Если потерпевший не согласен с тем, как страховщик рассчитал размер страхового возмещения по договору ОСАГО, он может провести повторную экспертизу и обратиться с ее результатами к страховщику в претензионном порядке. До подачи иска в суд спор может быть решен финансовым уполномоченным.
Пресс-служба Северо-Западного ГУ Банка России
Вообще на рынке авторемонта все точно так же дорожает, как и на остальных. К примеру, за 9 месяцев прошлого года в сервисах Петербурга средний чек за ремонт и обслуживание автомобиля вырос на 34%, с 10,2 до 13,7 тыс рублей (по данным Аналитической службы международной сети автосервисов FIT SERVICE).
Диктует условия официальная инфляция, говорят участники рынка. Есть и другие причины, закрыть глаза на которые просто нельзя.
— Причин несколько: рост арендных ставок, коммунальных платежей, цены нормочаса — эти изменения происходят по всему рынку. Все знают о дефиците кадров на СТО. Работодатели конкурируют, предлагают лучшие условия и зарплаты, поэтому нормочас растет по всему рынку, — объясняет тенденцию заместитель генерального директора сети ЕвроАвто Илья Плисов.
В конечном счете ведет к удорожанию всех услуг СТО и рост стоимости запчастей, отмечает Илья Плисов. Ведь европейские, корейские и японские марки никуда не делись: в сервисах сети самые частые визитеры VW (10% от общего количества заказ-нарядов), Kia (8%), Ford (7%), Nissan (6%), Hyundai (6%). Чаще они обращаются по линии сервиса масла, регулировки углов установки колес, замены фильтров, однако детали для них приходится добывать параллельным импортом.
В декабре прошлого года «Фонтанка» выписала, сколько на тот момент стоили некоторые запчасти, и сравнила расценки с текущими, которые предлагает одна из крупнейших независимых сетей автосервиса. Так вот, с тех самых пор оригинальные фары от VAG для Volkswagen подорожали почти на 10%, с 31,5 до 34,4 тысячи рублей, радиаторы той же марки — почти на 14%, с 26,1 до 29,7 тыс руб, а бамперы шведского бренда Tork — на 92% (с 1,3 тыс до 2,6).
Мало понятно, какими такими параллельными путями везут к нам китайские детали, но дорожают они так же дерзко, как европейцы. Тот же самый артикул радиатора популярного Metaco для VW, что и год назад, сегодня оценен в 7,4 тыс рублей, это на 24% дороже, передняя фара Depo родом из Тайваня для Suzuki подорожала на тысячу до 10,6 тыс руб (почти 10% прироста), а радиатор Termal из той же страны для той же машины подскочил в цене на 23%, до 6,6 тысяч. По правилу подсчета среднего арифметического и выходит, что средний рост по всем этим позициям составил 40%.
Добытые данные коррелируют с экспертными. Еще в августе эксперт сервиса Контур.Закупки Василий Данильчик, оценивая рост затрат заказчиков на закупки автодеталей за 9 мес текущего года, озвучивал прирост в 38%.
Надо отметить, что автодеталей в этом году к нам везут великое множество, и среди брендов, имена которых на слуху, заметно прибыло мало кому известных новичков. Если год назад в интернет-магазине запчастей Exist.ru бампер для Volkswagen Polo предлагали 11 брендов (VAG, TYG, Jorden, Metaco, NSP, O.E.M., Sat, ATB, AVG, Eprafaro и Технопласт), то сегодня к ним добавились еще столько же: Laukart, Dominant, 7Rt, AIX, Anto, Cento, DPA, FLO auto mechanics, Hessa, Hillport, Jorden, P&Q, Neroli и Sat. Нетрудно догадаться, что все это преимущественно китайские детища, которые, не сморгнув, предлагают свои изделия по невероятно низким ценам. Раз уж мы решили исследовать рынок на основе бампера от WV, VAG предлагает оригинальную деталь за 35 тысяч рублей. Среди китайской братии ни один не достиг не то что 10 тысяч, даже дороже 5 ничего нет — все отдают, считай, задарма. Самый дешевый предлагает Dominant — 1,85 тыс рублей.
По данным exist.ru, сегодня в Россию едут 89 брендов запчастей. Вы удивитесь, но это далеко не повальный Китай, но он, конечно, в глубоких лидерах.
Уход европейских брендов из России и разрыв логистических цепочек ударил по ценам на запчасти не вчера. Досталось и страховщикам — стало понятно, что если не реформировать методику расчета возмещения выплаты по ОСАГО, то никаких денег не хватит.
Дошло до того, что хотели предложить разрешить заменять поврежденные в ДТП детали бывшими в употреблении. В конце концов сошлись на запчастях аналоговых.
— Если раньше на машину младше двух лет можно было выкружить расчет по оригинальным запчастям (если, например, КАСКО), то сейчас считают по аналогам абсолютно на все, — поделился с «Фонтанкой» страховой агент.
Казалось бы, что все должны быть довольны — у владельцев разбитых машин есть широкий выбор деталей на замену, а страховщики, рассчитывая сумму возмещения, рачительно берегут копейку.
Однако автовладельцы гоняются за оригинальными деталями не только от того, что китайские качеством, прямо скажем, не блещут, и торопятся выйти из строя. Дело в том, что после установки на автомобиль неоригинальных заменителей деталей автомобиль лишается права на гарантийное обслуживание.
Страховщики это прекрасно понимают, и чтобы не терять гарантию, предлагают автомобилистам приобретать все же оригинальные запчасти. И даже придумали, как быть с разницей в цене.
— А на разницу в стоимости подавать иск на виновника и взыскивать через суд. Да, это время и пошлина, но на это и рассчитано. Зато страховые закон не нарушают, — предложил «Фонтанке» представитель крупной страховой копании.
Такую же позицию официально декларируют и в Центробанке, который регулирует отрасль: «Если страховой выплаты не хватило на ремонт по другим причинам (например, из-за учета износа при расчете суммы выплаты), разницу возмещает виновник ДТП (ст. 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации). Потерпевший вправе предъявить досудебное требование виновнику ДТП либо в судебном порядке потребовать возмещения вреда в размере, превышающем выплату по ОСАГО», — сообщили «Фонтанке» в Северо-Западном ГУ Банка России.