Календарь

Июль 2024

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

   |  →

15:30, 15.09.2014

Перспективы совместного развития кораблестроительного образования и судостроительной промышленности

И.о.ректора СПбГМТУ д.т.н. Евгений Михайлович Апполонов:

Летом 2014 года состоялось заседание Совета при Президенте РФ по науке и образованию по актуальной для всех технических университетов теме «Совершенствование профессиональной подготовки технических и инженерных кадров». Как следует из материалов заседания Совета, в качестве одного из главных инструментов совершенствования рассматривается развитие связей университетов с промышленностью и усиление роли и ответственности промышленных предприятий за подготовку, трудоустройство и адаптацию выпускников вузов. Для кораблестроителей рекомендации Совета явились не только руководством к действию, но и в значительной степени подтверждением взятого год назад стратегического курса на кардинальное укрепление связей ФГБОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный морской технический университет» (СПбГМТУ, до 1992 г. — Ленинградский Кораблестроительный институт, Корабелка) и судостроительной промышленности (Судпром).

Инициатор данной стратегии ФГУП «Крыловский государственный научный центр» (КГНЦ) нашел поддержку в Минпромторге России, ОАО «Объединенная судостроительная корпорация» (ОСК), ключевых предприятиях Судпрома, а также, что особенно важно, понимание в Минобрнауки России. В результате с декабря 2013 года в СПбГМТУ осуществляется последовательная политика, направленная на дальнейшее развитие кораблестроительного образования на основе укрепления взаимосвязей с Судпромом. Об особенностях и первых результатах реализации этого процесса и пойдет речь в настоящей статье.

В 1950-е – 1980-е годы, по праву называемые Золотым веком отечественного судостроения, именно Ленинградский Кораблестроительный институт (ЛКИ, Корабелка) являлся общепризнанным лидером в подготовке высококвалифицированных специалистов-кораблестроителей, имел широкие связи с промышленностью в научной области, высоко оплачиваемый (выше, чем в прикладных НИИ) и сбалансированный по возрастному составу профессорско-преподавательский состав (ППС).

В 1990-е все организации, имевшие отношение к судостроению, оказались в одинаковой и весьма трудной ситуации, однако выбираться из нее в 2000-х начали по-разному. Восстановление страны, появление госзаказа в первую очередь коснулось судостроительных конструкторских бюро (КБ) и верфей. Наука в лице прикладных институтов Судпрома восстанавливалась гораздо медленнее – отсутствовал приток молодежи и продолжалось старение коллективов, уникальная экспериментальная база разрушалась и продолжала функционировать исключительно за счет энтузиазма персонала, отставал рост заработной платы. Таким образом, даже прикладная кораблестроительная наука в условиях общего экономического роста отечественной экономики не могла обеспечить необходимый темп развития за счет самофинансирования. В этой ситуации руководство страны проявило мудрость и предприняло ряд последовательных шагов для поддержки отечественных научных институтов, создания опережающего научно-технического задела (НТЗ), развития и модернизации экспериментальной базы.

В период 2007 – 2012 г.г. Минпромторгом России разработана «Стратегия развития судостроительной промышленности на период до 2020 года и на дальнейшую перспективу», дан старт ФЦП «Развитие оборонно-промышленного комплекса на период 2007 — 2015 годов» и ФЦП «Развитие гражданской морской техники на 2009 — 2016 годы», утверждена Государственная программа «Развитие судостроительной промышленности на 2013 – 2030 годы». В перечисленных документах перед судостроением поставлены серьезнейшие задачи: создание сложных наукоемких кораблей, судов и морской техники для освоения Арктического шельфа и Севморпути и безусловного выполнения Государственного оборонного заказа. В результате принятых мер полностью преодолено отмеченное отставание научных организаций, развивается и обновляется экспериментальная база, создается опережающий НТЗ – инновационные решения, патенты и полезные модели, эксклюзивные концептуальные проекты.

