Календарь

Ноябрь 2024

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

   |  →

10:16, 15.02.2024

С проливов за лиры. Терпящая бедствие турецкая экономика вывозит российскую

После нескольких лет парадоксальной «Эрдоганомики» власти Турции, наконец, перешли к более традиционным мерам по преодолению финансового кризиса. На фоне 65% инфляции ставка местного ЦБ подскочила за 9 месяцев с 8,5% до 45%. И это без всяких санкций. Тем временем именно Турция активно помогает России преодолеть экономическую изоляцию, поддерживая ВВП и инфляцию в РФ на более чем приличном уровне за счет поставки жизненно необходимого промышленного оборудования.

Фото: Эмин Джафаров/Коммерсантъ

ПоделитьсяПоделиться

«Фонтанка» под микроскопом рассмотрела отчеты о турецких поставках в Россию. Это, конечно, не Китай, без которого в отечественной промышленности уже в ближайшее время начался бы коллапс, но все равно поддержка немалая. Кстати, не стоит преувеличивать значения российского транзита для экономики Турции. При ее ВВП в 906 млрд долл в 2023 году на поставки в Россию пришлось лишь 0,1% — в пределах 9,5 миллиардов.

Кроме того, несправедливо называть Турцию лишь перевалочной базой. Да, часть приходящего к нам оборудования и правда сильно смахивает не реэкспортное. Но топ-3 в поставках занимает, пожалуй, именно что собственная турецкая продукция.

Во-первых — масляные и топливные фильтры. Серьезные турецкие производители, например, тот же FiltorQ или ASAS (специального для нашего рынка его даже переименовали в Turn Filter) сумели молниеносно заменить в среднем и выше среднего ценовом сегментах европейских производителей на российском рынке. Еще в 2022 году наши СТО «доедали» запасы, а в 2023 году турки сумели выступить по полной, выйдя не только в частный сектор техобслуживания, но и в промышленный. Да, поставки из Китая этой номенклатуры в разы больше (780 млн долл). Но у него рост за прошлый год — 57%, а у Турции — 76%. Чего стоит такой результат, пожалуй, сможет оценить лишь тот, кто когда-нибудь пробовал конкурировать с китайскими производителями на свободном рынке. Тем более, стоит подчеркнуть, что турки стараются позиционировать свои фильтры как более качественные и именно за счет этого дают бой мировому промышленному гегемону.

Окно возможностей с уходом крупных мировых производителей из России получили и турецкие производители лифтового и конвейерного оборудования. Пока малознакомые широкому кругу заводы Cihan, AKE и другие сумели нарастить поставки более чем в 1,5 раза. У них у всех уже есть представительства в России и русскоязычные отдельные сайты. Рынок в нашей стране огромный, и свет клином не сошелся на «Отисе» и «Коне».

Еще более жесткий провал грозил строителям с уходом западных производителей экскаваторов, бульдозеров и прочей техники для земельных работ. Если бы не Китай, который за пару лет нарастил поставки в Россию в 3,5 раза, и теперь снабжает строителей почти на 2,5 млрд долл в год, подрядчикам пришлось бы изобретать какие-то крайне непопулярные меры вроде увеличения роста ручного труда. А в условиях дефицита рабочих рук, это вряд ли было бы возможно. В любом случае, эта ситуация грозила острым дефицитом строительной техники, и большое спасибо китайцам, что позволили этого избежать.

Однако свой кусок рынка сумели урвать и турецкие производители экскаваторов, грейдеров, бульдозеров и погрузчиков. Такие их марки как MST или Çucurova уже в полную силу трудятся на наших стройках. К тому же, они оснащены теми же узлами и агрегатами западного производства, что стояли на Caterpillar, Volvo и John Deer, что дает заметное преимущество перед китайской техникой. А местные сбытовые, и, что еще важнее, сервисные сети турецких марок уже начали осваивать не только столичные, но и региональные рынки.

Кроме тройки этих крупнейших номенклатур в турецких поставках промышленного оборудования, заметные показатели у водопроводной арматуры, воздушных насосов и компрессоров, станков по металлу. Все это необходимо для российской промышленности, особенно в свете взятых на себя обязательств по ускоренному импортозамещению.

Из других заметных категорий промтоваров наибольший прирост поставок показали запчасти для оборудования, в том числе, элементы трансмиссии (+134–137%). Также удвоение показывают водяные помпы, холодильное оборудование, специальные механизмы, станки для работы с резинотехническими изделиями.

Кстати, стоит отметить, что в денежном выражении Турция в минувшем году показала падение поставок фруктов — сразу на 14%. В итоге их приехало в Россию всего на 893 млн долларов. Зато поставки автотехники (включая грузовую) выросли в 1,5 раза до 675 млн долл, а электроообрудования на треть (580 миллионов). Поставки оптического оборудования подскочили на 163%.

Наибольшие опасения в прогнозах относительно 2024 года вызывают недавние сообщения о приостановке приема платежей многих турецких банков от российских покупателей. Нельзя сказать, что в последние два года эта проблема впервые появилась на горизонте взаимной торговли, однако сейчас, с ужесточением западных санкций, в том числе, угрозы вторичных санкций, можно ожидать заметных проблем в этом направлении. Весь вопрос в том, насколько прагматично турецкие предприниматели подойдут к этому вопросу.

Денис Лебедев, «Фонтанка.ру»

Фото: Эмин Джафаров/Коммерсантъ

Источник: Фонтанка.ру
просмотров: 235

Аккредитация

Компания или частное лицо может получить аккредитацию для публикации новостей на нашем портале.