Календарь

Июнь 2024

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

   |  →

21:27, 07.02.2024

Теперь банановый. Очередной кризис в отношениях с ключевыми поставщиками заставляет импортеров учить географию

Фото: iStock

ПоделитьсяПоделиться

Пять из более чем 20 основных компаний-поставщиков бананов Эквадора получили бан от Россельхознадзора. Виновата мушка-горбатка, хотя даже в жужжании ее крыльев слышат политический акцент. Власти предлагают простое решение покупать бананы у крупнейшего в мире производителя, Индии. «Фонтанка» почти договорилась с одним из поставщиков в Мумбаи и рассчитала всю логистику. Наш банан вышел всего на 5 рублей дороже, чем в супермаркетах. На вкус они такие же. Почему все же индийских бананов нам пока не видать — объясняют участники фруктового бизнеса.

Новости от Россельхознадзора нередко следуют за очередными сообщениями об обострениях отношений с какими-то странами. Зависимость числа найденных в импортных продуктах его инспекторами мушек-букашек-плесени-пестицидов-мышьяка и прочей дряни часто напрямую коррелирует с теплотой межправительственных отношений, обратили внимание импортеры. Стоит туркам сбить российский самолет — нечто совершенно отвратительное находится в турецких помидорах. В итальянских кормах для собак — мышьяк, в эквадорских бананах теперь вот мушка. Как это связано с планами местных властей поменять старое советское вооружение на новое американское — объясняют политологи, а импортеры бананов хватаются за голову.

«Неужели они не понимают, что эти запреты бьют сейчас вовсе не по эквадорцам, а по российским компаниям? Ведь сейчас в порт прибывают бананы, купленные еще 30–40 дней назад. Деньги за них в Эквадоре уже получили, а мы сейчас на причалах и на таможенных складах отгребаем по полной от фитосанитарного контроля. И в море к нам идут десятки судов с уже полностью оплаченной продукцией, которую нам тоже будет не оформить теперь», — сетует один из крупнейших игроков российского фруктового рынка в разговоре с «Фонтанкой».

В порт Петербурга еженедельно приходит около 1,8 млн ящиков бананов. Ящиками их считают по сложившейся на рынке традиции, поставки из Эквадора, как правило, содержат 19 кг в ящике. Судно из Эквадора сейчас, с учетом пробок в Панамском канале, доходит до нас примерно за 4–5 недель. То есть, без учета того, что сейчас проходит оформление на российской таможне, в море находится до 170 тонн бананов. Они уже оплачены российскими импортерами, а при средней цене в 50–60 центов за килограмм выходит, что около 85 млн долларов, мягко говоря, зависают в воздухе. Удастся ли эти уже купленные бананы провести через фитосанитарный кордон — большой вопрос. Велика вероятность, что они просто сгниют на таможенном складе — вернуть их в Эквадор уже невозможно. Как такой удар по российским компаниям поможет политикам в переговорах, не очень понятно.

Следующий логичный вопрос — чем заменять эквадорские бананы в российских магазинах. Не сказать, чтобы они были продуктом первой необходимости, но мы к ним как-то уже привыкли, совсем отказываться бы пока не хотелось.

Есть хорошие новости. Во-первых, запрет на поставки бананов из Эквадора — не строгий. Под горячую руку Россельхознадзора попались лишь пять компаний, на которые приходится всего 30% российского экспорта. То есть, совсем без бананов мы все же не останемся. Во-вторых, пока что запасов бананов на наших складах хватает, чтобы удовлетворить существующий спрос. Так что крайне резкий рост цен последнего времени (+40% год к году) вообще никак не связан с дефицитом (см.график).

Опрошенные «Фонтанкой» ретейлеры также уверены, что дефицит бананов нам не грозит — во всяком случае в ближайшее время. «Нехватки не ощущаем», — прокомментировали в «Ленте» (имеет собственный импорт из «Эквадора»), цена поставки тоже стабильная. Завтра дефицит не наступит, соглашается совладелец сети фруктовых лавок Ашот Эфендиев. «Ажиотажа в связи с ситуацией в Эквадоре нет. Не видим серьезных изменений, которые бы требовали закупаться бананами впрок», — комментирует он. Что касается цен, то предприниматель не исключает небольшого повышения, но, скорее всего, картина будет ясна примерно через две недели.

Теперь к плохим новостям. Во-первых, Эквадор — не просто монополист на нашем рынке, а полновластный гегемон — 97 из 100 бананов в наших магазинах — оттуда. Во-вторых, просто так взять и начать возить бананы откуда-то из другого места невозможно. Хотя бы потому, что сперва надо получить на это согласие все того же Россельхознадзора. Причем, разрешение дается не на всю страну, а на каждую компанию-поставщика отдельно. Именно поэтому не существует некой биржи бананов, куда любой производитель может выкладывать свои партии, а импортер выбирать, что посвежее и подешевле.

Однако даже если предположить, что надзорное ведомство в какие-то рекордно короткие сроки согласует поставки, допустим из Индии (о чем сообщалось на этой неделе), просто так взять и привезти бананы тоже не выйдет, объясняют поставщики.

