Банк России встал на защиту прав миноритариев Соликамского магниевого завода, акции которых были изъяты по иску Генеральной прокуратуры. Регулятор возражает против обращения в доход государства ценных бумаг, которые были куплены инвесторами на бирже, поскольку это может подорвать доверие к процедуре организованных торгов.
Центробанк подал жалобу на решение Арбитражного суда Пермского края 13 мая, следует из электронной картотеки арбитражных дел. Первой на это обратила внимание газета «Коммерсантъ».
Крупнейший в России производитель магния, Соликамский магниевый завод, стал одним из первых предприятий, национализированных по искам Генпрокуратуры с тех пор, как та начала массово оспаривать итоги приватизации компаний из разных регионов. По мнению надзорного ведомства, в отношении них процедура была проведена с нарушениями. По этой причине в октябре 2021 года прокуратура потребовала изъять в собственность государства 89,5% акций завода у их владельцев. В мае 2022 года суд удовлетворил это требование.
Второй этап национализации произошел в 2024 году. 2 апреля суд удовлетворил иск ведомства об изъятии акций более чем у 2,3 тысяч миноритарных акционеров предприятия. Своих ценных бумаг лишились даже те, кто приобрел их на бирже, хотя против этого возражал Центробанк. Суд согласился с тем, что, раз государство незаконно перестало владеть акциями, все последующие сделки с ними тоже незаконны.
По искам Генпрокуратуры суды обратили в собственность государства десятки компаний, в том числе петербургские АО «КЦТЛ», «Рольф Эстейт Санкт-Петербург», группу компаний «Эфес Северной верфи», «Машиностроение Северной верфи», «Инструмент-СВ», «Норд-Вест СВ», «Нива-СВ», а также «Завод Горэлтех». Недавно список кейсов пополнил производитель макаронных изделий «Макфа».
ЦБ вступился за миноритариев в суде впервые. До этого апелляцию на решение по Соликамскому магниевому заводу подала Московская биржа. При этом финансовые власти ранее уже выражали обеспокоенность ситуацией с изъятием бумаг у миноритариев. В частности, заместитель министра финансов Иван Чебесков говорил, что не все решения судов по таким делам «имеют под собой правовую основу» и Минфин анализирует ситуацию.