К сожалению, этот процесс развития практически не коснулся Корабелки, формально не относящейся к Судпрому. На конец 2013 г. состояние Университета характеризовалось катастрофическим старением профессорско-преподавательского состава (ППС), моральным и физическим устареванием учебно-лабораторной базы и плачевным состоянием имущественного комплекса, существенным отставанием средней зарплаты от достигнутого уровня на предприятиях Судпрома, ослаблением связей с промышленностью. Вместе с тем, нельзя не учитывать, что, несмотря на упомянутые трудности, сотрудникам Морского университета удалось сохранить уникальную технологию кораблестроительного образования. На настоящий момент СПбГМТУ является единственным вузом в Российской Федерации, где осуществляется подготовка кадров по всему спектру специальностей и научных направлений, связанных с проектированием и постройкой судов и кораблей всех классов, с разработкой и созданием судовых энергоустановок и средств судовой автоматики, судового машиностроения, технических средств освоения Мирового океана, корабельного вооружения. Университет также готовит специалистов в области экологической безопасности промышленных зон и акваторий, организации и экономики судостроительного производства. И если стратегическая перспектива отечественного судостроения – создание наукоемкой продукции, то без науки не будет судостроения, а без развития кораблестроительного образования и, соответственно, СПбГМТУ — не будет необходимой судостроению науки. Круг замкнулся.

Что может дать университету осуществление стратегического курса на укрепление взаимосвязей СПбГМТУ с Судпромом? В первую очередь, тем самым будет достигнуто повышение качества кораблестроительного образования и, как следствие, увеличение количества выпускников СПбГМТУ на предприятиях Судпрома. Это станет возможным в результате дальнейшего развития системы базовых кафедр и целевой подготовки, согласования профессиональных и образовательных стандартов. Сотрудничество с предприятиями судостроительной промышленности будет способствовать увеличению степени участия ППС в НИОКР по заказам Минпромторга, Минобразования, Минобороны. Необходимые модернизация научно-лабораторной базы вуза и развитие имущественного комплекса также в значительной степени будут зависеть от взаимодействия с научными центрами, концернами, конструкторскими бюро и верфями. В перспективе можно говорить и о создании совместно с Судпромом научно-образовательных центров.

При этом весьма важно подчеркнуть, что стремление к укреплению связей СПбГМТУ и Судпрома не является односторонним. Судостроение нуждается в развитии кадрового потенциала, пополнении предприятий специалистами-кораблестроителями. А Университет располагает уникальным набором образовательных и научных технологий в области кораблестроения, судовой энергетики, морского приборостроения, экономики судостроительной промышленности и морского права и способен решать серьезные комплексные задачи в интересах Судпрома.

С декабря 2013 года в рамках принятой стратегии новый ректорат университета в своей деятельности уже добился определенных результатов. Начата работа по подготовке прогноза потребности промышленности в инженерах-кораблестроителях, запущен процесс создания системы базовых кафедр на предприятиях Судпрома, активизирована работа по расширению участия университета в федеральных целевых программах (ФЦП) Минпромторга России и Минобрнауки России, договорных работах по заказу Минобороны России и предприятий Судпрома. Стратегия развития СПбГМТУ подробно обсуждена и поддержана на совещаниях с представителями Судпрома, руководителей органов государственной власти, Учебно-методического объединения (УМО) по кораблестроению, Ассоциации судостроителей Санкт-Петербурга и Ленинградской области. Организована работа по выполнению рекомендаций и поручений, принятых на этих совещаниях.

Подготовка среднесрочного и долгосрочного прогнозов потребности Судпрома в судостроительных кадрах осуществляется ОАО «ОСК», Крыловским ГНЦ и СПбГМТУ при поддержке Минпромторга России. Важность этой работы трудно переоценить, поскольку на ее основании должны строиться дальнейшие решения по перспективному развитию Университета. При этом необходимо отойти от упрощенных подходов, связанных с алгебраическим суммированием как правило крайне осторожных прогнозов кадровых служб предприятий. Статистические данные по динамике развития кадрового потенциала должны корректироваться с учетом перспектив развития Судпрома в свете поставленных государственных задач и факторов инновационного развития предприятий. Перед университетом не стоит задача обязательного получения положительного градиента в отношении годового выпуска инженеров. Гораздо важнее качество выпускаемых специалистов. В настоящий момент разработана методика прогноза и начат сбор данных по судостроительным предприятиям.

