+1
Молочная продукция
Наиболее драматическая ситуация сложилась в сегменте молочной продукции.
Так, «Невские сыры» после мартовской индексации в середине сентября подняли цены на свою продукцию еще раз. Сильнее всего подорожало сливочное масло «Тысяча Озер» и «Александровская Ферма» — на 27,2% и творожные сыры «Тысяча озер» — на 20,8%, сообщает компания. Полутвердые сыры «Тысяча Озер» и «Золото Европы» выросли в цене на 15,8%, полутвердые сыры в нарезке «Тысяча Озер», «Золото Европы», «Город Сыра» — 15,4%, твердые сыры «Дольче Гранто» и «Золото Европы» — на 5,4%, фета «Сиртаки» — на 10,3%, копченые сыры «Город Сыра» на — 15,7%.
ООО «Галактика» с 1 октября повышает цены на сметану, молоко и сливки в среднем на 15%. ООО «Виола» (ранее «Валио») объявила о корректировке прайс-листов 1 ноября 2024 года. Точный процент индексации и позиции, которые она затронет, компания обещает указать отдельно, но подчеркивает, что повышение коснется не всего ассортимента. «Изменение цены тех позиций, себестоимость производства которых продолжает динамично расти», — пояснили в «Виоле» «Фонтанке». Процент зависит от текущих условий работы с клиентами, а также доли промо, добавили в пресс-службе.
И «Галактика», и «Виола» в последний раз сообщали о подорожании своей продукции в августе. «Предыдущее повышение цен лишь отчасти покрыло уже случившиеся издержки», — объясняют в «Галактике» необходимость новой корректировки. При этом все факторы, которые привели к предыдущему подорожанию, продолжают оказывать давление на стоимость.
Это как общие для всего рынка причины, так и специфические для молочной отрасли. К примеру, в «Виоле» ссылаются на погодный фактор: из-за засухи весной 2024 года погибли кормовые посевы и упали удои в летний сезон. В результате в период ежегодного сезонного снижения цен («сезон большого молока») молочное сырье выросло в цене. Также сказывается сохранение дефицита молочного жира и рост издержек на ветеринарные препараты.
О дефиците молочных жиров ранее подробно рассказывала «Фонтанка». Если вкратце, то сырое молоко поступает на заводы с жирностью 3,6%, а дальше предприятия выпускают продукты разной жирности: у кого-то лишние жиры остаются, и их можно продать маслоделам, у кого-то их не хватает и тогда их надо купить в виде сливок сырых, масла или еще чего-то. Нехватку молочных жиров российские предприятия традиционно покрывали за счет импорта. Основными поставщиками являлись Белоруссия и Новая Зеландия. Однако в этом году случился скачок мировых цен на данную продукцию.
«Виола» подробно описывает, как изменились закупочные цены для самой компании. Так, с января сливочное масло выросло в цене на 55%, только с июля по октябрь — на 19%. Сухое молоко подорожало с начала года на 32%, а за последние три месяца на 11%, сырое молоко — на 20% и 10% соответственно, полутвердый сыр на 15% и 10% соответственно, упаковка на 7% и 3% соответственно. Таким образом, инфляция в последние месяцы только ускорилась.
На фоне дефицита на мировых рынках стоимость сливочного масла, пармезана, растительных жиров подскочила на 32% с марта по август. Биржевые цены на сливочное масло за тот же период выросли на 36%, на полутвердые сыры — на 18%, сообщает «Нева Милк».
Вклад в подорожание вносят и рост стоимости обслуживания производственных линий, изготовления и доставки запасных частей для оборудования, дефицит производственных кадров и связанный с ним рост ФОТ, сообщают в «Виоле». В «Галактике» указывают на повышение ключевой ставки и, как следствие, стоимости кредитов. В «Нева Милк» также отмечают перебои в поставках ингредиентов и расходных материалов, а также рост цен на импортное сырье.
Мясо
ООО «ТК „Мираторг“ с 12 октября повысила цены на ряд товаров. В письме поставщикам компания сообщает, что если контрагенты их не примут, то с 14 октября отгрузки прекратятся. Что и насколько подорожает, в самом письме не говорится. Но по словам одного из ретейлеров, получивших уведомление, индексация составила от 3 до 20%. Участники рынка не исключают, что индексация может быть связана с потерями, понесенными компаниями в ходе боевых действий в Курской области. По данным отраслевого портала Meatinfo, экономический ущерб дочерних компаний „Мираторга“ составил 8,6 млрд рублей.
ООО «ТД Черкизово» сообщило о повышении отпускных цен на индейку с 8 ноября. Подорожание составит «от 0% до более 10%» в зависимости от вида продукции и конкретной позиции SKU. Оно затронет как продукцию под торговыми марками самого «Черкизово», так и продукцию под собственными торговыми марками сетей. По словам ретейлеров, в среднем цены увеличились на 3-7%.
Себестоимость подскочила в основном из-за увеличения закупочных цен на основные кормовые компоненты, а также на специи и упаковочные материалы. Кроме того, выросли тарифы на транспортные и складские услуги. А конкуренция между различными отраслями промышленности и сферы услуг за рабочий персонал привела к увеличению затрат на ФОТ. «С ноября 2023 года рост зарплат составил в растениеводстве и животноводстве свыше 17%, в пищевой промышленности свыше 20% с продолжающейся тенденцией к дальнейшему росту», — сообщает компания.
