Фото: Михаил Огнев/«Фонтанка.ру»
Поделиться
Медианная зарплата курьера в Петербурге выросла за год на 22%, до 115 тысяч рублей. Немногие отрасли могут похвастаться тем же. «Здоровые мужики», которые доставляют продукты другим «здоровым мужикам» и женщинам, получают доплаты за погодные условия и высокий спрос, бонусы от сервисов и пониженную ставку налога, но расплачиваются за это физическим и ментальным здоровьем. «Фонтанка» вместе с экспертами разбиралась, из чьего кармана в действительности достойно оплачивается нелегкий труд.
В ноябре директор департамента развития внутренней торговли Минпромторга Никита Кузнецов, рассуждая о дефиците кадров на форуме в Новосибирске, отметил расцвет курьерских доставок продуктов. «Если в городе при дефиците кадров один здоровый мужик приносит другому здоровому мужику пачку молока. Это вообще нормально? Хоть на велике, хоть так. Это все-таки повод задуматься», — цитировали его СМИ. Что делать с этим, пока не понятно, но, по словам чиновника, должны быть «какие-то разумные пределы».Фундаментальная проблема, о которой в такой форме высказался глава департамента Минпромторга, действительно заиграла новыми красками на фоне дефицита рабочих рук в ряде отраслей. Дисбаланс в оплате труда существовал и так, но цифры позволяют предположить, что со временем он только усилился.
Так, в Петербурге «здоровые мужики», которые приносят пачку молока и что угодно еще (иногда общий вес заказа превышает 50 кг), получают в месяц около 115 тыс. рублей. Это медианная предлагаемая зарплата на ноябрь 2023 года, по данным hh.ru. По сравнению с ноябрем 2022 года, показатель вырос на 22% или 20,7 тыс. рублей. В целом диапазон зарплат курьеров в городе составляет от 50 до 273 тыс. рублей в месяц. Для сравнения, инженерам-механикам, спрос на которых по стране за год вырос на 46%, петербургские работодатели предлагают от 74,7 до 114, 9 тыс. рублей.
«Не нужно думать, что курьеры на руки стабильно каждый месяц получают 115 000 рублей. В большинстве случаев компании предлагают фиксированный оклад (от 20 000 до 40 000 рублей), а все, что сверху — процент от перевыполнения плана. Некоторые компании работают только на процент от выполненного объема. Таким образом, чтобы получить желанные 115 000 нужно работать более 8 часов в день и при этом каждый рабочий день в месяце, — комментирует Мария Бузунова, руководитель пресс-службы hh.ru СЗФО. — Потому списывать нехватку кадров только на то, что люди идут в курьеры неправильно. Дефицит — это комплексная проблема. А профессия курьера просто универсальна, в неё могут попасть все и в любой момент времени: и студенты, и соискатели в возрасте, и соискатели с инвалидностью, и школьники».
«За последний год средний доход в час курьеров, сотрудничающих с Едой и Деливери, вырос почти на 30%. В среднем в Москве и Санкт-Петербурге доход курьеров-партнеров составляет более 80 тысяч рублей, а в более активные сезоны, например в декабре, эта сумма может достигать более 200 тысяч. Получать выплаты за доставки курьеры могут каждый день», — сообщили «Фонтанке» в пресс-службе Яндекс Еды, Деливери и Яндекс Лавки — по сути, крупнейшего игрока рынка доставки еды в России.
В этих сервисах в основном работают пешие курьеры. Это условно, потому что чаще всего они передвигаются на электросамокатах, электровелосипедах и скутерах. Заработок напрямую зависит от количества выполненных заказов, поэтому скорость играет тут ключевую роль. Сотрудники могут сами выбрать район и часы работы. В компании сообщил, что предоставляют им страховку на время выполнения заказов, бесплатные юридические консультации, бонусы и скидки, в частности, на аренду средств передвижения и пауэр-банков.В Яндекс Доставке работают преимущественно автокурьеры. Они зарабатывают значительно больше пеших и велокурьеров. Средний доход курьеров-автомобилистов, по данным сервиса, за год вырос на 58% в Москве и на 46% — по России, то есть увеличился примерно в полтора раза. Ожидаемо, что больше всего зарабатывают московские курьеры — до 228,8 тыс. рублей в месяц. Петербуржцы на втором месте с верхней границей 185,9 тыс. рублей. Интересно, что в Екатеринбурге потолок дохода такой же.
