Календарь

Сентябрь 2024

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

   |  →

10:10, 05.12.2014

Выставка А.М. Грицая в музее Академии Художеств

5 декабря 2014 года в 15.00 в Голубом зале Научно – исследовательского музея Российской академии художеств открывается выставка Народного художника СССР А.М. Грицая.

А.М. Грицай родился в Петербурге, учился в Петербургской Академии художеств у В. Яковлева, И.Бродского. На защите диплома вместе с обязательной тематической картиной («Вручение Государственного акта на вечное пользование землей») он выставил многочисленные пейзажные этюды с натуры, вызвавшие всеобщее одобрение. С 22 июня 1941 года художник сражался на фронтах Великой Отечественной войны. Вернувшись, он всю жизнь свою посвятил служению искусству.

«Пейзаж наиболее полно воплотил ту линию изобразительного искусства, которая связана с сугубо живописным восприятием природы, с уверенностью, что если увидеть и передать реальность во всей полноте ее чувственного богатства, в единстве тональных, колористических и пространственных моментов, то это будет и эстетически ценно», — считает один из ведущих российских искусствоведов В. Леняшин.

В революционном и постреволюционном искусстве, именуемом авангардом, а затем в советском искусстве 30-х – 50-х годов пейзаж не был любим. Он сохранился в творчестве П. Кончаловского, А. Пластова, С. Герасимова, И. Грабаря – мастеров яркого и независимого дарования. Великая Отечественная война изменила общество, повлияла на искусство. «Я могу сказать, что после войны, — писал Г. Коржев, — наше искусство начало развиваться по – иному. Поколение, которое выиграло войну, которое много узнало, и заплатило за это знание своими жизнями и кровью, вернулось из армии. Страна была наполнена людьми, которые стали другими. Они видели все иными глазами и видели все очень ясно…Так рождалось иное, более честное искусство, искусство, ищущее правды».

А. Грицай – среди вернувшихся с войны художников, тогда молодого поколения, которым суждено было продолжить традиции русского пейзажа. Не раз близко видевшие смерть на войне, они сохранили удивительную способность утверждать жизнь, ее богосозданную красоту, видеть в пейзаже образ мира и портрет души. Уход от бездушных тоталитарно – пропагандистских формул монументального соцреализма и приторных сюжетов бытового советского бидермейера в чистый пейзаж, в живописное исследование, в постижение колористических и пластических основ бытия стал для нового поколения живописцев гражданской позицией.

Живописные полотна А. Грицая необычайно поэтичны. Он находит такие мотивы русского пейзажа, которые до него, кажется, не открывались никому: «Первая зелень», «Стадо», «Подснежники. Осинник» (ГТГ), «Весенняя земля» (ГРМ). Удивительно гармоничные в цвете и тоне, они сродни русской природе с ее неяркой, одухотворенной красотой.

Основой творческого метода художника был натурный этюд. Он являлся не просто материалом или этапом работы над картиной, но способом постижения мира, моментом непосредственной реакции художника на натуру. Вместе с тем, А. Грицай принадлежит к числу самых интеллектуальных и грамотных живописцев – он всегда убедителен и точен в рисунке, безупречен в композиционных решениях своих работ. В пейзажных мотивах А. Грицая можно найти свидетельства переосмыслений художественных открытий мастеров прошлого – от барбизонцев, И. Левитана, В. Серова, С. Жуковского – до Л. Туржанского и С. Герасимова.

«Когда начинаешь писать, — говорил Алексей Михайлович, — то самое хорошее ощущение бывает перед чистым холстом. Каждый раз думаешь: вот тут – то и воплотятся лучшие моменты и замыслы…».

При составлении пресс – релиза использована статья

«Художник Алексей Грицай: вспоминая мастера»,

искусствоведа Татьяны Пластовой.

Выставка продлится до 18 января 2015 года.

Музей открыт с 11.00 до 19.00; касса до 18.15

Выходные дни: понедельник, вторник

Источник: Газета Chaspik
просмотров: 179

Аккредитация

Компания или частное лицо может получить аккредитацию для публикации новостей на нашем портале.