Календарь

Июнь 2024

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

   |  →

08:00, 06.06.2021

Ковид ударил в мозг. Как коронавирус меняет наши мысли, ощущения и поведение

Нейробиолог Илья Мартынов.Фото: из личного архива

ПоделитьсяПоделиться

Когда COVID-19 обернулся глобальным локдауном, генеральный директор Всемирной организации здравоохранения Тедрос Гебреисус заявил, что пандемия оказала очень серьезное воздействие на психическое здоровье людей. Миллионы столкнулись с бессонницей, психоэмоциональной нестабильностью, депрессией и паническими атаками.

Эти наблюдения в своих публикациях зафиксировал журнал Lancet. Затем появились тревожные публикации о вспышках агрессии у пациентов с коронавирусом и о том, как в- ызванная болезнью гипоксия оборачивается когнитивными расстройствами.

Автор книги «Мозг. Как он устроен и что с ним делать» нейробиолог Илья Мартынов на своих лекциях рассказывает, как правильно обращаться с главным органом в нашем теле, популяризирует знания о работе мозга и вместе с издательством АСТ (редакция «Аванта») работает над новой книгой. В интервью «Фонтанке» ученый рассказал, как коронавирус влияет на субстрат нашей психики, означает ли потеря обоняния проблемы с головой в целом и что делать, чтобы мозг вас радовал как можно дольше.

- Новостей о том, что ковид серьезно подрывает психическое здоровье человечества, уже так много, что они сами по себе могут вызвать стресс. Как обстоит ситуация с точки зрения науки?

- Пандемия привела к тому, что мы столкнулись со стрессом неопределенности. Этот вид стресса опасен тем, что наш мозг, оказавшись в «подвешенном состоянии» незнания, вынужден постоянно выделять «гормоны стресса» кортизол, норадреналин и адреналин, которые влияют на его работу. Недавно выяснилось, что норадреналин (главный «посредник» в передаче импульсов в симпатической нервной системе, управляющей внутренними органами человека, также она активно задействована при физических и эмоциональных нагрузках) может негативно влиять на взаимодействие между нервными клетками. В результате некоторые важные белки просто перестают вырабатываться в мозге. Это приводит к тому, что вспомогательные клетки мозга — глии, которые помогают нейронам передавать сигналы, перестают работать. В итоге мы получаем искаженную работу мозга. Данные некоторых исследований на животных также указывают, что в результате длительного стресса участки префронтальной коры головного мозга, ответственной за логическое мышление, могут уменьшаться в объеме. А области мозга, отвечающие за страх, напротив, увеличиваются. Таким образом, стресс перестраивает мозг человека.

- Но ведь пандемия — не война, человек сидит не в окопе, а у себя дома, где, по идее, комфортная для него среда.

- Эта среда комфортная, когда вы знаете, что вас ждет. Другая ситуация — когда человек попадает под сокращение, меняется специфика его занятости, а работы становится больше. К тому же, раньше он знал, что надо продержаться полгода — и будет отпуск на море. А теперь все планы срываются. Неопределенность нарастает — и усугубляет стресс. Кроме того, индекс доверия между людьми понижается, когда они общаются не лично, а через глазок видеокамеры. Сильно удручает однообразность. Дофаминовая система, «встроенная» в наш мозг, придумана природой, чтобы поощрять нас расширять свой ареал обитания. Именно на дофамине основан интерес к жизни и ко всему новому. Древний человек, который осмелился заглянуть в дальние кусты, мог обнаружить там источник опасности и принять меры, или новый фрукт, который можно съесть. Так что выход за пределы своего места обитания поощряется природой. Поэтому самый хороший отдых — это смена места жительства на какое-то время. Если человека переводят на работу из дома, он вообще психологически не «перезапускается».

- Изменение обоняния у перенесших ковид — признак того, что коронавирус влияет на мозг в целом?

- Обонятельные рецепторы — это клетки, которые работают, как ловушки для молекул пахнущего вещества. Они окружены вспомогательными клетками, которые «удерживают» рецепторы в нужном положении, чтобы они захватывали ароматические молекулы. Судя по опубликованным данным, именно эти опорные клетки и разрушаются в результате атаки коронавируса. В результате обонятельные рецепторы хуже выполняют свою функцию. Но через пару месяцев опорные клетки восстанавливаются. Из-за индивидуальных особенностей у некоторых пациентов этот процесс идет очень долго.

Влияние коронавируса на мозг обусловлено другим фактором. По одной из теорий предполагают, что ковид вызывает сгущение крови и образование тромбов. Это приводит к закупорке тонких сосудов мозга и клетки могут начать «голодать». Нечто подобное происходит, когда начинаются старческие изменения — и человек, например, не может что-то вспомнить. Клетки в мозге есть, но кровь туда не поступает, и они не могут нормально активироваться.

- Люди становятся агрессивными, когда болеют ковидом. Это тоже результат «голодания» клеток?

- Поведенческие изменения, скорее всего, связаны со стрессом: у человека «отключаются» лобные доли, которые вытормаживают агрессивное поведение. По-видимому, также сдвигается баланс биологически активных молекул в мозге. В таком состоянии человек может быть более импульсивным и хуже контролирует себя. Люди устают от изоляции, им нужно как-то выпустить накопившееся напряжение. Но это моё предположение, нужно дополнительно изучать этот вопрос.

- Современный человек за год получает больше информации, чем человек прошлого века мог получить за всю жизнь. Значит ли это, что наш мозг отличается от мозга наших предшественников?

