Фото: Сергей Михайличенко / «Фонтанка.ру»
Поделиться
В Законодательном собрании Петербурга вновь обсуждают ограничения для продажи алкоголя в общепите в жилых домах. Чтобы трезво подойти к законотворчеству и не лишить город статуса «барной столицы», депутаты спросили у жителей и бизнеса, что именно и кому нужно запретить.
Поводом для дискуссии в городском парламенте стало утверждение Госдумой закона, который дает регионам новые полномочия по регулированию продаж спиртного. В частности, власти субъектов РФ с 1 апреля получат право устанавливать требования к реализации пива, сидра, медовухи в общепите, а также ограничивать время торговли алкоголем в многоквартирных домах и на прилегающих к ним территориях. Это стало ответом на жалобы жителей на магазины, которые под видом кафе торгуют алкоголем в ночное время и привлекают шумных посетителей.
Петербургские депутаты в 2020 году уже пытались «приструнить» наливайки, введя запрет на продажу алкоголя в заведении общепита площадью менее 50 кв. м, но выяснилось что такая мера может привести к закрытию около тысячи петербургских баров. После протеста бизнеса норматив по площади вернули обратно к 20 кв. м (за исключением «хрущевок» и панельных домов 1957–1980 годов постройки, где планку все же подняли до 50 кв. м). «Часть заведений, которые терроризировали жителей хрущёвок, были вынуждены закрыться», — прокомментировал эффект единорос Денис Четырбок на заседании рабочей группы 5 марта.
Но не все петербуржцы теперь могут спать спокойно. В 2023 году в Петербурге совершено более 61 тысяч правонарушений по статье 20.20 КоАП РФ (Потребление алкогольной продукции в запрещенных местах), что на 5 тысяч больше, чем в 2022 году, рассказала заместитель начальника 2 отдела Правового управления ГУ МВД России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области Нина Исакова. По статье 20.21 (появление в общественных местах в состоянии опьянения) выявлено 24 тысячи правонарушений, тогда как в 2021 году — 21 тысяча. «Установлено, основная масса выявленных административных правонарушений совершены в местах, приближенных к заведениям общественного питания в многоквартирных домах», — отметила она. Также выросло число жалоб граждан на нарушение общественного порядка.
Председатель организации «Трезвый Петербург» Никита Рубцов предложил снижать навязчивость продаж, а также вооружиться опытом Якутии, где в многоквартирных домах и на прилегающих к ним территориях, запрещена продажа алкоголя при площади зала обслуживания менее 50 кв. м (в Якутске — менее 75 кв. м). «Чем больше будет ограничиваться для продавцов в не покупателей, тем меньше будут покупать», — сказал он.
Представители администраций районов и комитетов Смольного поддержали идею ограничений продаж спиртного, однако напомнили о проблемах, с которыми неизбежно придется столкнуться в процессе законотворчества. Федеральный закон разрешил регионам ограничивать продажу алкоголя в кафе, барах и буфетах, но не в ресторанах. Но в законе нет четкого определения форматов, отметил заместитель председателя комитета по промышленной политике Андрей Кулагин. «У нас как лицензирующего органа есть понятие предприятия общественного питания. Если мы принимаем решение, что в ресторанах [продавать алкоголь] можно, все кафе и бары станут ресторанами», — пояснил он. Кроме того, сейчас в одном помещении может быть и общепит и торговля, а значит есть условия для работы пресловутых «наливаек».Ту же проблему видят жители. Представитель Коалиции советов домов Центрального района Александр Хитрук призвал законодателей определить, что такое ресторан. Заведения могут носить такое название, но по факту быть дискотекой или даже стриптиз клубом, считает он. Чтобы жители многоквартирных домов могли спать спокойно, ограничить продажу алкоголя нужно с полуночи, но допустим и плавный переход, начиная с ограничения работы с 3 часов ночи, отметил Хитрук.
На этот счет уже есть идея у администрации Петроградского района. Начальник отдела потребительского рынка Юлия Бодрова предложила запретить совмещение деятельности розничной торговли и общепита, а также работу в ночное время всех заведений в многоквартирных домах, за исключением тех, что оборудованы кухней, посадочными местами и туалетом для посетителей.
Бизнес высказал ряд опасений по поводу законотворческого рвения парламентариев. Так, представитель Союза независимых рестораторов Александр Романенко призвал депутатов определиться, что с чем именно они намерены бороться и, например, дать определение термину «наливайка». «В данный момент закон бьёт по всему общепиту Петербурга», — заявил он. По словам Романенко, в барах работают молодежь, приезжие и малоимущие. Если запретить такие заведения, пострадает туристическая отрасль, ведь они стали визитной карточкой города.
