Фото: Олег Харсеев / Коммерсантъ
Поделиться
В Госдуму внесен законопроект, который, в том числе, предусматривает конфискацию имущества осуждённых по статье о распространи фэйков об армии. Меру возможно применять и для тех, кто находится за границей и получил приговор заочно. «Фонтанка» вместе с юристами рассказывает подробнее об инициативе.
Законопроект рассматривает изменения в Уголовный кодекс РФ. Авторами инициативы указаны указаны десятки депутатов, в том числе секретарь Совета по правам человека в России Яна Лантратова, Геннадий Зюганова, Сергей Миронова, Леонид Слуцкий.
Председатель Госдумы Вячеслав Володин заявлял https://t.me/vv_volodin/747, что цель законопроекта — наказание «негодяев, которые поддерживают нацистов, льют грязь на нашу страну, солдат и офицеров, участвующих в СВО».
«Каждый, кто пытается разрушить Россию, предаёт её, должен понести заслуженное наказание и возместить нанесённый стране ущерб за счёт своего имущества», — отмечал Володин.
В пояснительной записке к законопроекту сообщается, что он предварительно проработан и концептуально поддержан Генеральной прокуратурой, Следственным комитетом, Минюстом, Росфинмониторингом. «Реализация Федерального закона, прежде всего, направлена на упреждение и пресечение преступной деятельности, осуществляемой в целях подрыва основ конституционного строя, обороноспособности страны и безопасности государства», — отмечается в документе.
Законодатели предлагают внести изменения в 48-ю статью Уголовного кодекса, которая предусматривает лишение званий и наград за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления. Её дополнили перечнем преступлений. Согласно нему, суды смогут лишать званий за:
распространение фэйков об армии (Статья 207.3. УК РФ);
публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности (статья 280 УК);
публичные призывы к осуществлению действий, направленных на нарушение целостности Российской Федерации (статья 280.1 УК);
публичные действия, направленные на дискредитацию использования Вооруженных сил Российской Федерации (статья 280.3 УК);
публичные призывы к осуществлению деятельности, направленной против безопасности государства (статья 280.4 УК).
призывы к введению санкций в отношении РФ и ее граждан (статья 284.2 УК);
оказание содействия в исполнении решений международных организаций, в которых Российская Федерации не участвует, или иностранных государственных органов (статья 284.3 УК);
реабилитацию нацизма (статья 354.1 УК).
Также предлагается внести изменения в статью 104.1 УК РФ. В ней перечислены составы, по которым возможна конфискация имущества. Её хотят дополнить статьёй 280.4 о публичных призывах к осуществлению деятельности, направленной против безопасности государства.
В примечаниях к статье 280.4 указано, что понимается под «деятельностью, направленной против безопасности государства» — это список из более, чем 30-ти статьей Уголовного кодекса. Среди них, незаконный экспорт технологий, контрабанда наличных денежных средств, бандитизм, дезертирство, диверсия, госзизмена, шпионаж. Осужденных по этим статьям смогут лишать имущества. Также законодатели предлагают применять конфискацию к осужденным за распространение фэйков об армии (Статья 207.3. УК РФ).
Конфисковывается не все подряд имущество. Как объяснил «Фонтанке» юрист Александр Передрук, статья 104.1 УК РФ предусматривает различные виды конфискаций. Могут быть конфискованы деньги, ценности и имущество, которые появились у осужденного в результате совершения преступления. Также обвиняемого могут лишить средства совершения преступления.
«Предлагаемые изменения направлены на расширение числа преступлений, по которым возможна конфискация. Так, в статье 207.3 УК РФ есть положение, которое предусматривает совершение преступления «из корыстных побуждений», то есть преступник преследовал цель личного обогащения. Если судом будет установлен такой квалифицирующий признак, то суд может конфисковать имущество, полученное в результате такого преступления, — рассуждает Передрук. — Иными словами, если, к примеру, человек совершил преступление путем публикации сообщения в Интернете с мобильного телефона, то смартфон могут конфисковать как орудие преступления, а если за это преступление осужденный, к примеру, получил ценные бумаги, то они тоже будут конфискованы».
Кроме того, в статью 104.1 УК РФ вносится пункт о конфискации денег, ценностей и имущества, «используемых для финансирования терроризма, экстремистской деятельности, организованной группы, преступного сообщества», а также деятельности, направленной против безопасности государства, предусмотренной примечаниями статьи 280.4.
«Этот пункт изначально был достаточно спорным. Сейчас добавляется список из статьи 280.4 и беда не в нём, а в том, как определить, что имущество предназначено для финансирования какой-либо преступной деятельности. Это достаточно сложно. Тут вопрос, как органы следствия будут определять предназначение этого имущества и как будут реагировать на это суды», — отметил адвокат Алексей Царев.
Уголовно-процессуальный кодекс предусматривает вынесение заочных приговоров, а значит эти меры могут применяться и к тем, кто находится за пределами РФ.
«Будет эта мера использоваться или нет, мы сказать не можем, потому что это достаточно хлопотно, это большая работа для следствия по установлению имущества и доказыванию, что оно применялось для финансирования деятельности. И суды могут достаточно скептически относится к данным доказательствам, — сказал Царев. — В отношении лиц, которые выехали за границу, применяются, в основном, приговоры к лишению свободы по тем статьям, которые в качестве одной из санкций, предусматривают штраф. При этом с практической точки зрения, если бы мы говорили о задаче пополнения бюджета, то наказание в виде штрафа может быть реализовано и в отношении лица, которое уехало за границу, путем наложения ареста на имущество. Поэтому, на мой взгляд, как и судебная практика по заочным приговорам, так и новеллы в этой статье, они направлены не на получение дополнительных доходов в бюджет, а на запугивание. То есть вводятся дополнительные устрашающие санкции».
Лена Ваганова, «Фонтанка.ру»
Фото: Олег Харсеев / Коммерсантъ