Положительный эффект от работы базовых кафедр хорошо известен: повышение качества подготовки выпускников за счет привлечения ведущих специалистов предприятий к образовательному процессу, целевое закрепление выпускников, использование научно-эксперименальной базы предприятий в учебном процессе, адаптация студентов к условиям работы на предприятиях, подключение преподавательского состава и студентов к НИОКР в интересах предприятия. Создание базовых кафедр для СПбГМТУ является главным механизмом реализации стратегического курса на укрепление взаимосвязей с Судпромом. А Судпром, со своей стороны, располагает всеми возможностями для обеспечения успешной работы базовых кафедр: авторитетной научной и инженерной школой, высокопрофессиональными специалистами, уникальной экспериментальной базой в научных центрах. Реализуемый на настоящий момент план создания базовых кафедр основывается на системном подходе, при котором базовыми кафедрами предполагается охватить практически все ключевые судостроительные предприятия Санкт-Петербурга. В рамках данного системного подхода базовые кафедры объединяются в следующие крупные блоки:

— Научный блок, включающий базовые кафедры по основным научным направлениям научных центров (КГНЦ, ОАО «Центр технологии судостроения и судоремонта» (ЦТСС), ФГУП «ЦНИИ КМ «Прометей»). Здесь уже созданы кафедры прочности и конструкции судов, физических полей, судовой акустики, проводятся организационные процедуры по кафедрам гидродинамики, океанотехники, технологии судостроения и судовой энергетики, технологии композиционных материалов.

— Блок подводного кораблестроения на базе ОАО «Адмиралтейские верфи», ОАО «ЦКБ МТ «Рубин» и ОАО «СПМБМ «Малахит».

— Блок надводного кораблестроения, включая скоростные корабли, на базе ОАО «Северная верфь», ОАО «Северное ПКБ», ОАО «Невское ПКБ» и ОАО «ЦМКТ «Алмаз».

— Блок арктического судостроения на базе ОАО «Балтийский завод», ОАО «ЦКБ «Айсберг» и 2-х проектных подразделений КГНЦ – ЦКБ «Балтсудопроект» и отделение исследовательского проектирования.

— Блок морского приборостроения на базе ОАО «Концерн ЦНИИ «Электроприбор», ОАО «Концерн морское подводное оружие – Гидроприбор», ОАО «Концерн «Океанприбор», ОАО «Концерн НПО «Аврора».

Реализация системного подхода позволит большинству студентов проходить обучение на базовых кафедрах, осмыслить требования, существующие на предприятиях, присмотреться к профессии. Предприятия в процессе обучения на базовой кафедре смогут принимать студентов на работу по совместительству (студенты смогут и учиться, постигать профессию и зарабатывать себе на жизнь, и мы будем это поощрять), а в дальнейшем отбирать устраивающих их по уровню знаний и заинтересованности выпускников для работы на постоянной основе. Таким образом будут решаться и вопросы трудоустройства будущих выпускников Морского технического университета.

Для организации базовых кафедр уже проделана большая работа и потребуются постоянные усилия в будущем. Мы уверены, что уже в ближайшей перспективе работа базовых кафедр даст ожидаемые положительные результаты, изменит менталитет студенчества в отношении выбора предприятий Судпрома в качестве будущего места работы, обеспечит повышение мотивации студентов, аспирантов, ППС к развитию учебной и научной работы в Университете.

В вопросах развития научной работы руководство Университета рассчитывает на расширение участия ППС, аспирантов, студентов в перспективных работах по заказу Минпромторга России, Минобрнауки России и Минобороны России, ОАО «ОСК» и конкретных предприятий Судпрома. В последние годы имеется положительная динамика увеличения объема НИОКР: 2012 г. – 451 млн. рублей, 2013 г. – 611,8 млн. рублей, в текущем году уже заключено договоров на общую сумму 596,7 млн. рублей, к концу года ожидается объем более 750 млн. рублей. Указанные суммарные объемы вполне сопоставимым с аналогичными показателями ведущих технических вузов. Вместе с тем, СПбГМТУ испытывает серьезный дефицит в госбюджетном финансировании фундаментальных и поисковых исследований (ФПИ). А ведь ФПИ в системе университетской науки являются чрезвычайно важным элементом развития научно-технического задела, обеспечивающего последующее выполнение НИОКР в интересах перечисленных министерств и организаций. В настоящее время в рамках базовой части государственного задания в сфере научной деятельности объем финансирования СПбГМТУ составляет 11,25 млн. рублей в год, т.е. около 1,5% от общего объема НИОКР. Проведенные сбор и анализ обновленных предложений по тематике ФПИ показали, что в объем базовой части государственного задания может быть включено 35 НИР стоимостью около 160 млн. руб., в выполнении которых должны принять участие более 250 сотрудников. Это составит всего около 20 % от объема всей научно-технической продукции Университета, что и можно считать минимально необходимым уровнем для надлежащего поддержания и развития научно-технического задела, а также привлечения к научной работе ППС, научных работников и талантливой молодежи. При этом, по нашему мнению, базовую часть госзадания в сфере научных исследований для вузов, ориентированных на ОПК, следует формировать с учетом следующих критериев:

– объем НИОКР, выполненных по заказам реального сектора экономики страны;

– объем поставок высокотехнологичной инновационной продукции для Минобороны России и других силовых структур государства;

– публикационная активность в научно-технических сборниках трудов по специальной тематике;

– патентная активность как показатель новизны технических решений.

