Фото: Наталья Вязовкина / «Фонтанка.ру»
Поделиться
На шинном заводе «Айкон Тайерс» (бывший финский производитель Nokian Tyres) под Петербургом запустили в серийное производство летние шины под новым брендом. Резина Icon Tyres поступит в продажу уже весной 2024 года. По этому случаю на заводе рассказали, как пережили уход финнов и смену собственника, и на что пришлось пойти ради сохранения производства.
Шинный завод в составе финского концерна Nokian Tires во Всеволожске построили в мае 20005 года, а уже в июне он выпустил первые шины. В апреле 2022 года пятый пакет санкций запретил экспорт шин из России в страны Европейского Союза, а также многих видов сырья и материалов, которые завод использовал в производстве и раньше приобретал в Европе. На этом фоне Совет директоров концерна Nokian Tires с конца июня 2022 года объявил контролируемом уходе с российского рынка. Победителем тендера по продаже бизнеса стало ПАО «Татнефть». Сделка была закрыта в марте 2023 года.
За 19 лет существования завода в общей сложности в него было инвестировано более 1 миллиарда евро. На пике до 80% всего объема легковых шин, которые производила компания, производились на мощностях Всеволожской фабрики, с ее конвейера в год выходило 17 миллионов шин. В 2022 году две трети всего произведенного во Всеволожске объема продукции уходило на экспорт в 40 стран мира, в том числе страны Северной, Центральной, Западной и Восточной Европы, а также в США и Канаду. По условиям сделки, завод потерял возможность производить шины под брендом Nokian Tires, а также использовать суббренды Hakopelita для зимних шин и Hakka для летних. Если сейчас где-то еще находят резину Nokian Tires, то это лишь остатки.
Фото: Наталья Вязовкина / «Фонтанка.ру»
Поделиться
— Летом 2022 года мы запустили программу локализации. В общей сложности в рамках программы мы локализовали более 100 проектов, связанных с технологическим оборудованием, IT-системами, решениями для поддержания бизнеса, сервисами для потребителей. Отдельный блок посвятили вопросам обеспечения сырья и материалов, — говорит генеральный директор компании Андрей Пантюхов.
На автономный режим — по сырью, материалам, IT решениям — завод вышел к концу 2022 года.
Что касается персонала, удалось сохранить лишь ключевую команду. В 2022 году на заводе объявили программу добровольного выхода, в результате оптимизации численность персонала сократили с 1,5 тысячи человек до 1,1 тысячи. Впрочем, штат снова наращивают — за этот год в компанию пришли 78 новых работников.
Удалось сохранить технологические процессы и регламенты. А вот отдел исследования и разработок, который, начиная от разработки материалов, конструкции шин, шипов и так далее, и заканчивая тестированием и сертификацией продукции, ранее был полностью сосредоточен в Финляндии, пришлось собирать с нуля.
— Мы изучили лучшие практики и в нашей бывшей материнской компании, и в других ведущих мировых шинных производителях, взяли за основу, и переложили на нашу почву, — рассказывает Андрей Пантюхов.
Никаких изменений на производстве не произошло. Все оборудование,
какое было, продолжает работать. Изменилась только оснастка — на пресс-формах для боковин больше нет лого Nokian Tyres.
— Сейчас завод работает не на полную загрузку. Мы фактически законсервировали наиболее старые производственные линии, хотя они в отличном состоянии и еще поработают, покажут себя. Работаем на более новых линиях, — говорит Андрей Пантюхов.
Точных цифр по загрузке завод не раскрывает, но если говорить в объеме суточного выпуска, то он составляет чуть меньше половины от максимальной производственной мощности.
Начиная с летнего сезона 2024 года, все шины завод будет выпускать под брендом Icon Astrograph в премиальной линейке, и Icon Nordman — в средне-ценовом сегменте, который в будущем сменит имя на Icon Character.
Семейство летних шин Icon Astrograph составят три модели — Ultra 2, Aqua 3 и Eco 3. Как объясняют на заводе, с этими шинами российские автолюбители знакомы по маркам Nokian Tyres Hakka Black, Blue и Green.
Наталья Вязовкина, «Фонтанка.ру»
Фото: Наталья Вязовкина / «Фонтанка.ру»
Фото: Наталья Вязовкина / «Фонтанка.ру»