Фото: Сергей Коньков/«Фонтанка.ру»
Поделиться
Правительство России во второй раз дернуло за самый жесткий рычаг регулирования рынка нефтепродуктов — ввело полный запрет на экспорт бензина с марта по сентябрь 2024 года. После предыдущего раза эффект был кратковременный, цены после отмены запрета выросли даже больше, чем было до начала этого эксперимента. В этот раз главной причиной стала не только традиционная битва за инфляцию, но и новые риски.
Поделиться
Розничные цены на бензин в Петербурге в отчетах Росстата странным образом замерли и не меняются ни на копейку еще с начала января. При этом, на Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже, где теперь торгуется уже 16% объемов нефтепродуктов в стране, оптовые цены заметно растут. Если на первых торгах в январе в пересчете на рубли за литр стоимость АИ-92 составляла 32,7 рублей, то на последних торгах 22 февраля она достигала уже 39,7 (рост на 21%), а максимум в этом году был зафиксирован 31 января — 40,29. Рост котировок АИ-95 еще более заметен — с 35,09 он подорожал до 46,21 (+31,7%). При этом, зимнее дизтопливо в опте наоборот упало с начала года на 8,3% до 54,06. Ему на смену вот-вот должен прийти межсезонный дизель, цены на который как раз пошли вверх.
Цены на бензин на петербургских АЗС менялись соответственно данным Росстата. Если взять самый популярный вид топлива АИ-95, большинство городских заправок вынуждены были неуклонно и резко поднимать цены с июня-июля до локального пика конца сентября. Рынок с небольшим лагом отреагировал на экспортный запрет правительства и к концу октября стоимость 95-го на заправках снизилась. Иногда падение было таким же резким, как и рост. Долго затишье не продлилось и к концу декабря 2023 года цены либо достигли сентябрьского пика, либо превысили его в зависимости от АЗС. Более стабильная ситуация наблюдалась на заправках ряда вертикально интегрированных нефтяных компаний, у немногочисленных независимых сетей цены улетели в космос.
Сейчас АИ-95 в Петербурге можно найти по цене от 52,5 рубля за литр, но заправки, на которых его продают по нижней границе, можно пересчитать на пальцах одной руки. более ходовая цена — на уровне 55 рублей. Местами стоимость может доходить до 57,8 рубля — это данные последних дней от станций, постоянно меняющих свои тарифы. АИ-92 в среднем стоит 50,5–50,9 рубля, АИ-98 — на уровне 69 рублей, дизельное топливо — 65 рублей.
Первое, что бросается в глаза, и самое непонятное, речь в новом запрете — только об экспорте бензина. Про мазут и, главное, дизельное топливо до сих пор не было сказано ни слова. А ведь все обоснования необходимости введения моратория сводятся к ожиданию сезонного роста спроса на топливо. Главный фактор высокого спроса на топливо весной и летом вовсе не то, что все едут на дачу, а полевые работы в сельском хозяйстве. В котором — тут не надо быть крупным экспертом — используется почти сплошь именно дизтопливо. А его почему-то правительство регулировать не торопится. Вернее, собирается, но более консервативным образом — доводит обязательный объем торгов через биржу до 16%. Остальные 84% все еще можно торговать по своему усмотрению.
Второе, что бросается в глаза в пересказаказнном СМИ постановлении правительства — мораторий не коснется ближайших соседей: Белоруссии, Казахстана, Монголии, Узбекистана. Объем поставок туда традиционно значим, но не доминирует в экспортных потоках.
До недавних пор основным покупателем российских светлых нефтепродуктов была Европа. Последние политэкономические процессы заставили круто поменять русло экспортных потоков. В числе крупнейших покупателей теперь (с объемами свыше 1 млн тонн) в 2023 году были Китай (5 млн), Малайзия (1,3 млн тонн), Бразилия и Индия по 1,1 млн тонн. Это данные таможенной статистики ООН и самих стран. Здесь нет Нигерии, точных цифр по которой нет, но СМИ, не раскрывая источники сообщали о больших объемах бензина, идущих в самую густо населенную страну Африки — речь может идти примерно о 2 млн тонн.
При этом, необходимо отметить, что максимально точной статистики, которой раньше могла похвастаться ФТС РФ, сейчас нет. Судить о каком конкретно виде нефтепродуктов идет речь, не всегда удается. Но так или иначе, выходит, что собственно моторных бензинов мы поставляем не так уже много. В первую очередь наши заморские партнеры предпочитают получать от России полуфабрикаты — нафту и газойль, а также уайт-спирит (половина индийских объемов светлых нефтепродуктов). Куда больше спрос на российские темные нефтепродукты и, в первую очередь, мазут. К примеру, в 2023 году его в серьезных объемах брали в Европе (Лидер — Германия, 727 тыс. тонн, дальше Греция и Румыния), а бесспорный лидер — Турция (15 млн тонн). Что она дальше делала с нашим мазутом — ее личное дело.
Резюмируя исследования мировой карты путешествий российского моторного бензина, можно предположить, что что его объемы все же не так и велики. К примеру, в Индии и Китае его почти вообще нет. А ОАЭ совершенно откровенно его закупает для дальнейшей перепродажи. В любом случае, если исключить из топливного экспорта РФ дизель и мазут, выходят совсем слезы — сотни тысяч тонн или самый максимум 1–2 миллиона. В приложении к российскому рынку — это слезы.
Объем собственного производства российских НПЗ в 2023 году составил около 44 млн тонн. Каким образом запрет экспорта в лучшем случае 2–3% от них позволит так уж сильно корректировать цены на внутреннем рынке — вопрос к специалистам. Тем более, что при этом совершенно не возбраняется экспорт куда более востребованных за границей полуфабрикатов.
Опрошенные «Фонтанкой» эксперты напоминают о строгом запрете со стороны ФАС на любые комментарии, касающиеся цен на бензин. В каждом из них антимонопольщики видят попытку манипулировать рынком. Однако при этом напоминают об особом, с точки зрения внутренней политики, периоде в жизни страны, на фоне которого и было озвучено столь жесткое решение.
Кроме того, эксперты обращают внимание на небольшое, но все же снижение объема производства автомобильного бензина на российских заводах за последние пару недель (см.график). Насколько этот гипотетический дефицит рукотворный, никто сказать не берется. Хотя за последнее время один из крупных заводов действительно на некоторое время вышел из строя. А впереди — традиционная весенняя пора ремонтов на НПЗ, которая также не прибавит объемов на рынке.
Евгения Горбунова, Денис Лебедев, «Фонтанка.ру»
Фото: Сергей Коньков/«Фонтанка.ру»