счастья хомяку нужен аквариум, витрина, либо контейнер. Клетка с прутьями не подойдет. «Хомяки живут в степях и не умеют лазать по прутьям — они падают, ломают лапы, разбивают внутренние органы», — говорит она. Размеры дна не должны быть меньше, чем 60 на 40 сантиметров. Большая высота не обязательна, но должна быть возможность зарыться — наполнитель должен быть хотя бы от 15 см. Также требуется домик и колесо для бега не менее 30 см. «Оно должно быть достаточного размера, чтобы при беге не поднималась вверх шея, чтоб он бежал как по ровной поверхности», — рассказывает Дарья Акимова.
Это не так дорого. Эконом-вариант на основе контейнера 120 л обойдется в 5–6 тысяч рублей. Но многие люди по незнанию держат хомяков в маленьких клетках с мелкими колесами. «Хомяк мучается и грызет постоянно прутья клетки, когда он пытается рыть норы летят опилки», — рассказывает она. Но вместо того, чтобы узнать как правильно содержать животное, чтобы было комфортно и ему самому, и хозяину, люди предпочитают бросать животных, которые оказались неудобными.
Одно из направлений деятельности Дарьи Акимовой — просветительство. Она выступает с лекциями на выставках и мероприятиях зоомагазинов. Ситуация уже меняется в лучшую сторону. «Раньше заходишь на Avito, чтобы купить клетку для хомяка, а люди продают карцеры с мелкими колесами. Сейчас ситуация гораздо лучше, можно встретить приличное жилье для хомяка», — радуется она.
Спасенным животным после осмотра и, при необходимости, лечения ищут новых хозяев. Их отдают бесплатно, но добровольные пожертвования всегда приветствуются, чтобы обеспечить достойные условия тем, кто на данный момент живет в приюте.
Быстрее всего находят дом животные-инвалиды — их разбирают за пару суток, рассказывает Дарья Акимова. Кого-то новый хозяин забирает через неделю, кого-то через месяц. Но кто-то остается в приюте до конца жизни.
Новых хозяев ищут через социальные сети, публикуя объявления на странице «Невского хомячка» (сейчас более 2,5 тысяч подписчиков), различные группы, посвященные грызунам и районные паблики. Сейчас приют собирается развивать новый канал — в Telegram, но на его ведение у самой Дарьи Акимовой не хватает времени. Поэтому на эту должность ищут добровольцев. Умение хорошо и проникновенно писать приветствуется.
В приюте есть и другие вакансии. В последние дни в «Невском хомячке» стало теснее: к хомякам добавились еще мыши и кролики. В Тосно закрылся юннатский зооуголок и его обитатели рисковали остаться на улице. Крыс, дегу (южноамериканский грызун, также называемый чилийской белкой. — Прим. ред.) и ежа принял ФПБК (Фонд помощи бездомным крысам. — Прим. ред.), Центр помощи кроликам и грызунам «РУТА» не смог забрать кроликов, так как сам переполнен. В итоге их разместили в «Невском хомячке». «Я их вожу к врачам, но приемы оплачивает РУТА, — рассказывает Дарья Акимова.
В «Невском хомячке» нашлось место, но пока нет подходящих клеток для кроликов, а главное катастрофически не хватает рук. Постоянно работает в приюте сама Дарья Акимова. Ей постоянно помогает один волонтер и еще несколько человек приходят время от времени. Кто-то готов забрать животных на передержку, кто-то берет на себя роль курьера, когда животным нужно привезти корм и забрать «спасенышей». Но сейчас этого недостаточно. Не лишней будет и финансовая помощь. По словам Дарьи Акимовой, часть оказавшихся в ее руках зверушек ждут потомство и, если остальных срочно не стерилизовать, в скором времени количество «хвостиков» увеличится в десять раз. Подробнее узнать о волонтерских вакансиях в «Невском хомячке» можно здесь.
Галина Бояркова, «Фонтанка.ру»
Фото: Коллаж: Vahid Salemi/AP/TASS | MichaelaSMillion / iStock