Особое внимание в развитии научной работы будет уделяться привлечению студентов и университетской молодежи к разработке инновационных проектов. Для поддержки этого направления будет создан фонд с целью финансирования инициативных проектов, востребованных на судостроительном рынке. Мы надеемся, что наша вузовская молодежь в лице студентов, аспирантов, докторантов, преподавателей, представляющая собой наиболее активный и наименее консервативный в своих воззрениях отряд научно-инженерного сообщества, поддержанная руководством и ведущими представителями ППС, сможет внести свой вклад в этот процесс, выполняя научные и инженерные проработки для подготовки дипломных работ, магистерских, кандидатских и докторских диссертаций. Если вдобавок к имеющейся мотивации мы обеспечим материальную поддержку, это даст заметный толчок к развитию инициатив и активности в этой области.

Успешное развитие образовательного процесса и научной работы невозможно без модернизации и развития учебно-лабораторной и научной базы и имущественного комплекса. Согласно выполненным обоснованиям мероприятия по модернизации учебно-лабораторной и научной базы потребуют финансирования в объеме 450 млн. рублей. С учетом того факта, что в период с 1991 г. и по настоящее время централизованное финансирование в этой области практически отсутствовало, приведенная сумма не представляется избыточной. Но она может быть уменьшена за счет использования научно-экспериментальной базы предприятий через механизм базовых кафедр. Концепция развития имущественного комплекса в долгосрочной перспективе нацелена на объединение расположенных в различных районах города 6-ти площадок в единый кампус на находящейся под управлением СПбГМТУ территории площадью около 16 га на юго-западе С.- Петербурга (Ленинский пр., 111). Создание кампуса позволит поднять кораблестроительное образование на новый уровень развития. При этом его местоположение оптимально по ряду важных критериев, в частности, удобное для потенциальных абитуриентов расположение в центре крупного юго-западного жилого массива, удаленного от большинства других технических вузов города, географическая близость к интенсивно развивающимся научным центрам (КГНЦ, ЦТСС), проектным бюро (ОАО «Северное ПКБ», ОАО «ЦМКТ «Алмаз», ОАО «ЦКБ МТ «Рубин» и ОАО «СПМБМ «Малахит»), судостроительным верфям (ОАО «Северная верфь», ОАО «Средне-невский судостроительный завод»).

Стратегия развития СПбГМТУ регулярно обсуждается на совещаниях с заинтересованными организациями. На расширенном, с участием предприятий Судпрома, совещании Учебно-методического объединения (УМО) по кораблестроению было признано и включено в решение, что СПбГМТУ, являющийся системообразующим вузом в области кораблестроения, способен совместно с входящими в УМО университетами обеспечить дальнейшее развитие кораблестроительного образования в стране. В качестве дальнейшего развития этого положения в Университете прорабатывается возможность учреждения Ассоциации судостроительных вузов России под эгидой СПбГМТУ. Наличие данной Ассоциации поможет кораблестроительным вузам консолидировать свои силы и претендовать на выполнение крупных научно-технических проектов.

В июле 2014 года Ассоциация судостроителей Санкт-Петербурга и Ленинградской области, включающая в себя руководителей практически всех судостроительных предприятий региона, заслушала на выездном заседании в Крыловском ГНЦ доклад на тему «Текущее состояние и стратегия развития СПбГМТУ». Судостроителям были представлены инициативы СПбГМТУ по созданию базовых кафедр на ключевых предприятиях Судпрома, по модернизации лабораторной базы и созданию кампуса, по учреждению Ассоциации судостроительных вузов России под эгидой СПбГМТУ, по формированию наблюдательного совета при СПбГМТУ, в чьи функции будет входить оценка эффективности работы ректората, подготовка рекомендаций по стратегии развития Университета, поддержка инновационных проектов в сфере судостроения и кораблестроительного образования.

