Фото: Огнев Михаил/«Фонтанка.ру»
Поделиться
Сразу три автомобилестроительных завода Петербурга решили пополнить штат — «Автозавод Санкт-Петербург» (ранее известный как «Ниссан мотор рус»), «Хендэ Виа Рус» и «Аурус Моторс».
Новая «дочка» АВТОВАЗА сделала упор на соискателей с высшим образованием, производитель автодвигателей, которым до сих пор владеет Hyundai, ищет уверенных пользователей корейского, а «Аурус Моторс» готов назвать зарплатный потолок лишь по итогам встречи.
АВТОВАЗ разместил в Северо-Западном регионе восемь вакансий по нескольким основным направлениям — финансы и бухучет, юриспруденция, IT, кадры и по технической части. Объявления о найме опубликованы на рекрутинговой площадке hh.ru 24 января.
Информация о заработной плате, на которую может рассчитывать соискатель, указана лишь для электромеханика службы технического обслуживания. Специалисту, в чьи обязанности входит в течение 12-часовой смены обеспечивать надежную работу технологического оборудования, готовы предложить оклад 81,6 тысячи до вычета налогов, что по факту составит от 71 тысячи рублей на руки, зато предусмотрено страхование жизни и компенсация расходов на фитнес.
Для инженера-электроника в обязательном порядке требуется опыт программирования промышленных контроллеров Siemens, наличие опыта взаимодействия с Omron, Mitsubishi и Reliance приветствуется. Еще один важный навык для соискателя — знать специализированную лексику на английском, поэтому со знаниями языка ниже уровня Upper Intermediate лучше не беспокоиться.
Еще серьезнее в компании подойдут к отбору юриста: он должен иметь высшее образование и опыт работы не менее 10 лет. А вот инженер по поставкам автокомпонентов обязан не только иметь корочку о высшем образовании, но и свободно общаться на английском. Зарплата для соискателя не указана, но другие предприятия Петербурга готовы платить столь ценному кадру от 100 тысяч рублей.
IT-специалист нужен не абы какой, а с опытом ведения проектов — ему предстоит координировать разработку и внедрение решений в области информационных систем. В среднем по отрасли работнику с такими навыками легко, судя по количеству предложений на рекрутинговом сайте, найти зарплату в районе 120–130 тысяч.
От бухгалтера по расчету с поставщиками и учету компонентов и начальника отдела по охране труда ничего кроме трехлетнего опыта не ждут, а вот старший контролер финансовых систем нужен такой, чтобы уверенно говорил на английском и неплохо понимал речь на слух. Чью — не указано.
Всем, кому повезет быть нанятым, судя по размещенным объявлениям, предстоит трудиться в промзоне с ближайшей станцией метро «Комендантский проспект» в Петербурге. Приятным бонусом станет ДМС после испытательного срока, компенсация расходов на фитнес и развозка до места работы. Кому-то по результатам работы ежеквартально будут прилетать премии.
С учетом того, что на предприятии налаживают выпуск автомобилей нового бренда на базе комплектующих «иностранных партнеров», наличие в штате работников со знанием английского выглядит вполне закономерным: еще не так давно он считался международным, а китайский, откуда родом значительный объем автокомпонентов, пока еще на пути к тому чтобы таковым стать. К слову, честно говорят о необходимости знать китайский пока только в группе AGR. Это новый владелеы завода Volkswagen в Калуге. На также недавно выкупленный ею Hyundai в Петебурге сотрудников пока не ищут.
Вполне закономерным выглядит расширение штата «Автозавод Санкт-Петербург» — новый бренд, по заверениям АВТОВАЗА поступит в продажу уже этой весной. А тех человеческих ресурсов, которые остались на промплощадке после ухода из России Nissan, ожидаемо может не хватать: от 2,2 тысячи человек остались 1,5 тысячи.
Впрочем, на заводе набор сотрудников с расширением производства не связывают.
— Автозавод регулярно ведет набор сотрудников под производственный план по всем брендам. Производственный коллектив — это всегда живой процесс (переводы, увольнения и т.д.), поэтому автозавод всегда находится в поиске высококвалифицированных кадров, — ответили «Фонтанке» на предприятии.
До последнего момента сведения об облике и названии автомобиля нового бренда, который будут выпускать на площадке «Лада» в Петербурге держались в секрете. Даже после того, как стало известно о регистрации нового товарного знака. Как стало известно «Фонтанке», обет молчания автозавод прервет под конец месяца — первые релизы могут стать достоянием общественности уже в следующий вторник.
Еще оптимистичнее выглядит потребность в новых сотрудниках у «Хендэ Виа Рус». В начале октября 2021 года свежепостроенный завод обещал наладить в Петербурге «массовое производство двигателей» количеством 233 тысячи штук ежегодно, а затем локализовать блоки цилиндров и их головки, коленвал, поршни и прочие компоненты. Случись так, это было первое в России производство автодвигателей и переход на качественно новый уровень локализации сборочных производств. Но в связи с событиями на Украине уже построенный завод так и встал, не начав работать в полную силу.
Надежда на возрождение производства затеплилась, когда Hyundai Motor заговорил о продаже завода в Петербурге: в контур сделки мог войти и завод по производству двигателей. Не сложилось — в собственностьгруппы AGR перешли только производственные площадки в Каменке и Шушарах (в прошлом — завод компании GM, где после покупки Hyundai собирался начать выпуск моделей Hyundai Tucson, Hyundai Palisade и Kia Sportage).
