Календарь

Декабрь 2024

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

   |  →

11:26, 05.01.2024

Что будет с авторынком в России в 2024 году? Отвечают эксперты

За 11 месяцев 2023 года россияне потратили на покупку китайских автомобилей почти триллион рублей. На долю Lada пришлось всего 268,8 млрд выручки. О том, как изменится авторынок в России в 2024 году, «Фонтанка» спросила у экспертов.

Фото: Евгений Павленко/Коммерсантъ

ПоделитьсяПоделиться

Атмосферу, царившую на российском авторынке в минувшем году, можно с легкостью описать всего тремя словами — экспансия китайского автопрома. Из 939 тысяч легковушек, которые, по данным Автостата, россияне приобрели за 11 месяцев 2023 года, на долю китайских Haval, Chery, Geely, Changan, OMODA и EXEED пришлось 398,5 тысячи штук, предпочли Lada лишь 292,8 тысячи покупателей. Если судить по доходности, то и в лидерах по доходности — «китаец»: на покупку Chery россияне потратили 301,7 млрд рублей, Lada оказалась лишь на второй строчке с выручкой 268,8 млрд рублей, отмечает Автостат-инфо. И следом за ней — снова китайские бренды: Geely принесла выручку в 254 млрд рублей, Haval — 237,4 млрд, Exeed — 161 млрд. Суммарно на долю автомобилей из Поднебесной пришелся почти триллион рублей выручки, это в 3,5 раза больше, чем принес отечественный бренд.

По мнению экспертов аналитического агентства «АВТОСТАТ», в 2024 году продажи отечественных автомобилей могут составить от 900 тысяч до 1,48 млн машин. Плавный рост ждет отечественный авторынок и по подсчетам Минэкономразвития РФ — 1 млн 108 тыс. штук в 2024-м, 1 млн 163 тыс. единицы — в 2025-м и 1 млн 225 тыс. машин — в 2026-м. Доля же импорта на фоне восстановления внутреннего рынка будет ежегодно снижаться темпами до 20%.

Цена автомобиля складывается из его стоимости, которая исчисляется в валюте, в случае китайского автопрома — в юанях, стоимости доставки, логистических расходов, стоимости пошлины, стоимости НДС на ввозимую продукцию и утилизационного сбора. И все это в сумме составляет примерно 50% стоимости автомобиля. То есть автомобиль, который стоит в Китайской народной республике миллион, здесь продается примерно за 2 миллиона, объясняет совладелец группы компаний «Автополе» Сергей Моренков.

— Прогнозировать стоимость в следующем году можно исходя из того, что будет ли меняться валюта в ту или другую сторону, и из желаний правительства. Потому что, как на яйцах, могут отменить сбор или пошлину, что, конечно, сразу в лучшую сторону скажется на стоимости автомобиля. Хотя пока признаков возможной отмены нет. Поэтому, скорее всего, мы движемся к стабилизации, когда объем продаж падает, а цены растут. Политика, которую проводит Центробанк, повышая ключевую ставку, давит на рынок, он уменьшается, предложение падает. Всем понятно, чтобы дистрибьюторам существовать, производителю либо дилеру надо продать 100 автомобилей с маржой 5%, либо 20 автомобилей с маржой 20%. Иначе отрасли не будет. Поэтому вряд ли автомобили подешевеют, если все показатели останутся на том же уровне, — отмечает он.

Несмотря на уверенный рост авторынка в летние месяцы прошлого года, осень продемонстрировала спад продаж. Состояние спроса на конец года эксперты и вовсе оценивали как депрессивное. Причиной тому, по мнению игроков рынка, стало повышение ключевой ставки: сильно завязан на банковском финансировании бизнес с его высокими вложениями в обороты, убавилось и количество желающих покупать машину в кредит.

— Мы уже получили сверхвысокие цены и сверхдорогие кредиты, и, в общем-то, нет факторов, которые бы говорили в пользу покупки сегодня автомобиля. По отдельным маркам доля кредитных продаж физическим лицам составляет уже до 90 процентов. Это говорит о том, что покупать просто за деньги люди не в состоянии. С 21 января вступает в силу закон о поправках к закону потребительского кредитования, он существенно усложняет выдачу кредита, в частности, в бюджетном сегменте. Банк должен будет подробнее вникать в сделку, больше документов потребует. Это усложнит процедуру выдачи кредита, а, значит, продажи еще упадут, — считает исполнительный директор, вице-президент Ассоциации РОАД Вячеслав Жигалов.

Цена на подержанные автомобили всегда неразрывно связана с ценой на новые машины, говорит Сергей Моренков, и в зависимости от ситуации на рынке и экономике спрос несколько смещается.

— Когда в экономике все не очень хорошо, то покупают более дешевые автомобили и больше за наличные. Когда экономическая ситуация улучшается, то повышается чек автомобиля с пробегом и увеличиваются продажи автомобилей в кредит, — объясняет совладелец «Автополя».

Появление автомобилей из Индии, Ирана, либо откуда-то еще, Сергей Моренков считает маловероятным.

— В Китае автомобильная отрасль сегодня на таком высоком уровне с точки зрения качества, дизайна и автоматизации, что китайский автопром практически теснит и европейские, и японские, и американские автомобили. Китайские автопроизводители сделали очень большой рывок вперед, автомобили представлены во всех сегментах: есть и очень доступные, и в среднем ценовом диапазоне, есть и премиальные, и даже люксовые бренды, где стоимость достигает нескольких десятков миллионов рублей, — говорит эксперт.