Хлеб и кондитерские изделия
Булочно-кондитерский холдинг «Коломенский» («Коломенский торговый дом», «Дарница», «Хлебный дом») повысит с 20 октября цены на замороженные хлебобулочные и мелкоштучные изделия на 3,5%-7%. Корректировка затронет все каналы сбыта.
Компания объясняет, что по сравнению с весной мука подорожала на 12%, растительные жиры — на 6%, замороженные ягоды и фрукты — до 30%. На 10% выросли расходы на персонал, на столько же — тарифы на доставку продукции. Стоимость аренды и обслуживания складских и экспедиционных площадей подскочила сразу 50%. Ранее в этом году «Коломенский» сообщал об индексации в августе и марте.
ООО «КДВ Групп» (бренды «Яшкино», «Кириешки») уже подняла отпускные цены с 3 октября. Компания отмечает, что вынуждена компенсировать инфляционные издержки, которые произошли «за прошедшие периоды» (о каких сроках речь, компания не указывает). Так, сливочное масло подорожало на 13%, молочные продукты — на 9-13%, молоко сухое цельное — на 10%. Выросли в цене и другие жиры: растительное масло — на 15%, оливковое масло — на 15%, масложировые ингредиенты (в том числе кондитерские жиры) — на 9-13%. Из-за роста мировых цен повысилась стоимость какао-масла — на 10%, какао-порошка — на 12%, какао тертого — на 31%. Также подскочили цены на сахар — на 16%, патоку — на 13-17%, муку — на 13-22%, яйцо — на 5%, пектин — 9%, желатин — на 10%, орехи — на 6%, кунжут — на 2%, глазурь — на 45%, сыворотку — на 12%, соль — на 20%.
Кроме того дорожают энергоресурсы, транспортные тарифы, растет стоимость упаковки, увеличиваются производственные и прочие расходы, включая использование заемных средств.
Другие продукты
ГК «Юг Руси» сообщила о повышении цен на бутилированное растительное масло с 1 октября, обещая указать точный процент подорожания в прайс-листе. По словам ретейлеров, индексация составила 9%. Однако в беседах с закупщиками сетей поставщик не исключил, что в ноябре будет еще одна корректировка.
Производитель лапши и пюре быстрого приготовления «Кухня без границ» ООО «ТДКБГ» увеличивает цены с 1 ноября 2024. Размер повышения на большинство позиций не превысит 10% и будет зависеть от категории и вида продукции, а также географии поставок, отмечает компания.
Индексация стала необходимой из-за подорожания сырья и упаковки. Так, по подсчетам компании, с начала года масло растительное выросло в цене на 41%, говядина — на 33%, хлопья картофельные — на 23%, мука — 22%, лотки- на 9%, пакеты для мяса — на 6%, чашки бумажные — на 5%, крышки — 7%
Инфляция не обошла стороной и пищу для братьев наших меньших. Так, компания «Марс» с 21 октября поднимет цены на корма для домашних животных. Так, сухие корма под брендом Kitekat подорожают от 5,8% до 9,9%, Whiskas — от 6,1% до 9,9%, Chappi — от 8,9% до 9,9%, Pedigree — от 9% до 9,9%, Perfect Fit и Natures Table — от 0% до 9,9%. Рост стоимости однопорционных влажных кормов Whiskas и Pedigree составит до 9,9%, Kitekat, Chappi, Sheba, Cesar, Perfect Fit и Natures Table — 9,9%.
Компания также сообщает о росте цен на сырье, упаковку, тарифов на энергию а также рост других затрат по выпуску продукции. «Предпринимаемые действия не направлены на получение дополнительной прибыли», — подчеркивают в «Марс».
Что говорят ретейлеры?
В розничных сетях подтвердили получение писем от поставщиков. «Вся социалка (социально значимые продукты — прим.ред.) пошла вверх», — рассказал представитель одной из петербургских сетей. По его словам, сильнее всего выросли закупочные цены на сливочное масло — за год на 70%.
Но на пути к полкам цены притормозили. По данным Петростата, цены на масло в Петербурге с начала года выросли на 17%, на сметану — на 17%, на пастеризованное молоко — на 11%, на стерилизованное молоко — на 9%, на кисломолочные продукты — на 9%, на творог — на 7%, на сыры — на 3%.
Хлеб и изделия из пшеничной муки прибавили с начала года 23%, из ржаной муки — 13%. Из мясных продуктов сильнее всего подорожала говядина — на 7% с начала года, свинина и охлажденные куры даже немного подешевели.
Как и в других подобных случаях ретейлеры включили собственные механизмы для сдерживания инфляции: там, где возможно, закупили товары впрок по старым ценам и приостановили отгрузки по новым. Пауза будет использована для переговоров. Например, сеть и поставщик могут договориться о расширении промо-акций: тогда с учетом скидки цена не изменится или увеличится меньше. Не самые популярные, но сильно подорожавшие позиции магазины выводят из ассортимента.
Еще один способ — договориться об уменьшении размера упаковки. На то, что 160-граммовые пачки сливочного масла стремительно захватывают полки магазинов, заменяя там 180-граммовые пачки, обратило внимание издание «Продукт-Медиа», отмечая, что таким образом сети сети «сдерживает» цены.
Галина Бояркова,
«Фонтанка.ру»