Как пояснили в пресс-службе сервиса по просьбе «Фонтанки», в среднем курьеры в Петербурге получают 650 рублей в час. 185,9 тысяч рублей они могут заработать, если будут трудиться 22 дня в месяц по 13 часов в день. «Но некоторые курьеры выполняют еще больше заказов: так, в Питере, по нашим данным, один курьер заработал 292 тысячи за ноябрь», — поделились там. Что с ним потом случилось, история умалчивает.
Это не единственный локальный рекорд. Другой петербургский курьер в 2023 году всего за один за один день заработал 21 423 рубля. И это все без учета чаевых.
Другие сервисы также предлагают соискателям должности курьера зарплаты от 80 до 150 тыс. рублей. Например, Ozon fresh в Петербурге ищет на hh.ru курьера на полную занятость с зарплатой от 120 тыс. рублей. В пресс-службе сервиса не смогли пояснить «Фонтанке», сколько часов или смен нужно отработать, чтобы получать столько. Там отметили, что курьеры получают выплаты раз в неделю, примерный доход за день в Петербурге и Ленобласти составляет от 7,5 тыс. рублей на личном автомобиле и 8,5 тыс. рублей на автомобиле компании. Это без учета налога на профессиональный доход, который для самозанятых-физлиц составляет 4%. Всего с сервисом сейчас сотрудничают более 12 тысяч самозанятых курьеров.
Петербургский сервис Igooods, который обеспечивает доставку товаров из таких сетей как METRO, «Лента», «Вкусвилл» и «Глобус», предлагает автокурьерам в Петербурге зарплаты от 70 до 170 тыс. рублей в зависимости от магазина-партнера и его расположения. Компания-партнер «Самоката» в Петербурге обещает платить от 142 до 165 тыс. рублей на руки. Как отмечается в вакансии, еженедельно курьеры гарантированно получают 41,4 тысячи, работая от 2 часов в день. При этом можно брать и смены только в формате подработки — по 4–6 часа в день.
Эти зарплаты вовсе не мифические, подтвердил «Фонтанке» источник на рынке. По его словам, оплата труда курьеров во всех сервисах строится плюс минус по одной схеме. У них есть фиксированная оплата за час, плюс — за каждый выполненный заказ, также есть почасовые надбавки за плохую погоду, расстояние, высокий спрос — по 20–50 рублей каждая. У ряда сервисов есть гарантированная оплата. Если заказов мало и у курьера набегает меньше, сервис ему «добавляет» до несгораемой суммы. По словам собеседника, у одного популярного агрегатора она находится на уровне 140–160 рублей в час. Со всеми «плюшками» выходит в районе 300–500 рублей в час.Агрегаторы стимулируют курьеров брать больше заказов с помощью системы бонусов и личных целей. Нечто вроде челленджа: «Выполни Х заказов или откатай Y часов и сервис доплатит, чтобы твой доход за месяц составил 100 тысяч рублей». Также есть реферальная программа. Если новый курьер выполнит условно 120 заказов за определенный период, дополнительную выплату получит он сам и тот человек, который его привел. В совокупности на них обоих получается что-то вроде 30–40 тысяч рублей.
У дарксторов система оплаты похожа. У ретейлеров и ресторанов, которые владеют собственными доставками, все устроено немного иначе. Например, одна из крупных федеральных сетей магазинов ставит своим курьерам минимальный план 15 заказов в день, за которые они получат как минимум 2300 рублей. Опять же, если получится больше — то хорошо, если вдруг получится меньше — компания доплатит. В ресторанах, бывает, такая система: курьер получает фиксированную ставку 100 рублей в час, в нее входит один заказ (в реальности его может и не быть, но сотрудник все равно получит как минимум 100 рублей), за каждый последующий заказ, выполненный в течение часа, доплачивается еще по 100 рублей.
Сервисы оформляют граждан России, как самозанятых. Налоги им нужно платить самостоятельно, по льготной низкой ставке. Компании, которые набирают иностранных граждан с патентом, оформляют их по договору гражданско-правового характера. В общем, курьеры не бедствуют, но и высоким доходом, как нетрудно догадаться по этим цифрам, разживаются не все.