Сетевые алкодискаунтеры есть в каждом жилом доме, они работают до 22.00, но ничто не мешает людям закупаться впрок и затем употреблять спиртное на лавочках, отмечает Романенко. В качестве альтернативы предприниматель предложил ввести понятие минимальной розничной цены на основные категории спиртного. Если в «наливайках» подскочат цены, «маргинальные слои населения сами рассосутся», считает он. Правда, как раз полномочий по установке МРЦ у регионов нет, обратил внимание Денис Четырбок, но пообещал обратиться к федеральным властям с такой инициативой.Создатель гастрономического пространства Balagan и ресторана Ognivo Андрей Перцев призвал законодателей вычистить «оборотней» и серый бизнес. Однако предприниматель считает, что к определению ресторана надо подходить осторожно: есть заведения, которые не имеют своей кухни, но разогревают привезенную готовую еду, отметил он. Чтобы решить проблему с ночным шумом, он предложил создавать специальные зоны, где смогут работать ночные заведения. «Есть Думская, которой никто не занимается, рядом нет ни одного жилого дома», — напомнил он.
Цель закона — обуздать магазины, которые маскируются под общепит и фактически продают в алкоголь розницу ночью, напомнил глава Союза улицы Рубинштейна, председатель комитета общественного питания субъектов малого и среднего предпринимательства Санкт-Петербургского регионального отделения «Деловой России» Максим Жуков. По его словам, отличительная особенность таких заведений — низкая цена, тогда как в нормальном общепите средняя наценка на алкоголь 300%. «Надо не хвататься за слово «ресторан», а дать понятие общепита», — считает он. Если ли же просто ограничить время работы заведений, барный бизнес станет нерентабельным. «В законе надо отразить, что если есть зал для обслуживания и производственные площади, то нельзя ограничивать», — предложил предприниматель.
Представитель Клуба профессионалов алкогольного рынка Максим Черниговский предложил использовать территориальный принцип и посмотреть, в каких районах больше правонарушений, связанных с употреблением алкоголя, а также проанализировать опыт регионов, которые уже ввели подобные ограничения.
«Болезненной» тему «наливаек» назвала и старший менеджер по работе с органами государственной власти пивоваренной компании «Балтика» Елена Устрикова. Впрочем, производителя волнуют не столько темы общественного порядка, сколько легальности продукции. «80% продаж в магазинах разливного пива является нелегальным», — отметила она. Из-за моратория на проверки малого бизнеса ситуация ухудшилась. В «Балтике» предлагают проводить больше контрольно-надзорных мероприятий, но хотели бы «чтобы в рамках изменений были учтены интересы добросовестного бизнеса».
Комментируя статистику правонарушений, связанных с употреблением алкоголя, представитель КПРФ Ирина Иванова обратила внимание на то, что сравнивать их число с показателями 2021 года некорректно. «2021 год — ковидное время. Странно, если б не было роста», — прокомментировала она. Парламентарий предложила сначала собрать данные о том, сколько магазинов превращаются в общепит ночью и на какие именно объекты поступают жалобы, прежде чем пытаться ограничить их работу.
Депутат от «Единой России» Наталья Астахова призвала коллег аккуратнее подходить к запретам. «Запрет — не действенная мера, мы можем вытолкнуть жителей в подъезды домов», — сказала она. А целью новых корректировок, в том числе, должно быть ограничение незаконной продажи алкоголя, считает парламентарий.Депутат от «Новых людей» Дмитрий Павлов поддержал идею администрации Петроградского района насчет запрета работать тем, у кого нет кухни и зала со столиками. «Предложение с земли — его на 80 % можно взять в базу», — сказал он. В то же время, «Петербург — барная столица» и важно оставить жителям и гостям возможности для «культурного времяпровождения», подчеркнул он.
Его коллега Дмитрий Панов предложил ставить задачу шире — «бороться с алкоголизацией нации». Правда, если чрезмерно ограничить точки по продаже алкоголя, может случиться бум самогоноварения на дому и нелегальных продаж через интернет, отметил он.
На то, чтобы собрать статистику и выработать более конкретные предложения, участники рабочей группы отвели себе месяц.
Галина Бояркова, «Фонтанка.ру»
Фото: Сергей Михайличенко / «Фонтанка.ру»