+2
Проценты роста
В 2024 году продажи машин в России демонстрируют хороший рост.
— По итогам 8 месяцев продажи новых автомобилей выросли на 65%: в прошлом году всего продали чуть больше миллиона китайцев в России, в этом году миллион сделали уже за 8 месяцев, — рассказал Игорь Фролов, управляющий автохолдинга РРТ. — Прогноз на год — 1,54–1,6 млн автомобилей. И это несмотря на то, что повышается утильсбор и выросла ключевая ставка: кредитование растет и спрос сохраняется.
Если посмотреть на структуру рынка, то 60% в прошлом году пришлось на китайские автомобили, 30% — на отечественный автопром, а оставшиеся 10% — это «сборная солянка», которая приезжает по параллельному импорту: европейские, корейские, американские автомобили, сообщил эксперт.
Конечно, частично рост продаж в 2024 году связан с эффектом низкой базы. В 2022 году, когда европейские марки уходили из России, было продано всего 600 тысяч новых автомобилей. Спрос-то был, но на фоне дефицита предложения, отметил Игорь Фролов. В 2023 году уже завезли «китайцев», и спрос пошел вверх. Сейчас в Российской Федерации, по словам эксперта, продается около 30 китайских марок. Но с учетом того, что в самом Китае их производится больше 90, потенциал развития рынка еще, безусловно, есть.
— Сейчас потребитель может выбрать любой автомобиль, какой его душе угодно, — добавил он, — но, скорее всего, он будет китайским.
— Последние два году у нас идет стабильный рост продаж, — подтвердил Евгений Кабанов, генеральный директор автохолдинга «Аларм-Моторс». — Связано это в том числе с отложенным спросом 2022–2023 годов, когда из-за дефицита не были реализованы все потребности покупателей. Мы достаточно успешно в свое время переориентировались, и плюсом стало то, что мы с китайскими марками работаем уже больше четырех лет.
В портфеле холдинга Haval появился еще до событий февраля 2022 года, и ко времени, когда стали уходить европейские и корейские бренды, уже был накоплен опыт взаимоотношений с китайскими партнерами, отметил он.
— Мы не разорвали отношения с теми, кто ушел, остались сервисными партнерами и продолжаем обслуживать те марки, которые продавали раньше, — отметил Евгений Кабанов. — Но во всех наших дилерских центрах теперь продаются китайские бренды.
Сейчас в России сформировалась ТОП-4 «китайцев»: это Haval, Geely, Chery и присоединившийся к ним в последнее время Changan.
Эксперт добавил, что конец года обещает быть достаточно напряженным, потому что все китайские производители везут в Россию большой объем автомобилей — и их надо будет продавать.
— В текущей ситуации с утильсбором приоритет будет у тех компаний, производство которых располагается на территории России, — дополнил Евгений Кабанов. — Но из китайских полноценное производство на данный момент есть только у Haval. Еще ряд брендов производятся методом крупноузловой сборки на заводах, которые покинули наши бывшие партнеры. Плюс российские бренды — Sollers и «Москвич», — в основе которых также лежат китайские автомобили.
Дорогое удовольствие
Тенденции в банковском кредитовании отражают общую ситуацию в автобизнесе.
— Мы видим высокий спрос на автокредитование, — комментирует Вера Тучкова, заместитель начальника управления розничных продаж ВТБ. — За 8 месяцев провели почти 20 тыс. сделок на сумму более 30 млрд рублей. Это более чем в 2,5 раза превышает результаты за аналогичный период прошлого года как в количественном выражении, так и в денежном. И большую часть у нас составляют, естественно, китайские марки.
Вера Тучкова, заместитель начальника управления розничных продаж ВТБ
Антон Кириков, управляющий филиалом «Петербургский» АО КБ «Солидарность»
Игорь Фролов, управляющий автохолдинга РРТ
Евгений Кабанов, генеральный директор автохолдинга «Аларм-Моторс»