Фото: Freepik.com
Поделиться
Несмотря на уход из России ряда западных компаний, которые считались флагманами ESG-повестки, бизнес по-прежнему стремится соблюдать стандарты устойчивого развития, хотя и с уклоном больше в экологическое направление — как более понятное и очевидное. Минэкономразвития, в свою очередь, готовит российский стандарт отчетности, который должен быть добровольным и при этом иметь местную специфику — например, учитывать инвестиции в технологический суверенитет.
О том, как развивается сейчас в России ESG и нужны ли отечественному бизнесу свои, внутренние стандарты отчетности — или они станут дополнительной бюрократической нагрузкой, — рассказали эксперты на круглом столе «Фонтанки».
Внимание к теме ESG не уменьшилось — несмотря на то, что ситуация в экономике страны не самая простая.
— Напротив, мы отмечаем рост интереса к этой теме и бизнеса, и СМИ, и органов власти, — говорит директор департамента по связям с общественностью холдинга Setl Group Инга Ярош. — Особенностью этого года стало увеличение именно социальной составляющей в общей концепции ESG: компании стали уделять еще больше внимания вопросам кадровой политики, мотивации и поддержки, программам well-being. Человек — сотрудник, клиент или партнер — именно он сейчас стоит в центре внимания политики корпоративной ответственности. Это обосновано текущей ситуацией в стране, в мире, государственными приоритетами и целями.
Инга Ярош отметила также, что в числе трендов этого года — развитие партнерства по ESG-повестке со странами БРИКС. И в этой плоскости на первом месте именно экологическая составляющая, которая крайне важна для этих стран и перспективна для нашей.
При этом руководитель направления разработки продукта ГК «А101» Павел Брызгалов сообщил, что именно решение экологических вопросов или активное участие в экологической политике ошибочно воспринимается как реализация полноценной ESG-политики, хотя она по своей сути гораздо шире.
— Пока что концепция ESG наиболее интересная тем компаниям, деятельность которых непосредственно связана с влиянием на экологию, или тем, которые видят в ESG сильный маркетинговый инструмент, — считает он. — Также необязательно сначала формулировать ESG-программу, а только потом начинать внедрение — получать сертификаты, воплощать принципы устойчивого развития на практике. Зачастую компании приходят к утверждению стратегии, уже проделав какой-то путь трансформации в различных сегментах бизнеса — производственного, человеческих ресурсов, социальной политики и пр.
— Сравнив практику ESG с нашим подходом к девелопменту, мы поняли, что 15 из 17 принципов устойчивого развития мы уже реализуем, — добавил Павел Брызгалов. — В концепцию наших районов заложены такие составляющие, как работа с сообществом, разработка и развитие стандартов образовательной и спортивной среды, инициативы в сфере медицины и здорового образа жизни, создание непрерывных пешеходных и велосипедных маршрутов. Среди экологических инициатив — программа системного создания в жилых районах стационарных пунктов приема вторсырья. Делается это совместно с инициативными группами жителей, при этом каждый такой пункт выступает также в роли тематического общественного пространства. Так, пункт РСО в жилом районе «Испанские кварталы» стал экокластером с пространствами для просветительских мероприятий экологической направленности, арт-пространствами для детей и подростков.
Интерес к ESG-повестке, а особенно к экологической тематике стал больше, считает Елена Орлова, генеральный директор АО «Комсомольская правда», и.о. генерального директора ООО «Институт полимеров».
— Например, предприятия, которые занимаются переработкой вторичных полимеров, стали более открытыми и заинтересованными в этой повестке, — объяснила она. — На мой взгляд, какое-то время назад это было не столь популярно, а сейчас движется и развивается в связи с потребностями развивать циркулярную экономику.
Тем не менее, именно вопросы экологии становятся первостепенными в деятельности компаний в рамках ESG-повестки. Например, девелоперы могут реализовывать их непосредственно в проектах комплексного освоения территории, говорит Павел Брызгалов.
— Это выражается в самом отношении к территории застройки. Мы, например, сохраняем естественный рельеф, интегрируем объекты в природные объекты: ручьи, пруды, крупные зеленые насаждения становятся частью концепцию благоустройства района, — пояснил он. — Если в пятно застройки попадают, например, вековые дубы, то, чтобы не нарушать корневую систему, мы тщательно охраняем ее в ходе строительства, регулярно проводим «диспансеризацию» деревьев, приглашая для этого профильных специалистов, а иногда меняем конфигурацию здания. Таким образом деревья становятся частью двора или формируют «карманные» парки между домами. А при возведении школы «Энергия» мы одну из стен сделали радиусной, чтобы она буквально огибала большой дуб. Пространство вокруг него стало необычной и живописной зоной отдыха с лавочками, и теперь под кроной этого дерева почти всегда сидят люди — читают книги, качают детей в колясках.