- Это очень серьезный вопрос. За последние десятилетия у людей, например, изменилась структура шизофренического бреда. Раньше он был сложным, витиеватым, а у наших современников — довольно примитивный. По мнению некоторых исследователей, связано это с однотипным контентом, который мы потребляем.

Изменения нашей жизни приводят к смене специализаций областей головного мозга. В 19 веке образованный человек знал 5-6 языков, и воспитывался в семье таких же образованных людей. А в начале века 20 людей крестьянского происхождения насильно заставили изучать грамоту. Но, несмотря на все эти исторические изменения, нельзя сказать, что люди в разные века становились умнее или глупее. Просто менялась специфика работы с информацией. Области мозга, которые человек для этого задействует, остались теми же самыми, но выполняют другие функции. Например, часть моторной коры раньше отводилась под навык письма пером, а теперь — под печать на клавиатуре. У детей, которые обучаются музыке или рисованию структуры коры головного мозга «затачиваются» под разную деятельность.

- Раз уж речь зашла о детях, полезно ли с точки зрения нейробиологии раннее развитие? Сделает ли оно ребенка более конкурентоспособным в будущем?

- Никто не знает. Чтобы ответить на этот вопрос, потребовалось бы поставить серию весьма неэтичных и продолжительных во времени экспериментов. Надо взять несколько тысяч детей, поделить на группы и одних обучать с года, других — с двух-трех лет, третьих — не обучать вовсе. А потом наблюдать за ними на протяжении лет 15 и сравнивать результаты. Но в целом многие вещи определяются индивидуальными особенностями мозга. Если у ребенка есть предрасположенность к чему-то, родители это уловили и начали развивать, ребенок получит преимущество по отношению к сверстникам.

- Система школьного образования соответствует современным данным науки о мозге?

- Вы хотите, чтобы я рассказал все, как есть и меня отовсюду уволили? А если серьезно, школьное обучение строится на понятиях успеваемости и обучаемости. Успеваемость — это способность справиться с программой, работать четко по алгоритму. Задали прочитать параграф и выучить формулы — ребенок все это сделал. Обучаемость зачастую означает умение «схватывать на лету», самостоятельно находить ответы, но при этом не всегда уметь это объяснить по учебной программе. Иногда детям с высоким уровнем интеллекта скучно решать стандартные примеры — и они не «успевают» по программе. Но при этом есть и необучаемые дети, у которых может быть нарушена функция внимания. И каждому ребенку в школе приходится учиться быть удобным для системы и государства в целом. На первом этаже сидит охранник, есть строгий распорядок дня, кормят по расписанию. И это не плохо на самом деле. Потому что государство — единственный инструмент, который позволяет незнакомым людям договариваться друг с другом. Самое важное, что родители могут дать своему ребенку — это любовь, принятие и понимание. Если у ребенка все это есть, он переживет любые неприятности или сложности в школе. Достаточно выбрать те предметы, которые ребенку действительно интересны и важны. Ну, будет у него тройка по какому-нибудь ОБЖ — и ладно. Но зато ниже будет общий уровень стресса, что очень важно при нынешней загруженности детей. Иначе ребенок вырастет и будет работать на свою медицинскую карточку.

- Кроме коронавируса у нас, похоже, эпидемия депрессии. Это «болезнь самокопания» или действительно какой-то сбой в организме?

- Депрессия — это не просто «плохое настроение», а утрата способности получать удовольствие, тревожность, нарушения сна и аппетита на протяжении не менее двух недель. С точки зрения науки депрессия — эндокринологическая проблема. Например, происходит изменение уровня таких нейромедиаторов, как серотонин, норадреналин, дофамин и ГАМК (гамма-аминомасляная кислота). Клетки общаются друг с другом путем высвобождения «посредника»-нейромедиатора. Если его высвобождается мало, то импульс от клетки к клетке не идет. Если области мозга, которые должны выравнивать эмоциональный фон, не вырабатывают серотонин и дофамин в нужных объемах, эту проблему надо решать. Это может происходить из-за наследственности или из-за того, что человек долго находился в состоянии стресса или тревоги, и мозг истощен. Выравнивать ситуацию можно с помощью психотерапии и антидепрессантов, которые помогают накапливать нейромедиаторы в нужном количестве. На это может уйти полгода — год, иногда больше.

- Что делать с мозгом, чтобы он нормально работал и как можно дольше не старел?

- Все банально. Следить за питанием, не налегать на сладкое и жирное, не переедать на ночь. Плюс — физическая активность, например, легкая гимнастика по 25-30 минут в день или пробежки для кровотока (при условии отсутствия противопоказаний). Обязательно давайте мозгу нетривиальные задачки: читайте сложные книжки, учите иностранный язык. А еще нужна мотивация — причина, почему вы встаете по утрам с постели. Придумайте себе цель в жизни, по-настоящему интересную и непростую, которая сподвигнет вас развиваться и двигаться дальше. Отсутствие цели приводит к апатии и депрессии, а это не улучшает работу мозга. Выбрали цель — ведите дневник своих достижений, он будет стимулировать выработку дофамина. Найдите единомышленников - людей, которые вас поддерживают, мотивируют и не обесценивают. Помогать друг другу — лучший способ развивать мозги.

Венера Галеева, «Фонтанка.ру»

Нейробиолог Илья Мартынов.Нейробиолог Илья Мартынов.Фото: из личного архива

Источник: Фонтанка.ру
просмотров: 571

Аккредитация

Компания или частное лицо может получить аккредитацию для публикации новостей на нашем портале.