Фото: Олег Харсеев/Коммерсантъ
Поделиться
УМВД по Василеостровскому району возбудило уголовное дело после проверки информации о подделке протоколов общих собраний в пользу УК «Нарвская». Об этом стало известно из ответа МВД России депутату Госдумы Михаилу Романову. Как местным жителям удалось добиться возбуждения дела и воспринимают ли они это как победу — узнала «Фонтанка».
ООО «Управляющая компания «Нарвская»» создано в 2015 году. До декабря 2023 года, по данным системы «Спарк», ей вместе руководили Вероника Бровина и Григорий Хрусталев. Сейчас единственный генеральный директор и собственник — Бровина. По данным системы ГИС ЖКХ, под управлением УК «Нарвская» находятся 15 домов. Ее выручка за 2023 год составила 185,9 миллионов рублей, а чистая прибыль — 37 миллионов рублей. Григорий Хрусталев сейчас руководит УК «Ленинградский дом», а до этого управлял УК «Скай Трест» и ООО «Электросвязь». Его отец Денис Хрусталев возглавляет УК «Мир». Все эти компании зарегистрированы на Васильевском острове
Уголовное дело по статье 327 УК РФ («Подделка, изготовление или оборот поддельных документов») возбуждено по результатам проверки данных о фальсификации подписей собственников помещений дома №9 на Морской набережной. МВД рассказало об этом в ответ на обращение местного жителя, которое депутат Госдумы перенаправил в ведомство.
Как выяснила «Фонтанка», этот местный житель, 76-летний Василий Левыкин, участвовал в строительстве дома и отвечал за его приемку в 1983 году. Ещё тогда его выбрали председателем товарищества собственников недвижимости «ЖСК 1118». Оно было преобразовано еще из старого советского строительного кооператива, которым также долгое время управлял Василий Левыкин. Дом большой: 18 парадных, 12 этажей, 590 квартир — поэтому его разделили на три секции (А1, А2, А3). Василий Левыкин до 2019 года, то есть 36 лет непрерывно, управлял секцией А1. За две другие какое-то время отвечал ЖКС №1 Василеостровского района.
В 2019 году власть над всем домом взяла в свои руки УК «Нарвская». С 2020 года жители начали активную борьбу с ней, и в рамках этого создали ТСЖ «Морская, 9», которое тоже возглавил Левыкин. Старый ЖСК 1118 с 2021 года находится в процессе ликвидации, впрочем, по итогам прошлого года товарищество показало выручку в 377 тысяч рублей и убыток в 2 миллиона.
«Шутят, что меня можно в книгу рекордов Гиннеса внести по сроку председательства. Я всегда старался настаивать на том, чтобы всё было качественно сделано. Во время приёмки дома я долго отказывался подписывать акт, потому что много недоделок было. За эти годы мы вложили много сил и средств в ремонт общих помещений, в коммуникации. Речь о сотнях тысяч, миллионах рублей. Сейчас УК захватило всё это и часть помещений пытается продать. Это вопиюще», — рассказывает Левыкин.
В 2019 году ЖСК 1118 находилось в процессе реорганизации, и в это время УК «Нарвская» удалось выиграть открытый конкурс на управление домом. В первый же день, как УК приступила к работе, представители компании забрали все ключи от помещений, поменяли замки, в некоторых местах заварили двери — чтобы ни у кого другого физически не было возможности получить доступ. Без крыши над головой оказались прежние арендаторы общих помещений — и одной из них, нотариусу, удалось отсудить за это у УК денежную компенсацию. В своём иске она назвала управление УК «Нарвская» насильственным захватом. В тех же терминах мыслит и бывший председатель ЖСК.
«Мы все эти пять лет пытались доказать, что это рейдерский захват. Однако ведомства не предпринимали соответствующих мер», — говорит Василий Левыкин.
Через год после победы в конкурсе УК было необходимо провести общее собрание собственников, где люди проголосовали бы за неё. И в 2020 году в ГЖИ был передан протокол такого собрания. Однако жители обратились с жалобами на это в контрольные ведомства, а потом и в суд. В суде удалось доказать, что за УК «Нарвская» «голосовали» в том числе умершие, сменившие фамилии и не участвовавшие в собрании люди.
«Протокол признали ничтожным в виду отсутствия кворума, но УК продолжила свою противоправную деятельность. Она проводила новые голосования, исправно выставляла счета и собирала деньги», — рассказывает юрист ТСЖ «Морская, 9» Заур Иранпур.
За пять лет жители дома пять раз обращались в суд с требованием признать результаты очередного собрания собственников недействительными — после каждого нового голосования в пользу УК «Нарвская». Три суда уже удалось выиграть, остальные пока не закончились.
ТСЖ во главе с Василием Левыкиным удалось выхватить власть из рук УК «Нарвская» за эти пять лет один раз — на два месяца, в марте-апреле 2022 года. По итогам еще первого суда дом был исключен из реестра адресов, за которые отвечает УК «Нарвская». Было проведено новое собрание, где жители проголосовали за ТСЖ «Морская, 9». Организация приступила к обслуживанию дома, хотя это было нелегко, потому что управляющая компания по-прежнему чувствовала себя хозяйкой и удерживала доступ ко всем помещениям и даже электрощиткам. Однако результат голосования за ТСЖ быстро отменили.
«Из ГУЖА (Жилищное агентство Василеостровского района — ред.) в ГЖИ (Государственная жилищная инспекция — ред.) поступили поддельные заявления от имени граждан, которые якобы утверждали, что они не участвовали в собраниях и не голосовали за ТСЖ. ГЖИ признал протокол в пользу ТСЖ ничтожным. Мы изучили эти 420 заявлений и нашли там имена умерших граждан, бывших собственников. В суде юрист ГУЖА сам пояснил, что заявители не обращались в администрацию лично», — рассказывает юрист ТСЖ Заур Иранпур.