«Хендэ Виа Рус» той же датой, что и АВТОВАЗ, разместила на рекрутинговой платформе пять вакансий, четыре из которых технические и связаны со сборкой двигателей на линии — оператор станков с ЧПУ, инспектор по качеству продукции, оператор сборки линии двигателей. Причем в описании условий труда электромеханика черным по белому указана «работа в помещении завода Hyundai WIA» по адресу Левашовское шоссе, 20к3 в Сестрорецке. Потребность, среди прочих, в административном специалисте со знаниями корейского языка на продвинутом уровне Topik 5 как бы намекает на оттепель в российско-южнокорейских отношениях и возобновлении производства на заводе.
Уровень заработной платы наниматель не указал, но оговорил обеды, ДМС со стоматологией после испытательного срока, страхование жизни и развозку за счет компании.
Получить комментарии от «Хендэ Виа Рус» по известным ей каналам связи «Фонтанке» не удалось: телефон отключен, адрес почты не найден. Оставленный корреспондентом на сайте вакансий номер телефона так и не зазвенел. Игроки авторынка узрели в размещении вакансий косвенное свидетельство перезапуска заводских мощностей, выкупленных «Арт-Финанс», однако делиться с «Фонтанкой» планами насчет «Хендэ Виа Рус» новый владелец мощностей «Хендэ Мотор Мануфактуринг Рус» не стал. Впрочем, зачем его новым сотрудникам знать корейский — непонятно. Ведь собирать они будут все же китайские машины.
Набирает сотрудников и бывший завод Toyota в Шушарах, объявления о найме опубликованы на рекрутинговой площадке 17 января.
ООО «Аурус Моторс» пополняет штат пока что только менеджерами высшего звена: на рекрутинговой платформе размещены вакансии исключительно ведущих — экономиста производственных закупок, бухгалтера, инженера-эколога, казначея и специалиста экономики проектов. Жадных до высокой зарплаты на предприятии решили отсечь на корню, и обещают озвучить зарплатный потолок лишь по итогам встречи с соискателем. Никаких особенных требований, кроме 3 или 5-летнего опыта, к соискателям не предъявляют. Даже владение английским на пороговом продвинутом уровне будет не решающим фактором для найма, а всего лишь преимуществом.
Ни слова компания не говорит и о дополнительных «плюшках» к заработку, видимо «развитая корпоративная культура, дружный коллектив» сами себя хвалят и этого вполне достаточно для финансовой стабильности работника. Впрочем, здесь интрига почти раскрыта: эксперты ожидают запуска на бывших мощностях Toyota производство автомобилей Aurus.
Еще недавно Петербург с четырьмя крупными автосборочными производствами по праву носил звание автомобильной столицы России. Петростат в 2021 году насчитывал в городе свыше 10 тысячи работников, занятых в отрасли. И это после того, как де-факто встали General Motors и Toyota, Спустя год это число официально упало на 300 человек, а по факту в простое находились тысячи автозаводчан. Многие их них так и не дождались прихода новых хозяев заводов и разбрелись кто куда. Все же проблемы найти работу квалифицированному слесарю в Петербурге нет.
К слову, средняя зарплата сотрудников автозаводов в городе на конец 2022 года отмечалась Петростатом на уровне 113 тысяч рублей. Спустя полгода, по итогам июня 2023 года эта цифра опустилась в глазах государственной статистики до 94 тысяч рублей. Возможно, итоги 2022 года были искажены повышенными выплатами в декабре тех, кто решил попрощаться с родной проходной навегда. Нынешние зарплаты, предлагаемые самыми открытыми автомобильными работодателями, оказываются примерно на этом же уровне.
Впрочем, по сравнению с зарплатами на «АВТОВАЗе» это совсем немало. К примеру, по итогам 2023 года среднюю зарплату по всему персоналу компании дотянули до 71,7 тысячи рублей. А до этого было в среднем на 40,5% больше. По основным рабочим специальностям прибавка в Тольятти составила 57,1% — до 74,4 тысячи рублей, это с 47,4 тысячи рублей годом ранее.
К слову, расцвет «петербургского Детройта» в начале 2010-х годов пришелся и на период наибольшей активности независимых профсоюзов, в которых едва ли не ключевую роль играли как раз рабочие автозаводов. К примеру, на «Ниссане» рабочие отказывались терпеть жару в цехах и активно жаловались и выходили с пикетами. По итогам на приятие нагрянула толпа проверяющих, а администрация получила штрафы и предписания улучшить условия труда. А когда получившему травму рабочему начальство попыталось недодать положенные выплаты, активность профсоюзов и проверка Роструда ставила менеджеров на место и обязывала признать его пострадавшим на производстве. На Hyundai рабочие добивались более четко прописанных обязанностей в своих трудовых договорах, а на Toyota — улучшения техники безопасности на производстве. Иными словами, все бурлило и кипело, а, главное, проверяющие органы шли навстречу пожеланиям трудящихся.
Отчасти отголосками тех уже давних баталий между трудом и капиталом стали максимально достойные условия увольнения с поставленных на паузу предприятий. Те, кто не хотел месяцами сметать пыть с простаивающих станков, имели возможность получить по пять-шесть окладов. Насколько сохранится высоко задранная иностранными автоконцернами планка профсоюзной активности и культуры производства на теперь уже российских автопредприятиях, станет известно уже очень скоро.
Наталья Вязовкина, Денис Лебедев «Фонтанка.ру»
Фото: Огнев Михаил/«Фонтанка.ру»