Фото: Ирина Бужор/Коммерсантъ
Поделиться
Согласно последнему докладу Росстата о социально-экономическом положении страны, в годовом выражении за январь-ноябрь 2023 года производство фруктовых и овощных пюре для детского питания выросло на 24,3%, а производство соков — на 21,7%. Таким темпам роста, наверняка, позавидовали бы яйца, овощи и куриные грудки. «Фонтанка» исследовала рынок и адресовала его крупнейшим игрокам вопрос: а что случилось?
По данным Росстата, производство фруктовых и фруктово-овощных консервов для детского питания в январе-ноябре по сравнению с аналогичным периодом 2022 года выросло со 332 до 398 млн условных банок, производство соков — с 159 до 166 миллионов банок. При этом, если сравнивать показатели неполного 2022 года с 2021-м, окажется, что тогда производство пюре падало на 16,9%, а производство соков росло на 3,8%.
Что касается пюре, напрашивается предположение, что головокружительный рост в 2023 году мог был связан с эффектом низкой базы — правда, откуда ему взяться? Детское питание само по себе выведено из-под санкций, но доля импортной продукции на российском рынке детского питания незначительна. Так, BusinesStat в обзоре за 2021 год отмечал, что она составляет около 4% от общего объема продаж. Наиболее зависимый от импорта продукт — заменители грудного молока. Можно было бы начать беспокоиться здесь, но ведущие мировые производители уже давно локализовали производство в России.
Некоторые из них, такие как Nestle, сохранили свой российский бизнес, но значительно сократили активность в стране, приостановив новые инвестиции и рекламу. Молочные смеси именно этого производителя с большей степенью вероятности будут стоять на полке сетевого магазина у дома. В портфель его брендов входят смеси NAN и Nestogen, пюре Gerber и каши Nestle. Сколько заработало в 2022 году внесенное в санкционный список Украины ООО «Нестле Россия» в открытых источниках не сказано, но годом ранее его выручка достигала 189 млрд рублей, чистая прибыль — почти 7,5 млрд. Также, по данным СПАРК, в том же году компания выплатила 7,6 млрд дивидендов.
Второй иностранный тяжеловес отечественного рынка детского питания — корпорация PepsiCo, к которой в 2011 году присоединился «Вимм‑Билль‑Данн» — производитель «Агуши». Сейчас продуктовая линейка бренда включает молочные продукты и детские смеси, фруктовые, овощные и мясные пюре, каши, соки, снеки и многое другое. Учитывая, что самая популярная продукция в категории детского питания — соки и сокосодержащие продукты, поскольку потребляют их не только малыши, далеко не последнюю роль на рынке играет и Coca-Cola, к российским активам которой в России относится базирующийся в Петербурге производитель соков «Мултон».
Противопоставить впавшим в спячку иностранным гигантам можно Danon, чья судьба в России решилась в прошлом году. Местные активы французской компании передали в управление Росимущества, а во главу основного юрлица группы поставли 32-летнего племянника главы Чечни, министра сельского хозяйства республики Ибрагима Закриева. На рынке детского питания «Данон» представляют такие масштабные бренды как «Тёма», специализирующийся на молочных продуктах, мясных и мясорастительных пюре, а также Nutricia, известная молочными смесями «Нутрилон» и лечебным питанием.
Запросы «Фонтанки» в пресс-службы международных компаний ожидаемо остались без ответа. В пресс-службе «Данон» не смогли оперативно прокомментировать итоги 2023 года для производителей детского питания.
На фоне компаний с иностранным участием выделяется крупный отечественный производитель детского питания — АО «Прогресс», выпускающее более 250 продуктов под брендом «ФрутоНяня». Это, традиционно, молочные и кисломолочные продукты, а также фруктовые, овощные, мясные пюре, каши, супы, соки, воды и снеки. Там «Фонтанке» объяснили, с чем может быть связан рост производства в натуральном выражении в целом по стране.
«В 2023 году для большинства производителей продуктов питания оставались актуальными вопросы поиска новых упаковочных решений, расширение пула поставщиков сырья и материалов, логистика. Продолжалась активная работа по импортозамещению. Кроме того, ни для кого не секрет, что темпы рождаемости снижаются, что в свою очередь отражается на самых разных сферах экономики. Тем не менее, в детском сегменте значительно увеличилась доля новых игроков различного уровня, появились новые торговые марки, а также расширилось предложение собственных торговых марок крупных сетевых магазинов», — сообщили в пресс-службе АО «Прогресс».