Итак, жителям приходилось судиться по поводу ещё и этого собрания. В 2022 году больше 2,6 млн рублей у УК отсудила ТГК-1 за установку на Морской, 9узла учета тепловой энергии. Кроме того, длится разбирательство с участием «Водоканала», УК и ТСЖ: в суде устанавливают, кто должен денег ресурсоснабжающей организации.
Все эти пять лет, в том числе в период управления ТСЖ, УК «Нарвская» собирала деньги с жильцов, однако перед «Водоканалом» образовались долги. Суд обязал УК «Нарвская» раскрыть: сколько денег и с какого количества жильцов собрано, за какую часть коммунальных платежей должна отвечать ТСЖ — однако пока эта информация неизвестна. Двойные сборы средств за обслуживание дома запрещены, однако жители предполагают, что это случилось.
«Люди возмущаются, потому что творится беззаконие. Все эти годы мы наблюдали равнодушие со стороны всех органов власти, всех ведомств: ГЖИ, ГУЖА, МВД, СК, прокуратуры. Мы писали заявления, нам выдавали КУСП (подтверждение регистрации заявления о преступлении– ред.), а потом этот КУСП терялся. Нам отказывали в возбуждении уголовного дела. Сотрудников УК никак не могли опросить, потому что те просто не хотели разговаривать. Никакой поддержки не было. А сейчас, я думаю, с самого верху есть команда — поэтому дело и завели», — говорит Василий Левыкин.
ТСЖ добивается возбуждения уголовных дел по каждому собранию собственников, которое суд уже признал несостоятельным из-за фальсификации голосов. Однако пока дело есть только по самому недавнему голосованию, которое проводили в июле 2023 года. И ситуация с этим делом не так проста.
«Согласно решению Василеостровского районного суда, которое вынесено в марте 2023, УК «Нарвская» не имеет права на созыв и проведение собраний в доме на Морской, 9. Это основано на том, что протокол 2020 года в ее пользу признан ничтожным. И после этого УК, как я считаю, подставила одного из жителей дома. Инициатором собрания, из-за которого возбуждено дело, значится жительница одной из квартир», — рассказывает юрист Заур Иранпур.
Несмотря на возбуждение уголовного дела, фактическая власть на сегодня, по словам жильцов, остаётся у УК «Нарвская».
Василий Михайлович Левыкин сетует, что за эти пять лет состояние дома, по его убеждению, колоссально ухудшилось. Часть помещений общего пользования перешла в собственность города, другая часть выставлена на продажу УК «Нарвская». Сейчас на сайтах объявлений можно найти семь объявлений о продаже офисных, торговых и складских помещений в доме на Морской, 9 — от 8,4 до 52,4 миллионов рублей.
«Они позиционируют себя так: было ваше, стало наше, мы управляющая компания, а вы вообще никто. Я им говорю: да это вы никто. Это наше общее имущество, наш дом, наша собственность», — говорит Левыкин.
Пообщаться с представителями УК «Нарвская» «Фонтанке» не удалось: телефоны генерального директора Вероники Бровиной были недоступны, а на горячей линии управляющей организации никто не взял трубку. В официальной группе в ВК компания публикует фотоотчеты об уборке и ремонтных работах на некоторых объектах, в том числе на Морской набережной, 9.
««Фонтанка» неоднократно рассказывала, что петербуржцы регулярно сталкиваются с подделками протоколов. Проблема в том, что на любое решение собрания собственников, можно «наложить» другое, альтернативное. А пока будут разбираться, было вообще это второе собрание (если вообще будут), ничего в доме не изменится. Это сложившаяся практика. Время от времени жильцам удается добиться графологической экспертизы и возбуждения дела о подделке, но сил на это хватает меньшинству.
В том же Василеостровском районе с недавних пор разворачивается конфликт вокруг УК «Терра», которая в 2024 году установила контроль над 400 домами по всему городу. Жители некоторых из них обратились в прокуратуру, полицию и суд, добиваясь признания результатов общих собраний недействительными. В своих обращениях они указывают на признаки возможного преступления по статьям 327 и 159 УК РФ (подделка документов, мошенничество). Но пока о возбуждении какого-либо дела неизвестно.
«Я слышала про ситуацию с УК «Нарвская». Мне рассказывали, что она похожа на то, что происходит в нашем случае с УК «Терра». Однако нашу ситуацию называли более простой. Пока уголовное дело не возбуждено, но и отказа в уголовном деле не было, что радует», — рассказывает адвокат Ирина Баханович, которая живет в доме, вдруг оказавшемся под управлением «Терры».
Полиция изъяла у ГЖИ документы общих собраний собственников в пользу УК «Терра» и сейчас проводится экспертиза: специалисты сличают данные и подписи реальных граждан с теми, что проставлены в бюллетенях. Жители указывают на давно неактуальные фамилии и механически проставленные одним почерком подписи.
«Пострадавшие из других районов обращались в том числе в Следственный комитет. Эти обращения затрагивают в том числе ГЖИ, потому что возникает закономерный вопрос: неужели, когда вам привозят 78 коробок с документами общих собраний в один день, вы не понимаете, что происходит?», — говорит Баханович.
В УК «Терра» обращения в правоохранительные органы назвали «потребительским терроризмом» и «раскручиванием личного образа борца за общественные блага», однако отметили в разговоре с «Фонтанкой», что жители вправе оспаривать результаты голосования через суд.
Анна Мотовилова, «Фонтанка.ру»
Фото: Олег Харсеев/Коммерсантъ