«Есть разница между двумя видами курьеров. Первые — это которые приходят уже с пониманием, что они тут ненадолго, временно, в качестве подработки. Они не хотят вкладываться, изучать тему. Просто им нужно выйти, какие-то деньги заработать и отчалить, найдя нормальную работу наконец. Второй тип — профессиональные курьеры, которые тоже понимают, конечно, что, они здесь не навсегда, но у них завышенная планка по ожиданиям в плане заработной платы, и чаще всего они комбинируют работу в разных сервисах, редко кто работает в одном», — объясняет собеседник.Только открывать смены и в одном сервисе, и в другом одномоментно запрещено. Впрочем, умельцы находят способы обходить это ограничение. Но есть и другие трудности. Например, рестораны в часы пик очень долго отдают заказы, а курьеру за время не доплачивают. Приходится либо ждать, либо ругаться с поддержкой, чтобы отменили.
«Зимняя курьерка — это не очень легко. Получать эти цифры и выше ты действительно можешь, но сходу получится не у всех. Нужна экипировка, чтоб было и не холодно, и не жарко, и не мокро, и не продувало, качественный транспорт, в котором ты уверен и можешь откатать все планируемые часы доставок. Нужно уметь быстро ориентироваться в локации и в целом хоть что-то соображать, уметь терпеть — и плохую погоду, и мешающих людей, автомобили. В целом должна быть выносливость, а если планируешь надолго задержаться — то и дзен», — говорит источник.
«Откуда берутся такие цифры, я примерно понимаю. Это не ложь, не подлог, но это немножко манипуляция. Это берутся экстремумы, — комментирует автор анонимного телеграм-канала «Ногами курьера», сам раньше работавший в Петербурге. — По 180 тысяч в «Яндекс-Еде» может зарабатывать автокурьер, который работает каждый день по 12–14 часов — то есть, не как фигура речи, а буквально каждый день в течение всего месяца. При этом, ему ещё «повезло», например, периодически ловить повышенные коэффициенты, в частности, в снегопад много заказов и мало курьеров. Доставка стоит дорого, повышается и оплата для курьеров».
Конечно, у такой интенсивной работы ради высокого заработка, есть обратная сторона. Это большие физические нагрузки и последующее эмоциональное выгорание. «Кому-то очень нужны деньги, а молодой организм пока всё прощает», — добавляет собеседник.
Несмотря на обещания щедрых выплат и красочные перспективы, сервисы доставки зачастую остаются убыточными. «Яндекс», как известно, показатели по каждому сервису отдельно не предоставляет. «Лавка», продуктовый сегмент «Еды» и «Маркет Деливери» (экс-Delivery club), сегмент товаров повседневного спроса «Маркета» у него в отчетности объединены в направление «Электронная коммерция». В своем письме для акционеров по итогам III квартала 2023 года компания отмечает, что общая юнит-экономика направления улучшилась на 2 процентных пункта по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и «стала положительной». Основной вклад в это внес Маркет, который все же больше работает как маркетплейс.Про работу «Лавки» в России сказано, что она «сохраняет положительную юнит-экономику» и третий квартал подряд показывает положительную скорректированную EBITDA. Это показатель прибыли до вычета процентов, налогов, износа и амортизации. Как сообщали СМИ, впервые за все время существования «Лавки» с 2018 года он стал положительным во II квартале 2022 года.
«Сервисы доставки продуктов из магазинов Яндекс Еда и Маркет Деливери в третьем квартале практически достигли точки безубыточности по юнит-экономике, улучшив показатели относительно как прошлого года, так и прошлого квартала», — также говорится в документе.
При этом, по данным СПАРК, в 2022 году отдельно от группы ООО «Яндекс Лавка» получило чистый убыток на 3,3 млрд рублей. ООО «Яндекс.Еда» тоже работает в мнус, но сократило убыток до 322,5 млн рублей.
Другие сервисы, как минимум в ЕГРЮЛ, тоже фиксируют тревожные показатели. Основное юрлицо «Самоката» (ООО «Умный ритейл») отчиталось по итогам прошлого года о росте убытка с 9,1 до 10,7 млрд рублей, при выручке в 68,1 миллиарда. ООО «Айгудс Ру» и «Айгудс Системс» в совокупности показали выручку более 188 млн рублей и убыток 114 млн. Впрочем, это всего лишь цифры в отчетности. Многим компаниям убыток не мешает существовать.