По словам Павла Брызгалова, такой подход актуален для девелоперов, которые не ограничиваются пятью годами реализации проекта, а задумываются о том, насколько комфортную городскую среду они создают и как будет развиваться территория после завершения строительства.
— Для нашей компании экологические кейсы остаются важными и активно развиваются, поскольку именно у девелоперского бизнеса есть непосредственная возможность через проекты менять окружающую среду и создавать качественные экосистемы кварталов и городов, — подтвердила Инга Ярош. — В нашей компании внедрен стандарт Setl Green, который закладывает в проекты принципы экологичности, эргономичности, энерго- и водоэффективности. Благодаря этому в новых жилых комплексах формируется удобная среда, где во дворах — много зелени, общественные пространства выполнены с использованием экологичных материалов, в шаговой доступности — все необходимое, благодаря чему оптимизируется логистика и снижается уровень загрязняющей активности.
— Мы давно позиционируем себя как предприятие зеленой экономики, то есть стараемся брать заказы или начинать новые проекты, у которых замкнутый цикл, — рассказывает Елена Орлова. — Чтобы выпущенное нами изделие для пищевого или бытового направления вернулось к нам, а мы бы его могли переработать в техническое изделие, например, контейнер для склада, упаковку для хранения. В общем, чтобы меньше всего у нас попадало на полигоны, а больше превращалось во вторичное сырье, обеспечивая хорошую экономику проекта.
Актуальна такая позиция еще и в связи с тем, что в стране производят все больше сложных изделий, которые раньше в основном завозили из Европы. По мнению Елены Орловой, будет образовываться много вторичных полимерных материалов, и нужно будет развивать направление их повторного использования. Например, в транспортной сфере — на РЖД или в метрополитене — или для городского благоустройства.
— Нужно систематизировать процесс переработки, потому что после полигона сортировать его для вторичного использования крайне проблематично, — пояснила Елена Орлова. — То есть надо изначально выстроить цепочку по сбору, разделению и передаче. Эта организационная и, пожалуй, самая затратная часть.
Поэтому, как отмечает эксперт, сейчас предприятиям заниматься зеленой экономикой невыгодно — необходима длительная подготовка. Скорее, это актуально для компаний, которые думают о своем имидже, о развитии города и нацелены на будущее.
— Скорее всего, пройдет немало лет, прежде чем мы начнем относиться к этому не как к мусору, а как к вторичному сырью — и это должно быть организовано на уровне города. Тогда это будет понятно и для каждого обычного жителя Петербурга, — резюмировала она. — А сама система должна быть простой и понятной, чтобы до контейнера для раздельного сбора не пришлось далеко идти.
Главный вопрос развития вторичной переработки — востребованность полученной продукции. Как говорит Елена Орлова, компания рассчитывает наладить взаимодействие со строителями, но «вклиниться» в процесс закупок достаточно сложно: у них все цепочки поставок уже выстроены, и не все готовы осваивать что-то новое. Раньше, по ее словам, продукция из вторичных полимеров отправлялась в Финляндию — это были контейнеры для хранения угля. В России же пока рынок сбыта найти не удалось.
Но все-таки в строительстве они так или иначе используются. Павел Брызгалов отметил, что в ГК «А101» применяет оконные пластиковые профили, которые содержат определенную долю вторичного пластика, а, например, из обрезков утеплителя компании-производители создают новые листы этого материала.
— Мы активно берем в работу технологии, которые позволяют вывести подход к строительству на новый уровень, — добавил он. — Тем более, что в нашей сфере вариантов для внедрения вторичных материалов достаточно много.
Что касается других направлений ESG, то сейчас в приоритете социальный аспект, считает Инга Ярош. Причем он может быть ориентирован как вне компании, так и внутрь. Например, совместные с жителями экологические акции, которые проводит девелопер, способствуют развитию добрососедства — а это уже социальный аспект.
Кроме того, практики устойчивого развития способны выступать мощным фактором мотивации для сотрудников.
— Мы получаем огромный положительный отклик от людей на возможность принимать участие в благотворительных инициативах, экологических акциях, — отметила Инга Ярош. — В компании недавно образовался клуб волонтеров «Добрый Setl» — и сразу его ряды пополнились примерно двумя сотнями человек. Подобные инклюзивные проекты позволяют людям приобщиться к чему-то общему и большому, доброму. Такому, что одному человеку не под силу, а при совместном участии обретает масштаб. Мы отмечаем, что такие возможности значительно повышают лояльность сотрудников компании и мотивируют на долгосрочное трудоустройство.
Павел Брызгалов отметил также, что один из пунктов устойчивого развития — создание качественной экономической среды в новых районах.
— В своих проектах мы формируем «инкубатор» новых бизнесов, стимулируем и поддерживаем развитие малого предпринимательства на территории. В наших интересах не просто построить коммерческие помещения по нормативам — мы хотим, чтобы они быстро заполнялись полезными для жителей функциями и создавали качественную городскую среду, где все необходимое находится в 15-минутной пешей доступности, — рассказал он.
