Фото: Игорь Иванко / Коммерсантъ
Поделиться
В конце января Wildberries отчитался о начислении компенсации второй части продавцов, чей товар сгорел во время пожара в Шушарах. Всего, по минимальным прикидкам, маркетплейс должен им вернуть около 10–20 миллиардов. Призыв компании с оборотом в 1,2 трлн рублей (только за 1 полугодие 2023 года), чтобы продавцы добровольно отказались от компенсаций за сгоревшие товары, в первые дни после пожара даже не казалось особо наглым. Все же благотворительность и помощь погорельцам — в традициях русского купечества. К тому же, никто особо не сомневался, что маркетплейс со всеми расплатится. Даже несмотря на то, что по не поддающей разумению причине склад не был застрахован.
Однако с 13 января жизнь начала возвращаться в привычное русло, и продавцы стали замечать, что альтруизм и благородство некоторых из них сам Wildberries не особо разделяет. Выплаты оказались мизерными и весьма немногочисленными, а чтобы подсчитать размер ущерба, как оказалось, было недостаточно просто документов, имеющихся на руках продавцов и в базе данных самого маркетплейса. Хотя благодаря внутренней системе учета Wildberries любой даже самый мелкий торговец может четко и до копейки сказать, сколько именно его товара находилось в Шушарах в момент пожара, и какова его стоимость, маркетплейсу для этого потребовалась работа неких аналитиков, которые, видимо, с 13 января так и работают, не покладая рук, чтобы отыскать эти сведения в своей же базе данных. Именно на них теперь и ссылаются в Wildberries, объясняя, почему расчеты происходят так долго. Почему, при этом, размер компенсации исчисляется единицами процентов для тех, кому ее уже посчитали, четкого ответа нет. Да селлеры и не привыкли к тому, что на их вопросы кто-то в маркетплейсе быстро и понятно отвечает.
После второй выплаты в компании отметили — сумма, которая начислена сейчас, не финальная, окончательный размер компенсации, которую предстоит вернуть всем селлерам за весь уничтоженный товар, аналитики смогут подсчитать лишь к концу февраля. Тем временем, некоторые продавцы удручены — с момента пожара прошло уже больше 20 дней, а на их счета компания перевела лишь 2–3 % от общей стоимости уничтоженного товара. О том, когда маркетплейс рассчитается с ними сполна, селлеры пребывают в полнейшем неведении и готовят досудебные претензии.
Сеть оффлайн магазинов из Петербурга Jeans Dean торговала на маркетплейсе Wildberries джинсами известных марок Wrangler, Lee, Levi’s, Lee Cooper. Часть продукции хранилась как раз на складе в Шушарах.
— Помимо джинсов, обуви и верхней одежды, сгорела продукция нашей собственной марки STiTCH. По нашим подсчетам, и с учетом озвученной Wildberries схемы расчета компенсации, ущерб составляет порядка 4,5 миллиона рублей. Нам на данный момент выплатили 116 тыс. рублей, — рассказал «Фонтанке» представитель магазина Вячеслав.
Как говорит Вячеслав, в моменте пережить эти потери магазин сможет — кроме ВБ, товары Jeans Dean представлены и на других площадках, «Озон» и «Яндекс.Маркет». Кроме того, основная часть продукции магазина находится на других складах Wildberries, разрывать с ними сотрудничество Jeans Dean не планирует. Но это ровно до тех пор, пока селлер рассчитывает на компенсацию в разумных временных сроках. Ведь затягивание процесса выплаты ставит знак вопроса в расчетах с поставщиками, запуске новых линеек своего бренда и прочих бизнес-процессах, на которые нужны оборотные средства.
Всего 2% компенсации за сгоревшие в Шушарах товары для взрослых общей стоимостью 600 тысяч рублей получил другой продавец из Петербурга. Сумму компенсации, как и все остальные продавцы, он увидел в личном кабинете на сайте маркетплейса.
— Выплатили 13 из 600 тысяч рублей. Говорят что это не окончательная сумма, ждите. Но уже начинаю волноваться, — признается селлер.
«Мы небольшое швейное производство, находимся в Петербурге. Специализируемся на пошиве купальников для себя и других заказчиков. На складе Wildberries в Шушарах хранили примерно 25% всего товара. Это около 500 единиц. По деньгам вижу ущерб в районе 1–1,2 млн. Для нас эта сумма ощутима, но не критична. Но было много поставщиков, кто грузился максимально на Wildberries, и вот для них это фатально, вплоть до закрытия бизнеса, так как оборотных средств нет, новый товар не купить, продавать нечего, — рассказывает продавец Виталий. — Wildberries на прошлой неделе выпускал новость, что будут пересчитывать ущерб до конца февраля. Служба поддержки ничего внятного сказать не может. Их ответ — ждите. В первую волну выплат нам ничего не перепало. На прошлой неделе была вторая волна нсчислений от Wildberries, нам, как и большинству других селлеров (по общению в чатах) начислили около 3%. По идее, на следующей неделе должны эти деньги увидеть».
Кроме проблем с компенсациями, у продавцов Wildberries после пожара в последнюю недели-две прибавилось и других. Сперва остро встал вопрос со сдачей товара. Обычно их можно за плату отдать в доставку в любом ПВЗ (это стоило плюс-минус 15 рублей за единицу товара) или направить в любой распределительный центр в России — хоть в Шушары, хоть в Екатеринбург. Рассредоточивать твои заказы по разным точкам, как показала жизнь, не только полезно для ускорения доставки до покупателей в регионах, но и просто дальновидно.