По итогам заседания члены Ассоциации отметили, что для решения поставленных перед судостроительной промышленностью задач по созданию сложных наукоемких судов, кораблей и объектов морской техники требуется целенаправленная всесторонняя поддержка СПбГМТУ как уникального российского образовательного центра. Общее собрание Ассоциации судостроителей решило рекомендовать руководителям судостроительных предприятий, входящих в Ассоциацию, оказывать всемерную поддержку и практическую помощь работе ректората СПбГМТУ и представить свои предложения по составу наблюдательного совета при СПбГМТУ до конца III квартала 2014 года.

В августе состоялось важное событие — Президент ОАО «Объединенная судостроительная корпорация» Алексей Рахманов побывал с рабочим визитом в Санкт-Петербургском государственном морском техническом университете. Между ОАО «ОСК» и СПбГМТУ было подписано Соглашение о сотрудничестве по формированию современной системы подготовки и переподготовки квалифицированных кадров для предприятий судостроения и судоремонта. Документ станет основой для разработки и реализации конкретных совместных проектов, программ, мероприятий, отвечающих интересам ОАО «ОСК» и СПбГМТУ. Мы будем осуществлять совместную деятельность по целому ряду направлений, таких как:
1целевая подготовка, переподготовка и повышение квалификации специалистов предприятий ОАО «ОСК» в соответствии с задачами, стоящими перед ними по обеспечению национальной безопасности и обороноспособности страны, и развитию гражданского судостроения;

развитие и внедрение инновационных образовательных технологий (включая дистанционное обучение), повышение качества подготовки и практической направленности обучения студентов с учетом требований предприятий ОАО «ОСК»;

участие в разработке профессиональных стандартов работников предприятий ОАО «ОСК», а также федеральных государственных образовательных стандартов профессионального образования с учетом положений соответствующих профессиональных стандартов и требований к уровню квалификации работников;

создание единой информационной системы и базы данных ресурсного обеспечения учебного и научного процессов;

организация и проведение совместных фундаментальных и прикладных научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ в области судостроения и судоремонта;

реализация программ академической мобильности студентов, магистрантов, аспирантов с целью обеспечения подготовки специалистов на основе передового опыта и перспективных технологий;

формирование системы профессиональной ориентации в среде дополнительного и среднего образования, культивирование детского технического творчества, организация научно-практических конференций, форумов, конкурсов, экскурсий и др.;

содействие приведению учебно-исследовательской базы Университета в соответствие с современными требованиями к подготовке ученых и специалистов для организаций высокотехнологичных секторов экономики;

организация взаимодействия советов молодых ученых и специалистов Университета и ОАО «ОСК»;

проведение экспертизы научно-исследовательских работ, выполняемых в интересах ОАО «ОСК»;

обеспечение подготовки научно-педагогических кадров и научных кадров высшей квалификации, организация повышения квалификации профессорско-педагогического состава Университета в обществах Группы ОСК;

организация стажировок руководителей и специалистов обществ Группы ОСК по изучению и освоению передовых достижений при реализации комплексных междисциплинарных проектов создания высокотехнологичных производств в приоритетных направлениях развития российского судостроения и судоремонта;

профессиональная ориентация выпускников Университета, создание условий для привлечения студентов, магистрантов, аспирантов к выполнению НИОКР в интересах ОАО «ОСК», обеспечение потребности обществ Группы ОСК в высококвалифицированных научных работниках и специалистах;

развитие научно-образовательного сотрудничества Университета с обществами Группы ОСК путем создания базовых кафедр, научных и учебных лабораторий, ресурсных центров коллективного пользования, научно-образовательных центров, малых инновационных предприятий;

сотрудничество с заинтересованными российскими и зарубежными партнерами, направленное на развитие системы подготовки кадров для обществ Группы ОСК;

содействие привлечению ресурсов для развития системы подготовки и переподготовки кадров для обществ Группы ОСК, включая международные программы и проекты.

Новый этап развития кораблестроительного образования в СПбГМТУ должен быть ориентирован на осуществление серьезных задач, поставленных руководством страны перед судостроителями. Эти задачи требуют новых научных разработок и подготовки соответствующих кадров. Мы должны создавать сложные объекты морской техники, суда и ледоколы, способные эксплуатироваться в суровых арктических условиях. Необходимо обновлять военно-морской флот, который по определению является наукоемкой отраслью. Вот почему дальнейшее развитие Санкт-Петербургского государственного морского технического университета архиважно для будущего судостроительной промышленности.

Источник: Газета Chaspik
просмотров: 280

Аккредитация

Компания или частное лицо может получить аккредитацию для публикации новостей на нашем портале.