В рамках этой идеи у застройщика созданы бизнес-кафе с рабочей группой наиболее проактивных представителей бизнеса, где предприниматели общаются друг с другом. А управляющая компания, в свою очередь, оказывает поддержку, консультируя на предмет востребованности продукции или услуг в той или иной локации.
— Некоторые кафе, магазины, салоны дизайна в наших районах «выросли» из идей самих жителей, которые до этого работали в найме, — добавил Павел Брызгалов.
Часть социальной повестки также направлена на развитие добрососедства и проведение спортивных мероприятий, для чего создаются соответствующие объекты — парки, общественные пространства, и даже организации.
Для работы над вовлечением детей и взрослых в создание добрососедской среды в структуре ГК «А101» действует образовательное бюро «Лёрнити А101», отметил Павел Брызгалов. И одна из ключевых задач бюро — формирование во всех построенных группой компаний районах образовательной экосистемы, аналогов которой еще не было в России. Сейчас бюро проводит несколько сотен мероприятий в год для развития добрососедства и роста качества социальной жизни. Эксперты «Лёрнити А101» отмечают: людям часто важно просто показать, что так можно сделать, что обязательно будет поддержка и помощь, что в итоге всем будет интересно. Так формируются локальные сообщества, а у жителей возникает «чувство дома», принадлежности к месту.
Конечно, уход западных компаний не прошел незамеченным и для ESG-повестки.
— У нас были зарубежные партнеры, которые были нацелены на зеленую экономику, и новых пока я не встречала у нас на рынке, — прокомментировала Елена Орлова. — Конечно, это направление будет развиваться, но это займет какое-то время, т.к. мы только сейчас начали перестраиваться на отечественное сырье. И все равно остаются какие-то моменты.
Например, сейчас есть нехватка полимерных материалов для вторичной переработки — раньше они ввозились в виде упаковки с зарубежной продукцией, а внутренний сбор их не налажен, поэтому переработчики буквально стоят в очереди за сырьем, говорит она. Поэтому сейчас важно отрегулировать процессы внутри страны, чтобы они стали циркулярными.
Бизнес сомневается в том, что появление стандартов отчетности в сфере устойчивого развития повлияет на продвижение ESG.
— Здесь не должно быть каких-то жестких KPI, стандартизация должна применяться к счетным параметрам, а ими сложно оценить комфорт проживания, — говорит Павел Брызгалов. — Как, например, оценить социальный вклад в развитие города? Как его посчитать?
Он привел в пример строительство социальных учреждений — школ и детских садов. При реализации масштабных проектов девелоперы должны их строить, так что сам факт создания сложно расценивать как заслугу застройщика. Но как оценить, насколько комфортную, дружелюбную и эффективную образовательную среду компания создала в каждой школе, — вопрос открытый.
— Главное, чтобы это все не свелось к очередному ГОСТу, к очередному СНИПу, которые могут привести все хорошие намерения к формальности, — добавил Павел Брызгалов. — Кому-то такая отчетность позволит казаться лучше в глазах общественности, однако те, кто по-настоящему хочет этим заниматься — создавать качественную городскую среду, развивать локацию, — будут это делать без всяких рейтингов и отчетов.
Елена Орлова считает, что у бизнеса и так слишком много отчетов, которые необходимо составлять.
— Главное, чтобы этот документ не приобрел масштабы диссертации, — говорит она. — Конечно, правительству необходимо как-то ориентироваться в ситуации и следить за тем, куда идет бизнес. Так что какая-то отчетность все же нужна, но в умеренном варианте, чтобы сэкономить время, которое, как известно, деньги.
Вложения в ESG-повестку актуальны для тех отраслей, которые ориентированы на работу «вдолгую».
— Идеологически строительная отрасль всегда работает с будущим, — говорит Павел Брызгалов, — ее «продукция» используется не год, не два, а многие десятилетия. Это значит, что мы должны задавать множество векторов для развития общества на созданной нами территории. Поэтому для меня очевидно, что девелоперы должны глубоко погрузиться в тематику ESG и максимально интегрировать ее в свою деятельность. Да, строительные компании базово занимаются развитием территории, но важен подход — не разрушать то, что уже есть, а созидать и преобразовывать.
Елена Орлова отметила, что необходимо более масштабно подходить к решению вопросов — на государственном уровне создать системную координацию среди переработчиков, а также тех, кто сырье собирает и тех, кто его транспортирует.
— Решить этот вопрос можно с помощью мусороперерабатывающих заводов, где часть отходов будет превращаться в энергию, а часть — во вторичный продукт, — подчеркнула она. — Но это задача затратная для города, поэтому бизнесу тут без государства не обойтись.
Фото: Freepik.com