Фото: SAI FRESH FOOD

ПоделитьсяПоделиться

Во-первых, надо понимать, что такие огромные объемы, которые требуются нашей стране (напомним, Россия потребляет 21% всех бананов в мире) требуют очень ритмичных, стабильных и предсказуемых поставок. К моменту захода в порт отправки банановоза или контейнеровоза уже должна быть подготовлена партия в 100–300 контейнеров или в 2–6 тыс. тонн. Она должна содержать одинаково качественные, одинаково упакованные, одинаковой спелости плоды. А в неделю, напомним, только для Петербурга требуется до 35 тысяч тонн. Это означает, как минимум подготовленную складскую инфраструктуру в порту, идеально работающие в нем и хорошо мотивированные кадры и администрацию, а также надзорных чиновников. Любой сбой в этой цепочке означает остановку погрузки, задержку и убытки.

В Эквадоре уже выстроена такая инфраструктура, других стран, где все это уже есть и не надо строить с нуля — единицы. К примеру, Бразилия. Но есть нюанс. Бразилия действительно крупный производитель, сопоставимый с Эквадором (6,6 против 6,8 млн тонн в год), но, конечно же, там нет лишних полутора миллионов тонн в год, которые требуются для России. Весь урожай — так уж устроен это бизнес — законтрактован на корню еще год назад. Там сейчас можно найти какие-то небольшие партии, но никакого отношения к масштабам нашего рынка они иметь не будут.

Значит, нам надо искать страны, где бананов тоже много. Идем по списку крупнейших производителей. Лидер — Индия (33 млн тонн в год), будем держать ее в уме. Дальше — Китай (12 млн тонн) и Индонезия (8 млн тонн). Затем после Бразилии и Эквадора идут Филиппины и Ангола, Гватемала, Танзания и Коста-Рика. Это первая десятка.

Из Коста-Рики, Гватемалы и, кстати, Колумбии (она на 11-м месте) мы понемногу и так возим бананы. На них приходятся те самые 3%, которые остаются от Эквадора. И вряд ли при современном состоянии рынка из них можно выжать намного больше, чем есть сейчас.

Теперь Китай. Как раз вчера в Россельхознадзоре заявили о планах наращивать импорт бананов оттуда. А теперь следите за руками. По заявлению все того же Россельхознадзора, объем поставок за весь прошлый год составил 2,3 тыс. тонн. Это подтверждается цифрами китайской таможни. Видите на графике сектор «Прочее» и цифру 2 (мы округлили)? Вот это оно и есть — 0,1% от объема потребления российского рынка. Примерно один небольшой банановоз. Так что теперь вы можете оценить юмор этого заявления.

Фото: SAI FRESH FOOD

ПоделитьсяПоделиться

А в чем же дело? Почему Китай при втором месте в мире по объему производства не может с нами поделиться? А все дело в количестве китайцев. Дело в том, что при собственном производстве в 12 млн тонн бананов Китай еще дополнительно импортирует для покрытия собственных потребностей 1,8 миллиона — то есть, он еще больший импортер, чем Россия. В основном, он выбирает бананы на Филиппинах и во Вьетнаме. На третьем месте, к слову — наш Эквадор. Экспорт из Китая, да есть, но в объеме около 20 тыс. тонн, и, скорее всего, речь идет о сушеных бананах даже в случае с Россией.

Так что это не вариант. Возвращаемся к самой банановой в мире республике — Индии. Она выращивает 33 млн тонн в год и вообще ничего не импортирует. Зато экспорт у нее в 2023 году был примерно как у Китая — 26 тыс. тонн. Догадываетесь, в чем дело? Да, индусов — еще больше, чем китайцев.

Тем не менее, статистическое ведомство Индии подсказывает, что в этом году она показывает очень серьезный рост экспорта. За 8 посчитанных месяцев (статистический год у них начинается в апреле) уже вышло 28 тыс. тонн. Объемы все еще смешные, но динамика налицо. Средняя экспортная цена в прошлом году в Индии была 65 центов за килограмм, сейчас падает.

В интернете присутствует некоторое количество индийских фирм, которые занимаются экспортом бананов и готовы к сотрудничеству. Довольно быстро находим Динеша Гхенанда из компании SAI FRESH FOOD, который на прекрасном английском через один из мессенджеров предлагает нам свой товар: партию для одного полного рефконтейнера из 1540 коробок (в Индии они не по 19 кг, а по 13) по цене 7,9 долл за штуку. Выходит, около 0,6 долл за килограмм. Оплата 80% вперед, 20% — после закрытия коносамента. Поставка FOB в порту Нава-Шева (Мумбай). FOB — значит, что продавец передает все права и ответственность за груз покупателю в момент, когда коробки оказываются на борту судна. То есть, стоимость доставки до судна — на стороне продавца, нам надо оплатить цену доставки и разгрузки в Петербурге.