Откуда тогда у убыточных сервисов деньги на большие зарплаты для курьеров? Найти ответ на этот вопрос «Фонтанке» помог найти глава аналитической компании InfraProjects и автор термина «бомж-логистика» Алексей Безбородов. По его словам, в конечном итоге высокие зарплаты курьеров обеспечивают клиенты таких сервисов и магазинов, причем для этого не обязательно пользоваться доставками продуктов на дом. Вот как это работает.
Магазины устанавливают свою наценку на каждый продукт, который выставляется на полку. На социально-значимые — молоко, яйца, хлеб — наценка поменьше, на неходовые товары — мраморную говядину, икру, дорогой сыр — побольше. За счет того, что одни товары продаются в ноль или даже в убыток (в случае с продуктами из социально-значимой группы), другие с большой наценкой, в общем котле это все условно суммируется и таким образом магазин зарабатывает прибыль. Курьеры приезжают в даркстор или традиционный магазин, берут собранные заказы у комплектовщиков и везут по адресу. Их труд оплачивается из прибыли ретейлеров.«Что такое их прибыль? Их прибыль — это неоткрытые следующие магазины, не полученные нами с вами, условно говоря, скидки на залежалый товар, пропущенная какая-нибудь маркетинговая акция. Их прибыль — это чуть большая наценка, которую мы не заметим на каждодневное молоко и хлеб. Стоит там молоко 67 рублей или 67,99 — мы с вами на бегу, возвращаясь с работы, этого не увидим», — объясняет Безбородов.
Агрегаторы и маркетплейсы живут по сути за счет комиссий. Если речь о доставке еды из ресторанов, комиссию платит ресторан, и немалую. Однако он же устанавливает стоимость блюд. Некоторые заведения завышают ее, чтобы компенсировать свои убытки, говорит источник «Фонтанки» на рынке доставки продуктов. В результате за комфорт в итоге переплачивает клиент.
Также любой бизнес завязан на инвестициях, но для агрегаторов и дарксторов они особенно важны, поскольку заработок на других направлениях, который доступен тому же традиционному ретейлу, не доступен им. Если крупнейшие инвесторы, а на российском рынке доставки это банки, вкладывают деньги в проекты, которые не приносят прибыли, за это тоже кто-то заплатит и вряд ли это акционеры. А вот клиенты, к которым относится большая часть жителей Необъятной, повышение ставок по кредитам и комиссий на сотые или тысячные доли процента даже не заметят.
В последнее время доставка еды у сервисов подорожала для клиентов. С них стали взимать плату отдельно за доставку, отдельно — за сервисный сбор, а также существенно увеличили минимальную сумму заказа для бесплатной доставки. По мнению эксперта, это тот самый необходимый минимум, без которого инвесторы не будут больше доверять сервисам и вкладывать в них деньги. «Как только курьер будет строить 5–10% от стоимости покупки, если речь идет о покупке больше 1000 рублей, то это все схлопнется», — прогзнозирует Безбородов.
Он обращает внимание на вопросы экономической целесообразности процесса. На примере набора мужских трусов, сшитых в Китае. Три пары в комплекте, вес — в среднем 150 грамм.
«Доставка [такого комплекта] из Китая по морю до склада в российском порту уже с растаможкой, обходится где-то копейки в три, наверное. Я не шучу, в данном случае. Три копейки она стоит, в буквальном смысле. А доставка на последнюю милю, когда я не пошел в магазин, куда массово эти трусы, выгруженные из большой машины, завезли, а попросил со склада мне доставить домой отдельно, уже будет стоить не меньше ста рублей, — объясняет эксперт. — Получается, что они шли по океану, морем, обрабатывались в порту, везлись на машине по России, доехали до Москвы или до Питера, обошлись в три копейки, а потом мне курьер их доставил за 100 рублей. Логика в этом есть? Никакой логики в этом нет».
Евгения Горбунова, «Фонтанка.ру»
Фото: Михаил Огнев/«Фонтанка.ру»