Фото: Павел Каравашкин/«Фонтанка.ру»
Поделиться
Федеральная антимонопольная служба РФ впервые с 2019 года разрешит аэропорту «Пулково» увеличить сборы за обслуживание самолетов на региональных рейсах. Также растут тарифы на международные направления и перелеты до Москвы. «Фонтанка» выяснилась, из-за чего перестала сходиться экономика воздушной гавани и что изменится для пассажиров.
О том, что ФАС предлагает установить новые сборы и тарифы для обслуживания авиакомпаний на внутрироссийских рейсах, 13 декабря сообщил «Коммерсант» со ссылкой на проект приказа ведомства.
Согласно документу, в петербургском аэропорту «Пулково» тариф на взлет-посадку вырастет на 20% — до 433 рублей за 1 тонну максимальной взлетной массы. Сбор за обеспечение авиационной безопасности — также на 20% до 397 рублей за т/мвм. Плата за пользование терминалом «Пулково-1» поднимется на 21% до 115 рублей за каждого пассажира. При этом неизменным остается тариф за обслуживание пассажиров — 292 рублей.
Также ФАС согласовало увеличение тарифов в аэропорту «Спиченково» (Новокузнецк) и «Гагарин» (Саратов)
Для кого именно поднимутся тарифы?
Речь идет об аэропортовых тарифах и сборах на обслуживание рейсов в другие регионы РФ, за исключением Москвы. На них приходится более 60% трафика, пояснил «Фонтанке» генеральный директор компании «Воздушные Ворота Северной Столицы», управляющей Пулково, Леонид Сергеев. По его словам, тарифы на российских направлениях не менялись с 2017 года. С учетом того, что аэропорт повысил расценки на три тарифа из четырех, которые регулирует ФАС, итоговая индексация составит не 20%, а 12,9%, отметил он.
При этом накопленная инфляция за этот период составляет 41%. В следующем году ВВСС намерен снова обратиться к антимонопольщикам за разрешением еще раз пересмотреть размер платы за обеспечение авиационной безопасности.
Индексация происходит также по тарифам, которые ФАС не регулирует. В 2023 году изменение сборов за обслуживание российских авиакомпаний на направлении Санкт-Петербург — Москва и международных рейсах составило до 8%. «Это тоже значительно ниже уровня инфляции, в 2022 году тарифы не менялись» — пояснили в пресс-службе ВВСС. В 2024 году планируется индексация еще на 7,5%. Тарифы на международных направлениях для иностранных перевозчиков не менялись с 2017 года.
Почему Пулково вынуждено поднимать цены?
По словам Леонида Сергеева, текущий уровень расценок на обслуживание бортов на региональных рейсах перестал покрывать расходы аэропорта. В первую очередь, растут затраты на зарплаты сотрудников (ФОТ занимает 55% расходов воздушной гавани). Обслуживание импортного оборудования тоже подорожало из-за сложностей с логистикой и ослабления рубля.
По итогам 2022 года Пулково заработало 4,8 млрд рублей чистой прибыли. Однако нужно учитывать, что сейчас аэропорт инвестирует значительные средства в программу импортозамещения и усиление безопасности. «По указу президента, ИТ-системы, относящиеся к критической инфраструктуре, должны быть заменены к 2025 году. Мы переустанавливаем практически все системы», — отметил Леонид Сергеев.
Реализация инвестиционного проекта по созданию второй очереди аэропорта также требует капитальных вложений. Они оцениваются в 50–70 млрд рублей, но окончательная сумма будет известна после завершения проектирования.
Сейчас по региональным рейсам воздушная гавань работает в минус. Раньше Пулково могло компенсировать эти потери за счет международных направлений, но сначала из-за пандемии, потом из-за закрытия воздушного пространства их число уменьшилось в два раза. Повышение регулируемых тарифов позволит сократить эти убытки и получить средства, которые можно потратить на улучшение работы аэропорта, отмечает Леонид Сергеев.
При этом «Пулково» продолжает оставаться дешевле многих региональных аэропортов и даже московских. Например, стоимость взлета-посадки в петербургском аэропорту по новым тарифам составит 433 рублей за 1 тонну максимальной взлетной массы. Для сравнения, в Домодедово 450 рублей, в Шереметьево — 586,5 рублей. «В этом году Пулково перевезет 20,3 млн пассажиров, что говорит о том, что благодаря нашей ценовой политике и уровню сервиса авиакомпании нас выбрали», — подчеркнул Леонид Сергеев. При корректировке тарифов «Пулково» ориентируется на то, сколько будет стоить обслуживание рейса авиакомпании.
Подорожают ли авиабилеты?
По расчету ФАС, который приводит «Коммерсант», рост тарифов в «Пулково» в расчете на пассажира «туда-обратно» составит не более 116 рублей. Можно ожидать, что наиболее заметно рост тарифов отразится на самых дешевых авиабилетах. Однако перевозчики не обязательно переложат его пропорционально и, к примеру, могут компенсировать увеличение сборов за счет более маржинальных направлений. Стоимость аэропортовых услуг составляет 4–6% от затрат перевозчика.
Компании используют динамическое ценообразование и формируют свою ценовую политику, исходя из востребованности маршрута, сезонности спроса и своей внутренней экономики, отмечает Леонид Сергеев. Поэтому прямого влияния на цены на билеты индексация тарифов не окажет, считает глава ВВСС.
«Любой рост стоимости обслуживания рейсов авиакомпании в том или ином аэропорту оказывает влияние на цену билетов в большую сторону», — прокомментировали в авиакомпании «Россия». Пока перевозчик ознакомился с новым прейскурантом цен на услуги «Пулково», которые не регулирует ФАС.
«Цена на ряд услуг, таких как предоставление трапов или автобусов для пассажиров, увеличилась на 20 процентов, что в несколько раз выше заявленного уровня инфляции», — отметили в пресс-службе. Сейчас авиакомпания готовит официальное письмо с просьбой объяснить столь существенный уровень повышения цены. В компании «Руслайн» не стали комментировать тему изменения тарифов. В RedWings на момент публикации не ответили на запрос «Фонтанки».
Галина Бояркова, «Фонтанка.ру»
Фото: Павел Каравашкин/«Фонтанка.ру»