Фото: SAI FRESH FOOD

ПоделитьсяПоделиться

Связываемся с нашими знакомыми в мире морских перевозок: сколько это стоит? Быстрый ответ — 4,5–6 тыс. долл за контейнер. Срок доставки — около 25 суток. Просим уточнить в граммах. Считают на конкретном примере с конкретными вводными, дают точный ответ: 0,32 долл за килограмм груза. Доставка от порта до порта, включая все расходы в пути (в т.ч. плата за проход через Суэцкий канал). Итого, пока что мы в порту Петербурга имеем около 20 тонн бананов по цене 0,92 долл за килограмм. Дальше — расходы на разгрузку, на оформление, на оплату импортного НДС (20%) и пошлины (4%). 1540 коробок по 7,9 долл — 12 166 долл, значит, НДС и пошлина — 2 920 долл. А, значит, стоимость нашего килограмма вырастает до 1,14 долл. Дальше бананы надо доставить до склада с камерой газации и положить дозревать хотя бы на 5 суток. Вместе с услугами таможенного брокера, транспортными расходами и неожиданностями накинем еще 16 центов.

Итого мы получили легально ввезенный из Индии, таможенно очищенный и готовый к употреблению банан сорта «Кавендиш» — самый обычный, который мы всю жизнь покупали в магазинах. В количестве 20 020 килограмм, каждый из которых обошелся нам в 1,3 долл. В рублях сегодня это 118,5 рублей. Смотрим, что у нас в магазинах: 123,49 в одной из крупных сетей. Средняя цена по городу, по расчетам Росстата — 137 рублей.

Итак, в теории мы задачу выполнили. Конечно, по такой цене у нас сейчас торговые сети вряд ли возьмут бананы, тем более, чтобы мы на этом еще и заработали, и бизнес сделать не получится. Но в принципе, это и не важно. Наверняка у тех, кто возит их миллионами коробок из Эквадора все получится и лучше, и быстрее, и дешевле. Обращаемся с вопросом к ним.

«Мы действительно после последних событий начали смотреть, какие есть возможности в Индии, — подтвердил «Фонтанке» руководитель одного из крупнейших в России предприятий по импорту фруктов, которое базируется в Петербурге. — Сейчас у нас в море уже идет несколько судов из Эквадора, и острой необходимости нет. Мы тоже посчитали экономику индийского маршрута, но пока не готовы им воспользоваться. Во-первых, бананы там дороже, чем у нас, ведь в Эквадоре у нас крупные долгосрочные контракты. В-вторых, — и это для нас еще важнее — мы все понимаем про доставку и качество, которое имеем сейчас, а в Индии пока нет никакой инфраструктуры, которая нам требуется — ни транспортной, ни складской. В-третьих, мы не понимаем объемы, которые могут нам там быть доступны».

По его словам, бананы из Эквадора обходятся его компании в 55 центов за килограмм. Стоимость доставки до порта Петербурга — примерно такая же, как назвали нам. Срок ненамного больше. Теоретически, рассуждает предприниматель, из Индии возить фрукты удобнее не через Петербург, а через Новороссийск, но намного дешевле это не будет. Плюс, как это ни странно, есть вариант сухопутной доставки через Иран фурами. Это заметно быстрее, чуть дороже, но, как ему кажется, надежнее.

«Но самое главное, что мы понимаем сейчас, индийский банан менее качественный. То есть, по вкусу он такой же, но более нежный в обращении, быстрее портится. Так что пока мы больше надеемся на то, что с Эквадором в обозримом будущем у нас все наладится, и бизнес пойдет, как шел», — подводит итоги бизнесмен.

В целом, таков же пока вердикт и торговых сетей. Опыта торговли индийскими бананами ни у кого из ретейлеров не оказалось, так что оценить их потребительские свойства затруднительно. Но насчет перспективы замещения эквадорской продукции участники рынка настроены скептично.

«Эквадорские бананы были самыми дешевыми, а путь в петербургский порт — самый короткий для контейнеровоза. Придется перестроить всю структуру сделок, логистику, сертификацию», — отмечает Александр Мышинский. Как доставлять бананы из Индии не совсем очевидно: путь через Красное море затруднен из-за конфликта на Ближнем Востоке, отмечает он. Да, и не факт, что Новороссийский порт сможет осилить эти объемы. К тому же, не очевидно, хватит ли у Индии бананов, чтобы заменить выбывших эквадорских поставщиков. «Поставки у всех распределены. Не думаю что Индия сидит и не знает, куда деть свои бананы», — отмечает он.

Представитель одной из федеральных сетей указал, что запрет Россельхознадзора затронул не все поставки из Эквадора, а лишь часть из них. «Из Индии пока не выстроена логистика, смотрим сейчас на них, чтобы в случае необходимости заместить Эквадор. Но пока такой необходимости нет», — подчеркнул собеседник издания.

Приценивались к бананам Денис Лебедев, Галина Бояркова, «Фонтанка.ру».

Фото: iStock

Фото: SAI FRESH FOOD

Фото: SAI FRESH FOOD

Фото: SAI FRESH FOOD

Источник: Фонтанка.ру
просмотров: 342

Аккредитация

Компания или частное лицо может получить аккредитацию для публикации новостей на нашем портале.