Производитель «ФрутоНяни» сам расширил ассортимент в части полезных перекусов и кисломолочных продуктов, а также запустил новые злаковые продукты для детей от года.
В компании отметили, что значимый прирост российского рынка детского питания был зафиксирован в марте 2023 года. После него появились первые признаки восстановления спроса, стабилизации и роста продаж практически по всем категориям промышленно произведенных детских продуктов питания как в оффлайн, так и в онлайн-торговле. К середине прошлого года производители возобновили активности и усилили продвижение своих товаров, что в том числе подстегнуло спрос.
Также там сообщили, что во многом рост натуральных продаж действительно произошел за счет низкой базы 2022 года. До показателя 2021 года рынку детского питания пока еще далеко. При отсутствии новых негативных факторов в 2024 году рынок может «перейти к более активной фазе роста» в 2024 году, заключили в компании.
Что касается соков, из данных Росстата следует, что темпы роста из производства в стране за 11 месяцев 2023 года резко увеличились — с 3,8% до 21,7%. Знакомый с ситуация на рынке источник «Фонтанки» отметил, что эти данные «выглядят оптимистично». Пока производители подводят итоги года. Если при их сборе и обнародовании можно будет увидеть сопоставимый рост, это будет «фантастическая цифра».
Дело в том, что год за годом рынок соков в России сокращается, этот устойчивый тренд последних лет. В 2022 году, например, прогнозировалось падение на 10%. По данным BusinesStat, продажи в кризисный год сократились на 8% и среди основных причин называли рост цен и снижение маркетинговой активности ведущих производителей. Как следует из опубликованного на днях исследования рынка безалкогольных напитков американской компании NielsenIQ, в январе-сентябре 2023 года продажи фруктовых соков год к году в натуральном выражении снизились на 1,2%, в деньгах — возросли на 9,1%. Интересно при этом, что продажи охлажденных соков (разница в технологии производства и условиях хранения) выросли в натуральных цифрах на 23,6%, что сравнимо с энергетиками, а в деньгах — на 34,7%.
Из данных все того же Росстата видно, что в России средние потребительские цены соков находятся на максимальном уровне даже в сравнении с пиком санкционного шока в 2022 году. В Петербурге ситуация несколько более благоприятная.
Среди оставшихся товаров, относящихся к детскому питанию, значительно не подорожал ни один. Значительно — это относительно других продуктов, например, помидоров или куриных яиц.
Так, по России за 2023 год фруктово-ягодные пюре подешевели на 1%, мясные подорожали на 2,5%, овощные — на 3,8%, что остается в пределах годовой инфляции, которая составила 7,4%. За эту границу выходят молочные смеси, подорожавшие на 8,3%, что, впрочем, не криминально на фоне других продуктов, каждый из который в отдельности дорожал быстрее инфляции. Интересно, что резкий рост начался с сентября и продолжался до конца года. К этому моменту средняя цена сухой молочной смеси для ребенка в стране составила около 1193 рубля за килограмм.
В Петербурге картина несколько отличается. Как видно, на графике, основанном на росстатовских данных, мясные пюре в городе дороже молочных смесей, но это лишь потому что ведомство считает цену в рублях за килограмм, а ни покупать, ни продавать консервированные пюрешки килограммами никому не проходит в голову. Фруктово-ягодные пюре в конце декабря по сравнению с аналогичной неделей 2022 года подешевели на 3,9%, цены на мясные почти не изменились (+0,6%), овощные подорожали на 1,6%, а вот молочные смеси — на 8%.
Можно было бы предположить, что это летнее ослабление курса рубля, которое переносилось в цены импортных товаров и компонентов состава. Импорт сывороток для производства заменителей грудного молока, основ для смесей и готовый продуктов сокращается, но пока не сводится к нулю. В мониторинг Росстата, в частности, попадают российские «Тема» и «Агуша», локализованный «Нутрилон», а также «Симилак», который производит американская фармкорпорация Abbott. Ее продукцию можно хоть сейчас заказать в интернет-магазине. Но самые дорогие и менее распространенные лечебно-профилактические и лечебные смеси в мониторинге не учитываются.
Евгения Горбунова, «Фонтанка.ру»
Фото: Ирина Бужор/Коммерсантъ