Выставка открыта: 21 мая – 12 июня
Вернисаж: 20 мая в 19:00
С самого момента своего появления искусство модернизма, тематизировавшее визуальность как в значительной степени автономную сферу опыта, одновременно стремилось к порогу видимости. Сведение зрения к чистой оптичности, изгнание из него тактильных ощущений, благодаря которым вещи приобретают в наших глазах плотность, объем, пространственность, словно стало шагом в сторону окончательного развоплощения — или скорее серией шагов, совершенных импрессионистами, кубистами, итальянскими футуристами и представителями абстрактной живописи.
Именно эту тему развоплощения мира, превращающегося в мерцающую, нестойкую завесу, заново проигрывает Людмила Белова в проекте «Скорость исчезновения», возвращаясь тем самым к одной из классических тем модернизма, но на новом витке рефлексии, сосредоточенной на техническом прогрессе, явно подтверждающем догадки первопроходцев. Действительно, появление и распространение цифровых технологий стало следующим шагом в сторону развоплощения мира. Важную роль в этом опыте играет и медиум видео, эфемерный, изменчивый и лишенный той материальности, тактильности, которой обладает, к примеру, живопись (поэтому видеопроекции и стали одним из любимых выразительных средств искусства в эпоху «постмедиальности»).
Однако есть в этой работе и дополнительное измерение — своего рода контрапункт к основной теме. Складывается впечатление, что испарившаяся телесность возвращается исподволь — не по линии визуальности, а скорее через аудиальный канал: звуковая дорожка инсталляции, явившаяся не чем иным как побочным продуктом обработки видео (то есть неким незапланированным открытием, самовольно вторгшимся в ход работы), будто намекает на возвращение физической реальности во всей ее сырой, грубой полноте.