Фото: Сергей Михайличенко/«Фонтанка.ру»
Поделиться
Федеральная антимонопольная служба усилила контроль за экспертными прогнозами в СМИ. Если раньше негласный запрет действовал лишь в отношении прогнозов по ценам на бензин, то теперь это правило распространяется, похоже, на все товары.
Сами эксперты обращают внимание: чиновников не столь страшит само повышение цен, как реакция общества на него. Однако признают: слухи действительно могут всерьез влиять на стоимость товаров.
Реакция ФАС на прогнозы о росте (про снижение речь идет редко) цен на регулируемые товары — вполне понятна. В теории за каждым таким заявлением могла бы скрываться попытка манипуляции рынком. В истории такие примеры бывали, они описаны в литературе, в том числе, в художественной. До сих пор предостережения выдавались, в основном, по поводу комментариев о ценах на бензин. В свое время это напрочь отучило участников топливного рынка давать прогнозы на этот счет. Что касается не связанных с топливом вопросов, предостережения ФАС были довольно редким явлением. К примеру, СМИ вспоминают, что в 2019 году его получил один из сельхозпроизводителей за прогноз роста цен на гречку.
Однако на прошлой неделе, на первый взгляд, вполне обоснованное предположение о росте цен на стройматериалы также встретило жесткую реакцию от антимонопольного ведомства. А спустя неделю — новый удар, на этот раз по поводу продовольственной инфляции. Оба раза решение ФАС вызвало недоумение у предостерегаемых и наблюдателей.
Директор по развитию инвестиционно-девелоперского холдинга «Астерра» Константин Злобин, который, действительно, вполне может считаться квалифицированным экспертом в этой области, в беседе со СМИ дал комментарий о традиционном сезонном подорожании широкого спектра строительных материалов. Если смотреть на динамику цен, которую публикует Росстат, этим товарам действительно свойственны ярко выраженные сезонные колебания. И, по большому счету, четко обосновав свой прогноз, Константин Злобин не открыл Америку и никаких тайн не выдал.
Тем не менее, ФАС уже в этот день, 13 мая распространило заявление о том, что направило эксперту предостережение. «Подобные заявления могут привести в последующем к нарушению закона о защите конкуренции и спровоцировать необоснованный рост цен», — объяснили свою позицию в ведомстве.
От того, что ему «надавали по рукам», ситуация с ценами на стройматериалы вряд ли изменится, посетовал в разговоре с «Фонтанкой» сам Константин Злобин. Он подчеркивает, что его мнение было основано на очевидных вещах и было, в целом, довольно банальным, и именно это ему кажется самым обидным в той ситуации. «Разумеется, предостережение мне никак не повлияет на ситуацию с ценами на стройматериалы, а вот желание общаться с журналистами, у меня, честно говоря, сильно упало», — пошутил Константин Злобин.
А спустя неделю ФАС обратило внимание на слова главы ИАА Infoline Ивана Федякова. В целом, его работа как раз в это и заключается — анализировать положение дел на рынках и давать экспертные заключения, в том числе, прогнозы о развитии ценовой ситуации. Вот и 20 мая он обоснованно сообщил в СМИ, что в силу особенностей макроэкономической ситуации в стране, самые дешевые виды товаров в обозримом будущем могут заметно подорожать. Его позиция основывалась на искусственном сдерживании цен на товары первой необходимости, которое накладывается на ослабление рубля.
«В товары первой цены в меньшей степени закладываются маржинальные составляющие производителей, которыми можно частично демпфировать повышение себестоимости. Приходится транслировать полностью рост затрат в цену конечного продукта», — говорил он так же, в целом, не секретные и довольно очевидные вещи.
Как цитировали сообщение ФАС СМИ, «такие высказывания могут побудить других участников рынка тоже поднять цены, а потребители создадут ажиотажный спрос».
Экономист Дмитрий Прокофьев по поводу этой ситуации напомнил о недавнем исследовании специалистов ЦБ «Влияние негативных новостей на восприятие инфляции населением».
«Выяснилось, что наиболее отчетливо динамика инфляционных ожиданий коррелирует с динамикой новостей на темы «инфляции», «экономического кризиса», «курса рубля», «геополитики». Причем отношение человека к новостям зависит от того, есть ли у него лишние деньги или нет, — рассказывает Дмитрий Прокофьев. — «Респонденты без сбережений» в своих ожиданиях инфляции склонны обращать большее внимание на новости о геополитике и уровне бедности». Сам ЦБ делает вывод, что негативные новости могут иметь доминирующее влияние на восприятие людьми инфляции и их инфляционные ожидания.
«Так что — чем меньше у людей денег — тем сильнее они реагируют на плохие новости о ценах. Конечно, нельзя считать что единственная новость или экспертный прогноз сильно качнет цены вверх. Но тут интересна именно реакция ФАС — она показывает, что чиновники опасаются не столько роста цен, сколько реакции на такие новости со стороны тех, у кого нет денег. Бедных больше чем мы думаем», — говорит Дмитрий Прокофьев.
Предприниматель, глава сети Zenden Андрей Павлов, в целом, соглашается с тем, что слухи могут влиять на ажиотажный спрос на товарных рынках. И контроль и недопущение их распространения — правильная работа со стороны ФАС.
«Однако, если речь идет об экспертном мнении, обоснованном и подкрепленном неопровержимыми доводами, основанными на глубоком понимании положения дел на рынке, вряд ли это может повредить рынку. Раз сейчас чиновники стали обращать и на такие комментарии, значит, они всерьез опасаются за инфляцию и пытаются предотвратить малейшие факторы, которые могут на нее повлиять», — рассуждает Андрей Павлов. При этом он не преминул заметить, что, к примеру, на обувном рынке России наибольший вред наносят не слухи и экспертные комментарии, а практически ничем не сдерживаемый поток контрафакта и даже откровенной контрабанды. И если бы ФАС обращало внимание не только на слухи, но и на этот фактор, многие участники рынка были бы ей очень признательны.
О том, как отличить экспертные оценки и прогнозы о положении дел на потребительском рынке, которые, к примеру, регулярно выпускает Центробанк, совершенно официально заявляя о том, что инфляция в этом году составит 4,7%, от злонамеренного распространения необоснованных слухов, призванных манипулировать ценами, «Фонтанка» ответа от антимонопольного ведомства пока не получила. Комментарий ведомства сводится к тому, что предостережения должны направляться должностным лицам, чтобы соблюсти требования законодательства.
«ФАС России выдает предостережения должностным лицам хозяйствующих субъектов и органов исполнительной власти для профилактики нарушения антимонопольного законодательства. Это предусмотрено статьей 25.7 Закона о защите конкуренции, — подчеркнули в ведомстве. — Практика выдачи предостережений носит точечный характер — они выдаются только в адрес перечисленных должностных лиц, чьи высказывания о планируемом поведении на товарном рынке способны привести к нарушению антимонопольного законодательства. Другие участники рынка могут расценить такое заявление как руководство к действию, что может привести к росту цен для потребителей даже в случае, если для этого нет экономически обоснованных причин».
«Возможно, чиновники таким образом подают сигнал о том, что в целом не стоит много говорить о ценах и, тем более, нервировать людей словами о скором подорожании. Разумеется, этот запрет никак не повлияет на цены, но, похоже, что ФАС беспокоит не столько сама инфляция, сколько реакция на нее со стороны населения», — заключает Дмитрий Прокофьев.
Денис Лебедев, «Фонтанка.ру»
Фото: Сергей Михайличенко/«Фонтанка.ру»