Далеко не все производители ушли до конца. Многие пытаются что-то завозить по параллельному импорту, многие так или иначе поддерживают гарантийное обслуживание, предприятия продолжают работать, говорит Сергей Моренков.

— Вероятность, что в какой-то среднесрочной перспективе некоторые из них могут вернуться, я считаю, есть. Спрос на автомобили, ввозимые по параллельному импорту, сейчас очень низкий. Емкость ушедших брендов уменьшилась в десятки раз. Потому что, во-первых, стоимость существенно выросла, поставки идут непонятными каналами. Во-вторых, никто не хочет нести на себе риски проблем, которые случаются уже достаточно часто: машины из других регионов здесь не активируются, либо активируются частично. То есть фактически работает только железо, а вся электроника отсутствует, а для современного автомобиля, где очень много опций, это достаточно существенно. Но если европейские производители полноценно вернутся официально
и начнут поставки, то, конечно, они смогут обратно отвоевать рынок. Но так, как раньше, уже не будет, потеснить «китайцев» до конца им не удастся, в лучшем случае они займут 15–20% рынка, — полагает эксперт.

Под конец 2023 года доля китайского автопрома на российском рынке превысила 50%. Очевидно, что китайские марки в этом году продолжат наращивать свою долю на рынке, полагает директор розничных продаж АГ «Авилон» Илья Петров.

Бывалые автолюбители смотрели на китайские автомобили с осторожностью, ожидая, что свои слабые стороны они начнут демонстрировать в полной мере как минимум через год эксплуатации. По мнению Сергея Моренкова, предпосылок к снижению популярности автомобилей из Поднебесной нет и вряд ли они предвидятся.

— Китайские марки достаточно активно продавались, начиная с 2020 года. Geely, Haval, Chery имели достаточно хорошие объемы продаж. Считайте, прошло уже 2–3 года. Сейчас очень много подержанных китайских автомобилей в обороте, продаются с рук на руки и по второму, и по третьему разу, и проблем, которые бы отпугивали покупателя, у них нет. Автомобиль — это очень сложный агрегат, он состоит из большого количества блоков и агрегатов, на которых специализируются
разные страны. Практически вся электроника, система АБС, подушки безопасности — это разработки Bosch, Германия. Что касается коробок передач, то там тоже несколько мировых производителей. Двигатели внутреннего сгорания, это тоже, как правило, 3–4 производителя, как правило, по лицензии. Так или иначе, все установленные ДВС они корнями «оттуда». Поэтому наша отечественная, локальная, история это, наверное, «Буханка» УАЗа. А все остальное, что считается произведенным в Российской Федерации, придумали не наши инженеры, и отштампованы они на станках, которые тоже не у нас произведены. Без международного сотрудничества сегодня автомобильная отрасль существовать не может. Сами китайцы признают, что если, например, автопроизводитель попадет под санкции, и будет полностью отключен от западных технологий, то ему придется очень туго, они к этому пока не готовы, — говорит Сергей Моренков.

По итогам 2023 года объем автопроизводства в Китае составил порядка 25 миллионов автомобилей, поделился с «Фонтанкой» президент компании АВТОВАЗ Максим Соколов. С учетом того, что АВТОВАЗ перезапустил бывший завод Nissan, Hyundai приобрела российская компания, и наращивает обороты «Москвич», российский рынок, по оценкам Соколова, в лучшем случае перешагнул планку в 1 миллион.

— Российский рынок с китайским не сопоставим. В автомобиле 4,5 тысячи компонентов, их себестоимость определяется количеством произведенных автомобилей. Поэтому себестоимость китайских машин существенно ниже, чем производимых на российский рынок в целом, — поделился он.

Прогнозировать, что российский автопром перегонит китайский, на текущий момент достаточно сложно, считает Илья Петров.

— Отмечу в целом, что увеличение доли российского автопрома на рынке зависит, в том числе, от дальнейшего развития и повышения качества продукции, успешного маркетинга и позиционирования, — комментирует Петров.

И проблема не в том, что китайцы сильные, а в том, что слабые мы, говорит Вячеслав Жигалов.

— Мы ничего не делаем для того, чтобы усиливать свою конкурентоспособность. К сожалению. У нас очень плохие инвестиции в исследования, отсюда практически нет в индустрии производства автокомпонентов на первичный рынок, на конвейер, и на вторичный рынок, на запчасти. И в общем-то, мне кажется, если мы строим космические корабли, то произвести тормозные колодки, например, для Volkswagen, наша промышленность должна быть в состоянии, — отмечает Жигалов. — Несмотря на всю промышленную политику, на все усилия Минпромторга по раздаче бюджетных денег, в общем-то, ничего толком не происходит. И вся та индустрия автокомпонентов, которая была создана западными компаниями в рамках локализации, она, в общем-то, по большей части оказалась имитацией.

Наталья Вязовкина, «Фонтанка.ру»

Фото: Евгений Павленко/Коммерсантъ

Источник: Фонтанка.ру
просмотров: 651

Аккредитация

Компания или частное лицо может получить аккредитацию для публикации новостей на нашем портале.