Однако изчезновение с логистической карты Wildberries огромного комплекса в Шушарах нарушило баланс, и передавать маркетплейсу товары стало проблемой. На оставшемся на какое-то время единственным в Петербурге терминале в Уткиной Заводи (он совсем крошечный по сравнению с шушарским) начали скапливаться огромные очереди. Селлерам пришлось в своих чатах кооперироваться, чтобы кто-то один из них отвозил в Уткину Заводь их товары — за небольшую плату. А дальше сработала логика крупной логистической компании — при повышенной нагрузке на одну точку Wildberries начал стимулировать клиентов обращаться к другим. И за приемку товаров в Уткиной Заводи стали брать плату — по 35 рублей за единицу товара. Тем, у кого маржа составляла по 100 рублей с единицы, а самих товаров были тысячи, это стало категорически неприемлемо. Некоторым пришлось ездить сдавать их в псковский терминал или посылать СДЭКом в Москву — так выходило дешевле и выгоднее.
Появление сперва одного дополнительного терминала, тоже небольшого, в «Ленте» на Московском шоссе, а затем в начале февраля и второго, в той же стороне, несколько сняло напряжение. Но затем опять беда — Wildberries резко повысил минимальную сумму вывода со счетов селлеров. Если раньше это были символические 500 рублей, то затем в одночасье это стало 50 тысяч. Для крупных торговцев это не было проблемой, зато небольшие партнеры маркетплейса загрустили. Затем, видимо, чтобы еще больше повысить тонус, Wildberries увеличил срок вывода выручки. Так, доходы продавцов с 28 декабря по 7 января можно было вывести с баланса уже 9 числа. Деньги, заработанные с 8 по 14 января — уже только 17-го. Выручка в период 15–21 января стала доступна только 26 января, а 22–28 — уже лишь через неделю, то есть 5 февраля. В дальнейшем, пообещал маркетплес, все сроки вывода и все последующие выплаты будут доступны только через неделю после формирования отчета.
А 5 февраля еще одна вводная. «Всем привет. У всех половина средств только доступна к выводу? И будет ли вся сумма доступна сегодня для вывода?», — удивленно спрашивает в чате один из продавцов. «Вторая часть через неделю. Сейчас оплата за позапрошлую неделю», — объяснили ему коллеги, уже, видимо, уставшие удивляться. «Проблема в том, что даже без учёта компенсации, сумма продаж к выводу меньше фактической. Я даже не вывожу эти копейки, чтобы не запутаться окончательно. Написала досудебную претензию по выплате компенсации, жду ответа», — подытожила одна из селлеров.
Как неоднократно заявляли в Wildberries, компенсации, которые на сегодняшний день уже выплатили продавцам — 15 и 29 января — не финальные. Успокаивает селлеров и глава компании Татьяна Бакальчук, которая в интервью РИА Новости заявила, мол, переживать не нужно, «мы все выплатим», а если кто-то останется недоволен расчетами, сможет обратиться в компанию за перерасчетом.
Завершить анализ суммы возмещений по каждому продавцу маркетплейс обещал до конца февраля. Однако когда же смогут полностью рассчитаться с каждым селлером, не знают даже в компании. Или знают, но озвучить реальные сроки однозначно не готовы.
— В данной ситуации удивляет позиция Wildberries. Везде они упоминают, что начали выплаты, чтобы быстрее помочь селлерам. Но, получив 2–3% выплаты, не обойтись без недоумения — как это может помочь? Напрашивается вывод, что это не более чем PR-ход. Вряд ли сторонний наблюдатель узнает размер компенсации, а только увидит громкий заголовок, что Wildberries произвёл компенсации пострадавшим продавцам. Мы, в свою очередь, готовим досудебную претензию, так как уверенности в соблюдении сроков нет, — отмечает Вячеслав.
Обеспокоенность продавцов понятна, говорят представители Wildberries. И в то же время, отнестись со снисхождением следует и к ним.
— И нас надо понять — это очень кропотливая работа чтобы до конца февраля подсчитать, сколько мы селлерам должны вернуть. Точной даты, когда мы рассчитаемся с ними в полном объеме, у меня нет, дальше платежная группа даст команду, в какие сроки мы будем готовы это сделать, — говорит представитель Wildberries Александр Коровка.
В компании еще раз подчеркнули, что компенсацию продавцам рассчитают от суммы хранившегося на складе товара, за вычетом комиссии и логистики, как если бы они этот товар продали. Брать в расчет срок, на который деньги продавцов «зависли» в компании, и возвращать деньги с учетом пользования ими, по аналогии с ссудой, Wildberries, по словам представителя компании, не планирует.
— Я продавцов прекрасно понимаю — вокруг них много людей, которые их триггерят и говорят, мол, вам ничего не заплатят. А мы не то, что стараемся успокоить, а в максимально сжатые сроки рассчитаем сумму компенсации, чтобы обойтись с ними, как с партнерами. Нам важно, чтобы они остались с нами работать, — говорит представитель ВБ.
Точную сумму выплаченной на сегодняшний день компенсации селлерам в компании не раскрыли, сославшись на коммерческую тайну. Навскидку ущерб от пожара на складе в Шушарах эксперты оценили в 10–20 миллиардов рублей.
Наталья Вязовкина, Денис Лебедев, «Фонтанка.ру»
Фото: Игорь Иванко / Коммерсантъ